о возложение обязанностей на администрацию Телецкого сельского поселения Трубчевского района по



2-263.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Трубчевск 13 июля 2010 года.

Трубчевский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего - судьи Бабина М.А.,

при секретаре Кощук А.Н.,

с участием представителя Брянской природоохранной прокуратуры Курильского А.А., действующего по доверенности,

ответчика: главы администрации Телецкого сельского поселения Сердюкова В.В.,

третьего лица - представителя администрации Трубчевского муниципального района Слободчикова Е.А., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц жителей Телецкого сельского поселения Трубчевского муниципального района к администрации Телецкого сельского поселения Трубчевского муниципального района о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и возложении обязанности по их сбору и вывозу.

УСТАНОВИЛ:

Брянский природоохранный прокурор обратился в Трубчевский районный суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований в исковом заявлении, в частности, указал, что по состоянию на 25 мая 2010 года на территории Телецкого сельского поселения Трубчевского муниципального района расположены 12 населенных пунктов, в которых проживает 3521 человек. По результатам проверки, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами контролирующих санитарных и природоохранных органов, было установлено, что в местах проживания граждан, длительное время происходит образование и накопление бытовых отходов и мусора. Полигоны и свалки, т.е. места складирования и хранения бытовых отходов, отвечающие санитарным и природоохранным нормам и правилам в населенных пунктах данного сельского поселения, отсутствуют. В связи с этим, образующиеся отходы гражданами складируются в местах, отведенных сельскими администрациями, без учета требований природоохранного и санитарного законодательства. Отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения и другим гражданам, органы местного самоуправления не принимают мер по организации в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, включая их размещение на санкционированной свалке. Несмотря на это, администрация Телецкого сельского поселения - как орган местного самоуправления в нарушение ст.7,14 и ст.51 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» и ст.14 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не принимает мер по организации, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, включая их размещение на санкционированной свалке, за исключением крупных населенных пунктов - дер. Красное, дер. Телец и дер. Кветунь. В остальных населенных пунктах отходы населением вывозятся самостоятельно. Каких-либо нормативных актов по данному вопросу не принималось. Как следует из письма комитета природопользования и охраны окружающей среды Брянской области от 28 января 2009 года №127-04-КП, на территории сельских населенных пунктов области образуются отходы 4-5 классов опасности. В письме Управления Роспотребнадзора по Брянской области от 27 января 2009 года №331 также указано, что образующиеся на территориях сельских населенных пунктов отходы относятся к 3 и 4 классам опасности. В большинстве сельских населенных пунктов утилизация и переработка отходов не организована. В местах хранения отходов из-за нарушений требований санитарного законодательства происходит накопление токсичных веществ в почве, а также сохраняется высокий уровень её бактериального загрязнения. Нарушения санитарных норм и правил при обращении бытовых отходов и мусора в сельских населенных пунктах может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании представитель Брянской природоохранной прокуратуры Курильский А.А. исковые требования поддержал, привел в их обоснование доводы, указанные в исковом заявлении.

Ответчик - глава администрации Телецкого сельского поселения Сердюков В.В. в судебном заседании пояснил, что исковые требования признает частично. В 2009 году в бюджете Телецкого сельского поселения было предусмотрено и израсходовано на вывоз твердых бытовых отходов 29237 руб. 28 коп.. В 2010 году на эти цели предусмотрено 36 тыс. руб.. Населением самостоятельно отходы вывозятся только в тех населенных пунктах, где нет контейнеров.

Представитель администрации Трубчевского муниципального района Слободчиков Е.А. привлечен-ный по делу в качестве третьего лица пояснил суду, что в соответствии с Федеральным Законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, таким образом, денежные средства на указанные цели бюджетом Трубчевского муниципального района закладывается только на нужды Трубчевского городского поселения. В связи с этим, администрация Трубчевского муниципального района не является ответственной за сложившуюся ситуацию в Телецком сельском поселении по вывозу твердых бытовых отходов.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Брянской области Верещако К.В., пояснил суду, что организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории сельских поселений является обязательной и направлена на надлежащее обеспечение санитарно эпидемиологической безопасности населения. Действия поселения по организации указанной деятельности должны включать в себя организацию мест сбора отходов, планирование вопросов периодичности вывоза указанных отходов, путем заключения договоров с юридическими лицами, имеющими лицензию на такой вид деятельности. Сбор бытовых отходов может осуществляться в специальные контейнеры, установленные в определенных, оборудованных местах, либо при помощи транспортных средств, осуществляющих объезд территории поселения на основании соответствующего графика. Указанные обстоятельства администрацией Телецкого сельского поселения должны быть доведены до всех жителей поселения, с жителями должна проводиться соответствующая разъяснительная работа.

Представитель Комитета охраны окружающей среды и природопользования Брянской области надлежащим образом уведомленный о дне и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил.

Выслушав пояснения сторон, представителя Управления Роспотребнадзора по Брянской области, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и необходимости их удовлетворения, по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции РФ, предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии.

Согласно ст.ст.8,14 и 22 Федерального Закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ.

Статьей 11 Федерального Закона РФ №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» также закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Данное право обеспечивается за счет соблюдения требований природоохранного законодательства, установленных нормативов качества окружающей природной среды, надлежащего исполнения природопользователями эффективных планов природоохранных мероприятий.

Согласно информации Комитета природопользования и охраны окружающей среды №554-ОИ-КП от 30 марта 2009 года, на территории Телецкого сельского поселения Трубчевского района расстояние от мест временного размещения и хранения отходов 4 и 5 классов опасности до ближайших населенных пунктов от 2 до 5 км; до ближайших водных объектов от 2 до10 км л.д.14).

По сообщению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ходе проведенной проверки было установлено, что организованно сбор твердых бытовых отходов в Телецком сельском поселении Трубчевского района не осуществляется, контейнеров для твердых бытовых отходов нет, в связи с чем твердые бытовые отходы вывозят сами жители л.д.16).

Согласно ст.7, 14 и 51 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года и ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета в рамках п.п.1,п.1 ст.14 п.п.1, п.1 ст. 15 Федерального Закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии с п.п.17 п.1 ст.6 Устава Телецкого сельского поселения, к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора л.д.38).

В соответствии с п.4.11 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами…», в качестве объектов размещения отходов, в частности, указаны полигоны и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Требования природоохранного прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав 3521 человека - жителей Телецкого сельского поселения на благоприятную окружающую среду.

Суд принимает во внимание доводы ответчика о том, что администрацией Телецкого сельского поселения принимаются меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов. В частности, Дата обезличена года и Дата обезличена года, ответчиком были заключены договора с МУП «Жилкомсервис» на вывоз и утилизацию бытовых отходов и мусора. Пунктом 1.5 договора от Дата обезличена года, заключенного на срок действия до Дата обезличена года было предусмотрено, что объем вывозимых твердых бытовых отходов за указанный период составляет 74,4 куб.метра. В соответствии с п.1.6 договора от Дата обезличена года объем вывозимых твердых бытовых отходов в месяц составляет 24 куб.метра, в год - 288 куб.метров. Таким образом, из представленных в суд договоров следует, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом договорные обязательства МУП «Жилкомсервис» по вывозу твердых бытовых отходов увеличились в 2,2 раза. Ответчиком предоставлены в суд также копии платежных поручений за период с августа 2009 года по июнь 2010 года об оплате услуг МУП «Жилкомсервис» по вывозу бытовых отходов. При этом в 2009 году за услуги МУП «Жилкомсервис» было оплачено 29237 руб. 28 коп., а в первом полугодии 2010 года - 23734 руб. 72 коп..

Вместе с тем, как следует из справки №126 от 25 мая 2010 года, выданной Телецкой сельской администрацией Трубчевского района Брянской области, вывоз твердых бытовых отходов осуществляется только в населенных пунктах Кветунь, Красное и Телец, а в остальных населенных пунктах население утилизирует отходы самостоятельно л.д.8).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Телецкого сельского поселения сбор и вывоз бытовых отходов не организован на территории всех населенных пунктов сельского поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В связи с этим, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Брянским природоохранным прокурором исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области удовлетворить.

Обязать администрацию Телецкого сельского поселения Трубчевского муниципального района Брянской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд.

Председательствующий

судья: М.А. Бабин