о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



РЕШЕНИЕ Дело 2-437

Именем Российской Федерации

г.Трубчевск 18 ноября 2010 года

Трубчевский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего, судьи Небуко В.А.,

при секретаре Антоновской Н.М.,

с участием:

представителей истицы Хохловой Е.А. - Хохловой Н.И. и адвоката Брянской областной коллегии адвокатов Родина Н.М.,

представителей Белоберезковской поселковой администрации Киселева В.В. и Балаба Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ХОХЛОВОЙ ФИО11 к Белоберезковской поселковой администрации о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Белоберезковской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на указанный учет,

УСТАНОВИЛ:

Хохлова Е.А. обратилась в Трубчевский районный суд с иском о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Белоберезковской поселковой администрации № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма как вдовы инвалида Великой Отечественной войны (далее: ВОВ).

В обоснование своих требований Хохлова Е.А. в иске указывает, что она является вдовой инвалида ВОВ ФИО5, умершего в 1998 году, проживает в <адрес> в <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее дочери - ФИО6 и внуку - ФИО9, своего жилья в собственности не имеет. ФИО1 обратилась в Белоберезковскую поселковую администрацию и в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» и п.п.4 п.1 ст.21 Федерального Закона РФ «О ветеранах» просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма как вдову инвалида ВОВ. Решения жилищно-бытовой комиссии Белоберезковской поселковой администрации № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет по основаниям ее обеспеченности жильем. Считает указанное решение незаконным, просит суд признать ее таковым и обязать ответчика поставить ее на жилищный учет.

В судебном заседании представители истицы Хохловой Е.А. - Хохлова Н.И. и Родин Н.М. заявленные требования поддержали и в их обоснование пояснили, что Хохлова Е.А. проживает в благоустроенной двухкомнатной <адрес> в <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее дочери - ФИО6 и внуку - ФИО9, своего жилья в собственности не имеет. В квартире помимо истицы зарегистрированы и проживают еще три человека: дочери - ФИО6 и ФИО8, а также внук - ФИО9 Ответчиком истице было отказано в постановке ее на учет по основаниям ее обеспеченности жильем. Считают, что истица в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» и п.п.4 п.1 ст.21 Федерального Закона РФ «О ветеранах» должна быть поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, так как она в собственности жилья не имеет, проживает в квартире, принадлежащей ее дочери и внуку, является вдовой инвалида ВОВ, обеспечена жилой площадью менее учетной нормы.

Представители Белоберезковской поселковой администрации Киселев В.В. и Балаба Л.В. в судебном заседании пояснили, что заявленные Хохловой Е.А. требования не признают, поскольку последняя является членом семьи собственников жилой благоустроенной <адрес> в <адрес>: ее дочери - ФИО6 и внука - ФИО9, общая площадь которой составляет 43,1 кв.м. Данная квартира была предоставлена семье истицы и приватизирована ее дочерью и внуком в 2005 году. В указанной квартире истица проживает с 1977 года. Помимо истицы в квартире зарегистрированы и проживают еще три человека: дочери истицы - ФИО6 и ФИО8, а также внук - ФИО9 Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 10,77 кв.м., что превышает учетную норму, принятую в <адрес> в размере 10 кв.м. В связи с чем, решением жилищно-бытовой комиссии Белоберезковской поселковой администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Хохловой Е.А. было отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, как вдове инвалида ВОВ - Хохлова И.Е. Последний ранее на жилищном учете никогда не состоял.

Допрошенные в суде в качестве свидетелей ФИО9 и ФИО8 показали, что проживают в двухкомнатной <адрес> в <адрес> одной семьей с истицей ФИО1, так как являются ей внуком и дочерью, соответственно.

Выслушав представителей истицы Хохловой Е.А. - Хохлову Н.И. и Родина Н.М., представителей Белоберезковской поселковой администрации Киселева В.В. и Балаба Л.В., суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истицей требований по следующим основаниям:

Как следует из решения жилищно-бытовой комиссии Белоберезковской поселковой администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, после рассмотрения заявления с приложенными документами ФИО1 вдовы участника ВОВ, было принято решение отказать последней в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как ФИО1 проживает как член семьи (мать) в квартире общей площадью 43,1 кв.м., принадлежащей на праве собственности ее дочери - ФИО6 и внуку - ФИО9 В настоящее время в выше указанной квартире зарегистрировано 4 человека: ФИО1, ФИО6, ФИО9 и ФИО8 Таким образом, Хохлова Е.А. обеспечена жилой площадью более учетной нормы, принятой на территории муниципального образования «Белоберезковское городское поселение» в размере 10 кв.м./л.д.67/.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N30) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку вне зависимости от даты постановки их на учет, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Статья 21 п.1 п/п.4 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ) устанавливает меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, нетрудоспособных членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Частью 1 статьи 23.2 этого же Закона, установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч.3 и ч.4 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм следует, что для категории лиц, к которой относится и истец, действующим законодательством предусмотрен общий порядок признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, без каких либо исключений.

Статья 51 ЖК РФ содержит закрытый перечень оснований, дающий право гражданам быть признанными нуждающимися в жилых помещениях.

Так согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст.50 ч.ч.4 и 5 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно ст.2 Закона Брянской области от 9 июня 2006 года №37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области», нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, относящиеся к определенной федеральными законами или законом Брянской области категории граждан, которые в соответствии с данными законами имеют право на предоставление жилых помещений без подтверждения статуса малоимущего гражданина.

Как следует из п.2 ст.4 Положения о муниципальном жилом фонде муниципального образования «Белоберезковское городское поселение» размер занимаемой гражданином общей площади жилого помещения на территории муниципального образования «Белоберезковское городское поселение», исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях принятия их на учет нуждающихся (учетная норма), составляет не более 10 квадратных метров для отдельных квартир. /л.д.15/.

Согласно данным выписки из домовой книги, истица ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в <адрес> в <адрес> совместно с ФИО6, ФИО9 и ФИО8, зарегистрированными соответственно с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ /л.д.36/ Указанное обстоятельство ни одной из сторон по делу не оспаривается.

Как следует из справки Трубчевского филиала ГУП «Брянскоблинвентаризация», а также выписки из технического паспорта, собственниками указанной квартиры, общей площадью 43,1 кв.м и жилой 27,2 кв.м., на основании договоров приватизации от ДД.ММ.ГГГГ являются ФИО6 и ФИО9 по 1/2 доли. Названные выше технические характеристики квартиры сторонами не оспариваются. /л.д.54-56/

Обращение Хохловой Е.А. в Белоберезковскую поселковую администрацию с просьбой о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, как вдовы инвалида ВОВ, подтверждено заявлением от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.66/.

Содержанием удостоверения серии В № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается тот факт, что Хохлова Е.А. имеет права на льготы и преимущества, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Кроме этого, как следует из разъяснений, содержащихся в п.11 Постановления Пленума ВС РФ №14 от 2.07.2009г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» для признания указанных выше лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи, достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Факт же совместного проживания ФИО1 с собственником жилого помещения - своей дочерью и внуком, а также с другой дочерью - ФИО8 в судебном заседании установлен и сторонами не оспаривается.

Таким образом, оценив и проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что отказ Белоберезковской поселковой администрации в принятии на учет Хохловой Е.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, является обоснованным, так как Хохлова Е.А. является членом семьи собственников <адрес> в <адрес>: ее дочери - ФИО6 и внука - ФИО9 Данная квартира благоустроенная, двухкомнатная, имеет общую площадь 43,1кв.м. В указанной квартире зарегистрированы и проживают: сама Хохлова Е.А., ее дочери - ФИО6 и ФИО8, а также внук - ФИО9 Таким образом общая площадь, в расчете на одного члена семьи, в том числе и на истицу, составляет 10, 77 кв.м., что превышает учетную норму, принятую на территории муниципального образования «Белоберезковское городское поселение» в размере 10 кв.м. Следовательно, Хохлову Е.А. нельзя признать нуждающейся в улучшении жилищных условий как на момент рассмотрения дела в суде, так и на момент ее обращения с заявлением о постановке на жилищный учет.

Поскольку оснований для признания Хохловой Е.А. нуждающейся в получении жилого помещения на момент обращения с заявлением не имелось, решением жилищно-бытовой комиссии истице правомерно было отказано в постановке ее учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма как вдову участника ВОВ.

В связи с изложенным выше, доводы представителей истицы о том, что истица должна быть поставлена на жилищный учет, и ей должно быть предоставлено жилое помещение, как вдове инвалида ВОВ, суд считает необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ХОХЛОВОЙ ФИО12 к Белоберезковской поселковой администрации о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Белоберезковской поселковой администрации № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на указанный учет, - о т к а з а т ь.

Решение может быть в течение 10 суток со времени принятия в окончательной форме обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд.

Председательствующий:

Судья Небуко В.А.