решение по иску и.о. прокурора Труновского района в интересах неопределенного круга лиц о призннии незаконным бездействия администрации МО Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 октября 2012 года село Донское

Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В.,

с участием помощника прокурора Труновского района Ставропольского края Класс Н.Е.,

представителя администрации МО Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Беленниковой О.А.,

при секретаре Валуевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Труновского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Труновского района Ставропольского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Донского сельсовета <адрес> в части необеспечения уличного освещения улиц Октябрьской, Московской, Партизанской, Комсомольской, Матросова, Первомайской, Ленина (от светофора до автодороги Ставрополь-Батайск), Гагарина, Подгорной, Красной, пер. Свободного в соответствии с требованиями ФИО5 505970-93; возложить на администрацию муниципального образования Донского сельсовета <адрес> обязанность привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 уличное освещение улиц Октябрьской, Московской, Партизанской, Комсомольской, Матросова, Первомайской, Ленина (от светофора до автодороги Ставрополь-Батайск), Гагарина, Подгорной, Красной, пер. Свободного, в срок до 01.06.2013. РР Р

Свои требования и.о. прокурора мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения в части организации уличного освещения автомобильных дорог муниципального образования установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 в селе Донском на улицах Октябрьской, Московской, Партизанской, Комсомольской, Матросова, Первомайской, Ленина (от светофора до автодороги Ставрополь-Батайск), Гагарина, Подгорной, Красной, пер. Свободном действующая часть фонарей уличного освещения не превышает 5% от общего количества размещенных источников уличного освещения. Бездействие администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края в части непринятия мер по обеспечению освещения автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования, влечет снижение уровня безопасности дорожного движения, ставит под угрозу жизнь, здоровье, имущество граждан и юридических лиц.

В отзыве на заявление и.о. прокурора представитель администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края ФИО3 указала, что администрацией муниципального образования Донского сельсовета проводятся активные действия по содержании автомобильных дорог: в 2010 году установлено <данные изъяты> светильников, в 2011 году установлено <данные изъяты> светильника и заменено <данные изъяты> лампы, проведены монтажные работы, в 2012 году установлен <данные изъяты> светильник, заменены лампы на 38 светильниках. Кроме того, в 2012 году дважды подана заявка в Министерство промышленности энергетики и транспорта Ставропольского края о включении в план финансирования краевой целевой программы «Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае», «Реконструкция систем уличного освещения в населенных пунктах Ставропольского края с установкой энергоэффективных источников света», однако в программу включена не была. Бюджет муниципального образования Донского сельсовета обладает ограниченными финансовыми средствами и не имеет возможности для крупных единовременных затрат, в связи с чем установка ламп производится исходя из имеющихся средств. Таким образом, требования прокурора являются необоснованными.

В судебном заседании помощник прокурора Труновского района Класс Н.Е. заявление поддержала.

Представитель администрации муниципального образования Донского сельсовета ФИО3 с требованиями и.о. прокурора Труновского района не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление прокурора, а также пояснила, что на исполнение решения суда в случае удовлетворения требований прокурора потребуется не менее 3 лет.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя администрации муниципального образования Донского сельсовета, исследовав материалы дела, считает необходимым требования исполняющего обязанности прокурора удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 13, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с абз. «к» подп. 4 п. 12 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 № 160, в состав работ по содержанию входит поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений, замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение.

Согласно пунктам 4.6.1, 4.6.3, 4.6.4, 4.6.5 ГОСТ Р 50597-93 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

В соответствии с пунктами 7.43, 7.44, 745 и 7.46 СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 783, допускается в ночное время снижать уровень наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,8 кд/м2 или средней освещенности более 15 лк: на 30% при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины; на 50% при уменьшении интенсивности движения до 1/5 максимальной величины. Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений.

В судебном заседании установлено, что собственником автомобильных дорог в селе Донском Труновского района Ставропольского края по улицам Октябрьской, Московской, Партизанской, Комсомольской, Матросова, Первомайской, Ленина (от светофора до автодороги Ставрополь-Батайск), Гагарина, Подгорной, Красной, переулку Свободному является муниципальное образование Донской сельсовет Труновского района Ставропольского края, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (л.д. 14).

Согласно актам проверки улично-дорожной сети на территории администрации муниципального образования Донского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ действующая часть фонарей уличного освещения на улицах Октябрьской, Московской, Партизанской, Комсомольской, Матросова, Первомайской, Ленина (от светофора до автодороги Ставрополь-Батайск), Гагарина, Подгорной, Красной, переулке Свободном в селе Донском не превышает 5% от общего количества размещенных источников уличного освещения (л.д. 15-29).

Как следует из представленных администрацией муниципального образования Донского сельсовета договоров на выполнение монтажных работ от ДД.ММ.ГГГГ, договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, муниципального контракта на поставку ламп накаливания и ламп газоразрядных от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и других документов, приложенных к отзыву на заявление прокурора, администрацией муниципального образования Донского сельсовета проводится определенная работа, направленная на освещение улиц поселения.

Вместе с тем, как видно из представленных прокурором актов проверки улично-дорожной сети от ДД.ММ.ГГГГ, проводимая администрацией работа является недостаточной.

Доводы представителя администрации муниципального образования Донского сельсовета об отсутствии достаточных финансовых средств для приведения освещения улиц села Донского в соответствии с требованиями ГОСТа, не могут служить основанием для освобождения администрации от осуществления возложенных на нее законом функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них.

Таким образом, администрацией муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края не приняты все необходимые меры по обеспечению освещения автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования, в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов, что влечет снижение уровня безопасности дорожного движения, ставит под угрозу жизнь, здоровье, имущество граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

И.о. прокурора просил установить срок исполнения решения суда до 1 июня 2013 года.

Однако, учитывая, что администрации муниципального образования Донского сельсовета необходимо практически полностью произвести уличное освещение 10 улиц и 1 переулка в условиях дефицита финансовых средств, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение 2 лет со дня его вынесения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ,

решил:

Заявление исполняющего обязанности прокурора Труновского района Ставропольского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края в части необеспечения уличного освещения улиц Октябрьской, Московской, Партизанской, Комсомольской, Матросова, Первомайской, Ленина (от светофора до автодороги Ставрополь-Батайск), Гагарина, Подгорной, Красной, пер. Свободного, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 505970-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Обязать администрацию муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 уличное освещение улиц Октябрьской, Московской, Партизанской, Комсомольской, Матросова, Первомайской, Ленина (от светофора до автодороги Ставрополь-Батайск), Гагарина, Подгорной, Красной, переулка Свободного.

Установить срок исполнения решения суда до 8 октября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Труновский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия.

Судья А.В. Щербин