Решение по иску Череповской А.В. к ГУП СК `Ставрополькрайтеплоэнерго`, и Министерству имущественных отношений Ставропольского края об устранении препятствий в пользовании земельным участком



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2012 года село Донское

Труновский районный суд в составе председательствующего судьи Чалченко В.В., с участием представителя истца Череповской А.В. – адвоката Чернеевой Т.А.,, представителя ответчика ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» Чепега О.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчиков ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» и министерства имущественных отношений Ставропольского края Бахтояровой О.А.,

при секретаре Луценко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Труновском районном суде гражданское дело по иску Череповской А.В. к ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» и министерству имущественных отношений Ставропольского края об устранении препятствий в пользовании земельным участком,

установил:

Череповская А.В. обратилась в суд с иском к ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в котором просила обязать ответчика ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс перенести теплотрассу, с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на расстояние, не менее 3-метров от границы земельного участка.

Определением Труновского районного суда от 23.07.2012 года, по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Ставропольского края.

В возражениях на исковое заявление ответчик ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» указало, что считает исковые требования необоснованными, просило в иске отказать, поскольку в соответствии со ст. 87 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Указанные земли в соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

В состав земель специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов энергетики, могут включаться охранные зоны, с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Согласно Типовым правилам охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992г. № 197, предприятия, организации, граждане, в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращения несчастных случаев.

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3-х метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозийно-активных веществ и горюче-смазочных материалов.

По договору купли-продажи недвижимости истица приобрела у ФИО5 в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. и расположенный на нем жилой дом с прилегающими служебными постройками и сооружениями, расположенный в <адрес>. Право собственности на земельный участок зарегистрировано за истцом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права -АЗ от ДД.ММ.ГГГГ и предназначен для ведения подсобного хозяйства. Каких-либо ограничений (обременений) права не зарегистрировано. Вместе с тем, вдоль всего земельного участка истицы проходит линия тепловой сети, которая была построена и принята в эксплуатацию в <данные изъяты> году. В настоящее время указанная линия теплосети находится в собственности Ставропольского края, состоит на балансе и обслуживается Шпаковским филиалом ГУП СК «Ставрополькрайтеплоэнерго».

На момент приобретения земельного участка в <данные изъяты> году и возникновения у истицы права собственности на земельный участок, ограничения в пользовании собственностью в связи с расположением на данном земельном участке тепловой сети и наличие охранной зоны вдоль тепловой сети уже существовали, поскольку указанная сеть введена в эксплуатацию в <данные изъяты> году. Отсутствие регистрации в свидетельствах о государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом истца существующих ограничений (обременений) права не свидетельствует об отсутствии таких ограничений в пользовании земельным участком. Ограничения в части использования земельного участка, совпадающего с территорией охранной зоны линии теплосети установлены законом, которые истец обязана неукоснительно соблюдать в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Истец, приобретая земельный участок, не могла не знать о наличии тепловой сети на указанном земельном участке, находящейся на балансе Шпаковского филиала ГУП СК « Крайтеплоэнерго» и эксплуатируемой в целях осуществления деятельности по теплоснабжению муниципальных образовательных учреждений.

В судебном заседании представитель истца Чернеева Т.А., исковые требования поддержала, пояснила, что истец Череповская А.В. не оспаривает право собственности ответчиков на проходящую по ее земельному участку теплотрассу, однако являясь собственником земельного участка, просит суд перенести теплотрассу с принадлежащего ей земельного участка, т.к. он лишает ее как собственника использовать его по назначению. Конечно же приобретая земельный участок она видела, что через него проходит теплотрасса, однако поскольку никаких ограничений на использование земельного участка не было, то полагала, что сможет мирным путем решить вопрос о переносе теплотрассы с ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс», что и попыталась сделать до подачи искового заявления в суд. Кроме того, ссылка представителя ответчика на ст. 87 Земельного кодекса РФ необоснованна, т.к. в ней говорится о землях, которые расположены за границами населенных пунктов.

Представитель ответчика ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» Чепега О.А. иск не признала и пояснила, что в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 04.03.1997 г. № 146 тепловая сеть по ул. <адрес> протяженностью <данные изъяты> года постройки, от котельной , расположенной по адресу: <адрес> , является собственностью Ставропольского края и включена в реестр государственного имущества Ставропольского края.

Согласно вышеуказанному постановлению Губернатора Ставропольского края право собственности субъекта Российской Федерации Ставропольского края на объект недвижимости - тепловую сеть возникло до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 1 22-ФЗ «О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация права собственности Ставропольского края на вышеуказанный объект недвижимого имущества осуществлена по желанию его обладателя в <данные изъяты> году, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

На основании акта приема передачи имущества ГУП «Ставрополькрайтеплоэнерго» на баланс ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс», утвержденного министром имущеетвенных отношений Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ, ответчику по Труновскому филиалу в числе поименованных объектов была передана по порядковой позиции теплотрасса протяженностью <данные изъяты>, диаметром - <данные изъяты> года ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью <данные изъяты> рублей, остаточной - <данные изъяты> рублей.

Согласно распоряжению министерства имущественных отношений Ставропольского края № 639 от 14.09.2006 г., имущество, переданное на баланс государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» актом приема- передачи от ДД.ММ.ГГГГ, оставлено на балансе государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставропольский теплоэнергетический комплекс» на праве хозяйственного ведения».

Кроме того, в соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении государственного имущества Ставропольского края за государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» за ответчиком закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество Ставропольского края по порядковой позиции приложения - тепловая сеть (лит. ТС) от котельной (<адрес> б), расположенная по адресу: "<адрес>, <адрес>, <адрес>, протяженностью <данные изъяты>.

В силу п.1 ст.6 Федерального закона «О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводи тся по желанию их обладателей.

Учитывая представленные в материалы дела доказательства, указанные тепловые сети введены в эксплуатацию в <данные изъяты> году, с данного

времени использовались в хозяйственной деятельности различных организаций, с 4 марта 1997 года переданы в государственную собственность Ставропольского края и эксплуатируются ГУП СК «Крайтеплоэнерго» с момента их закрепления в установленном порядке, то есть с 26.02.2002 г.

Из вышеизложенного следует, что на момент приобретения истицей права собственности на земельный участок, тепловая сеть уже существовала как объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности Ставропольскому краю. Истец не мог не видеть тепловую трассу. Проект прокладки тепловой трассы согласован и утвержден до внесения сведений о земельном участке истца в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, довод истца о том, что теплотрасса проведена по земельному участку незаконно является необоснованным и несостоятельным.

Представитель ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, однако направил в адрес суда возражения, в которых указал, что объект недвижимого имущества - тепловая сеть протяженностью <данные изъяты>., расположенный по адресу: Ставропольский край, Труновский район, <данные изъяты>-<данные изъяты> является собственностью Ставропольского края и включен в реестр государственного имущества Ставропольского края. Указанный объект недвижимого имущества был принят в собственность Ставропольского края из муниципальной собственности Постановлением Губернатора Ставропольского края от 04.03.1997г. №146.

Указанный объект недвижимого находится в хозяйственном ведении на балансе ГУП СК «Крайтеплоэнерго».

Согласно п.2 ст.4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. №122-ФЗ обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, на момент приобретения истицей права собственности на земельный участок тепловая сеть уже существовала как объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности Ставропольскому краю. Соответственно истице не могли быть неизвестны данные обстоятельства.

Законность строительства тепловой сети с момента ввода в эксплуатацию до настоящего времени ни кем не оспаривалась.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика ОАО «<данные изъяты>» Бахтоярова О.А. - администрации муниципального образования Бекзопасненского сельсовета пояснила, что исковые требования Череповской не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Домовладение и земельный участок под ним по <адрес> Череповской было приобретено по договору купли-продажи от <данные изъяты> года. Ранее данное домовладение принадлежало ФИО1 (в настоящее время покойная) и указанная выше теплотрасса прокладывалась в семидесятых годах прошлого века с её согласия. После приобретения домовладения, Череповская произвела реконструкцию дома значительно увеличив его площадь( не соблюдая жилищные нормы выразившиеся в застройке полутораметровой зоны обслуживания со стороны <адрес>). Реконструкцию домовладения Череповская произвела самовольно, без согласования с компетентными органами. Удовлетворение исковых требований Череповской в значительной мере повлечет нарушение прав третьих лиц, а именно обеспечение тепловой энергией МБОУ СОШ и детского садика «<данные изъяты>

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности серии от ДД.ММ.ГГГГ Череповской А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок для ведения подсобного хозяйства в селе <адрес> площадью <данные изъяты> никаких ограничений (обременения) права не зарегистрировано.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности серии от ДД.ММ.ГГГГ собственником тепловой сети по <адрес>, <адрес> <адрес>, общей протяженностью <данные изъяты> п.м., часть которой является предметом исковых требований, является Ставропольский край.

Согласно распоряжения министра имущественных отношений Ставропольского края № 1159 от 25.12.2008 года за ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» было закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество Ставропольского края, в том числе и теплотрасса, расположенная по <адрес>, <адрес> <адрес>, общей протяженностью <данные изъяты> п.м..

Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Череповской А.В., имеет кадастровый номер , дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ.

В кадастровой выписке имеются сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, в частности о том, что земельный участок частично входит в зону «Охранная зона воздушной линии ВЛ 10 кВ, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости. Других охранных зон на данном земельном участке не существует.

В судебном заседании представитель ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» пояснила, что ранее указанная тепловая сеть проходила через земельный участок, который в настоящее время является собственностью истицы, в подземном варианте. Впоследствии, с согласия бывшей собственницы домовладения, расположенного по адресу: <адрес> ФИО1 (ныне покойной), через ее земельный участок была проложена теплотрасса в наружном варианте. Однако никаких доказательств такого соглашения суду представлено не было.

Доводы представителя ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» о том, что на момент приобретения земельного участка в 2011 году и возникновения у истицы права собственности на земельный участок, ограничения в пользовании собственностью в связи с расположением на данном земельном участке тепловой сети и наличие охранной зоны вдоль тепловой сети уже существовали, поскольку указанная сеть введена в эксплуатацию в 1982 году, отсутствие регистрации в свидетельствах о государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом истца существующих ограничений (обременений) права не свидетельствует об отсутствии таких ограничений в пользовании земельным участком, ограничения в части использования земельного участка, совпадающего с территорией охранной зоны линии теплосети установлены законом, которые истец обязана неукоснительно соблюдать в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций не соответствуют требованиям закона.

Согласно ч.1 ст.89 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.

Согласно Правил установления охранных зон объектов и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон, утвержденных Правительством Российской Федерации от 24.02.2009г. сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Доказательств существования у Ставропольского края и ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» каких-либо прав на занимаемый спорной тепловой сетью земельный участок, в судебное заседание не представлено.

С требованиями об установлении ограниченного права пользования земельным участком истицы ответчик не обращался.

Никаких доказательств того, что только существующим образом путем прокладки надземной тепловой сети через территорию земельного участка истицы, возможно теплоснабжение МБОУ СОШ и детского сада «<данные изъяты> ответчиками не представлено.

Соображения экономической целесообразности, удобства в строительстве и обслуживании надземной тепловой сети не могут служить основанием для нарушения прав собственника земельного участка.

Доказательств технической невозможности убрать теплосеть за пределы земельного участка истицы ответчиками не представлено.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Учитывая изложенное, суд считает требование истицы убрать за пределы принадлежащего ей земельного участка теплосеть, собственником которой является Ставропольский край, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Череповской А.В. удовлетворить.

Обязать ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» и Министерство имущественных отношений Ставропольского края перенести теплотрассу с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на расстояние не менее 3-х метров от границы указанного земельного участка.

Взыскать с ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» в пользу Череповской А.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Труновский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 29 августа 2012 года

Судья В.В. Чалченко