№ 2-58(11)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Трубчевск 12 января 2011 г.
Трубчевский районный суд Брянской области
в составе:
председательствующего судьи Обыдённова И.А.,
при секретаре Филоновой Н.С.,
с участием истицы Захаровой Л.В.,
ответчика представителя УПФР в Трубчевском муниципальном районе - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Л.В. к ГосударственномуУчреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (УПФР) в Трубчевском муниципальном районе о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, и возложении обязанности по назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истица осуществляет лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 24.03.1986 по 29.16.1988 г.г. в должности заведующей Любожичским сельским медпунктом Трубчевской райбольницы; с 18.07.1988 по 29.11.1990 г.г. фельдшером по обслуживанию автотракторного парка совхоза Лотаковский Красногорского района Брянской области; с 04.12.1990 по 12.09.1996 г.г. в должности медсестры Юровской амбулатории Трубчевской райбольницы; с 12.09.1996 г. по настоящее время в должности, заведующей Радинским сельским медпунктом Трубчевской райбольницы, которая 10.02.1992 г. переименована в Трубчевское ТМО, а с 29.12.2000 г. переименована в Трубчевскую ЦРБ, где работает по настоящее время. Льготный стаж ее лечебной деятельности составляет более 25 лет.
24 ноября 2010 г. Захарова Л.В. обратилась в УПФР в Трубчевском муниципальном районе Брянской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по возрасту как лицу более 25 лет осуществлявшему лечебную или иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
2 декабря 2010 г. решением комиссии УПФР в Трубчевском муниципальном районе заявительнице в назначении такой пенсии было отказано по тем основаниям, что при исчислении стажа медицинской деятельности по постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. №464, постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 не могут быть засчитаны в специальный стаж периоды ее работы с 24.03.1986 по 29.06.1988 г.г. в должности заведующей Любожичским сельским медпунктом; с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.г. в должности заведующей Радинским медпунктом; кроме того, периоды с 04.11.2002 по 05.12.2002 г.г. и с 12.03.2007 по 12.04.2007 г.г. нахождения на курсах повышения квалификации, а также с 06.03.2007 по 07.03.2007 г.г. отпуск без содержания, т.к. указанные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г.
Считая отказ не правомерным Захарова обратилась в суд и просит обязать УПФР в Трубчевском муниципальном районе включить вышеуказанные периоды (кроме периода с 06.03.2007 по 07.03.2007 г.г. нахождения в отпуске без содержания) в льготный стаж для назначения пенсии и обязать УПФР в Трубчевском муниципальном районе назначить ей соответствующую пенсию с момента обращения за ней.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, в их обоснование пояснила, что с 24.03.1986 по 29.06.1988 г.г. осуществляла лечебную и иную работу по охране здоровья населения в сельской местности в должности заведующей Любожичским сельским медпунктом Трубчевской райбольницы; с 18.07.1988 по 29.11.1990 г.г. фельдшером по обслуживанию автотракторного парка совхоза Лотаковский Красногорского района Брянской области; с 04.12.1990 по 12.09.1996 г.г. в должности медсестры Юровской амбулатории Трубчевской райбольницы; с 12.09.1996 г. по настоящее время в должности заведующей Радинским сельским медпунктом Трубчевской райбольницы, которая 10.02.1992 г. была переименована в Трубчевское ТМО, а 29.12.2000 г. в Трубчевскую ЦРБ, где работает по настоящее время. Льготный стаж ее лечебной деятельности на день обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 25 лет 1 день. За время работы она дважды направлялась на курсы повышения квалификации, общий период которых составляет 2 месяца 1 день, не включение указанных периодов в льготный стаж работы считает незаконным, поскольку указанные курсы она проходила по направлению организации, в которой работает, и которые непосредственно оплачивала Трубчевская ЦРБ, за ней сохранялась средняя заработная плата и работодатель должен был производить отчисления страховых взносов в ПФ. Кроме того, не включение в льготный стаж периодов ее работы с 24.03.1986 по 29.06.1988 г.г. в должности заведующей Любожичским сельским медпунктом и период ее работы с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.г. в должности заведующей Радинским медпунктом считает незаконным, так как она осуществляла медицинскую деятельность как фельдшер, и может подтвердить это документацией ведущейся в Радинском медицинском пункте за спорный период, а именно: амбулаторными журналами и журналами прививок, согласно которых она вела прием пациентов как фельдшер, ставила диагноз и назначала соответствующее лечение, кроме того, согласно журнала профилактических прививок и историй развития детей, проживающих на территории Радинского медпункта осуществляла патронаж детей до 1 года, а также планировала и осуществляла профилактические прививки, выдавала справки о смерти. Во время работы с 24.03.1986 по 29.06.1988 г.г. в должности фельдшера заведующей Любожичским сельским медпунктом она также вела соответствующие журналы, которые затем сдала в архив Трубчевской ЦРБ, но в связи с тем, что срок их хранения составляет пять лет в настоящее время они уничтожены.
Представитель УПФР в Трубчевском муниципальном районе, ФИО1 пояснил, что с иском не согласен по изложенным в протоколе заседания Комиссии УПФР основаниям. Учтенный комиссией стаж, дающий истице право на досрочное назначение трудовой пенсии на 24 ноября 2010 г. составляет 20 лет 10 месяцев и 2 дня.
При условии включения судом в стаж работы истицы периодов работы с 24.03.1986 по 29.06.1988 г.г. в должности заведующей Любожичским сельским медпунктом как 1 год работы за 1 год и 3 месяца по Постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. №464; с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.г. в должности заведующей Радинским медпунктом в календарном исчислении по Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 04.11.2002 по 05.12.2002 г.г. и с 12.03.2007 по 12.04.2007 г.г. в календарном исчислении ее льготный стаж составляет на день обращения с заявлением 25 лет и 1 день, что дает право на назначение досрочной пенсии. Иные периоды работы, которые были проверены, подтверждены соответствующими документами и засчитываются в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и спора по этим периодам нет.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Захаровой обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца….
Согласно записям трудовой книжки истица с 24 марта 1986 г. по настоящее время осуществляет лечебную деятельность и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на должности фельдшера, медсестры и заведующей сельскими медпунктами /л.д.22-23/.
В 2002 и 2007 г.г. Трубчевской ЦРБ истица направлялась на курсы повышения квалификации, что подтверждается выпиской из приказа № 09 от 05.03.2007 г., а также свидетельством о прохождении повышения квалификации за 2002 г.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и подтверждающей постоянную занятость в особых условиях труда, выданной МУЗ Трубчевской центральной районной больницей на основании приказов: № 29 от 24.03.86 г. - о приеме на работу; № 61 от 28.06.1988 г. об увольнении; №88 от 03.12.90г. о принятии на работу; №48 от 09.09.96 г. о переводе; за 1986-2010г. - на очередные отпуска; штатные расписания за 1986-2010 г; платежных ведомостей за 1986-2010 г.; тарификационных списков за 1986-2010 г. Захарова Л.В. работала в Трубчевской ЦРБ фельдшером - зав. сельскими медпунктами. /л.д. 16/.
В соответствии со ст. 81 Закона РФ №340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ», устанавливалась пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (в ред. ФЗ №223-ФЗ от 24.09.2007г. и ФЗ N 319-ФЗ от 30.12.2008.) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для женщин 55 лет).
Согласно п. 2 ст.27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 N 130) утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее: Список).
Согласно п. 1 Списка право на досрочное назначение пенсии имеет средний медицинский персонал: фельдшер.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. (ред. от 18.06.2007), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Указанное толкование норм закона нашло свое отражение и в разъяснении Верховного Суда РФ, данному в обзоре судебной практики от 07.06.2006 г., согласно которому период нахождения на курсах повышения квалификации также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую, медицинскую и иную работу (ст.ст. 27, 28 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ»).
Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 04.11.2002 по 05.12.2002 г.г. и с 12.03.2007 по 12.04.2007 г.г., то есть 2 месяца и 1 день подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в календарном исчислении.
Факт осуществления Захаровой медицинской деятельности по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала с 24.03.1986 по 29.06.1988 г.г. и с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.г. подтверждается следующими исследованными письменными доказательствами по делу.
До заключения брака истица имела фамилию Херина, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака от 03.05.1988 г. согласно которого ей присвоена фамилия мужа Захарова.
Согласно копии приказа по Трубчевской ЦРБ № 53-А от 09.06.1988 г. на период отпуска ф-ра (так в документе) Хериной Л.В. с 9 июня 1988 г. принять Ковалеву Т.А. на должность фельдшера - зав. Любожичским медпунктом.
Судом исследованы журналы амбулаторных приемов, профилактических прививок, обследований на флюорографию населения по Радинскому медпункту за период с 1999 по 2000 г.г., согласно которых Захарова осуществляла прием больных жителей в зоне обслуживания Радинского медпункта, с постановкой диагнозов и назначением лечения, а также проводила вакцинацию жителей.
Согласно записи № 1 от 24.03.1986 г. копии трудовой книжки имеющейся в материалах дела, Захарова назначена на должность фельдшера - зав. Любожичским сельским медпунктом; запись №6 от 12.09.1996 г. переведена на работу фельдшером - зав. Радинским медпунктом. /л.д.22,23/.
Согласно должностных инструкций заведующего фельдшерско-медицинским пунктом - фельдшера и фельдшера фельдшерско-медицинского пункта на замещение указанных должностей назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации лечебное дело, несущий ответственность за организацию лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы. Данный специалист оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на вверенной территории, ведет амбулаторный прием на медпункте, больных на дому, оказывает первую неотложную помощь, выполняет врачебные назначения, участвует в диспансеризации и т.д.
В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
До 1 ноября 1999 г. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, согласно которому работа, протекающая в должности заведующего медпунктом без дополнения должности специальностью среднего медицинского персонала (медсестра, фельдшер…) должна быть подтверждена документально.
В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.04.1998 г. и Постановления Минтруда и социального развития РФ от 14.05.2001 г. работа в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением от 06.09.1991 г. № 464 в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающей право на пенсию за выслугу лет.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно п.6 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях указанных в списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориально-медицинских объединений.
Таким образом, согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, действовавшему до 01.11.1999 г., и Списку и Правилам, действующим в настоящее время, работа Захаровой в Любожичском и Радинском сельских медпунктах засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.1991 г. №464, период работы Захаровой с 24.03.1986 по 29.06.1988 г.г. в должности зав. Любожичским медпунктом следует учитывать как 1 год работы за 1 год и 3 месяца работы. Размер указанного стажа в льготном исчислении составляет 2 года 9 месяцев 28 дней.
После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа медицинских работников может применяться только при смешанном стаже. Учитывая, что истица работала только в сельской местности период ее работы с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.г. в качестве фельдшера - заведующей Радинским медпунктом подлежит зачету в календарном исчислении.
Таким образом, суд приходит к выводу, что факт работы истицы в должности фельдшера - заведующей Любожичским и Радинским медпунктами нашел свое подтверждение в ходе исследования в судебном заседании подлинников и копий вышеуказанных документов, которые неоспоримо свидетельствуют о том, что истица осуществляла работу не только как заведующая медицинским пунктом, но и как фельдшер, поскольку она организовывала и оказывала квалифицированную медицинскую помощь, организовывала и проводила комплексы профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.
В соответствии со ст. 19 ч. 1 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Право Захаровой на назначение досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением не менее 25 лет лечебной деятельности возникло на момент ее обращения с заявлением в УПФР в Трубчевском муниципальном районе, т.е. с 24.11.2010 г, поскольку стаж ее лечебной деятельности на указанный период составляет 25 лет и 1 день.
В связи с отказом истицы, суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Захаровой Л.В. удовлетворить.
Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Трубчевском районе от 02.12.2010 года в части отказа в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях Захаровой Л.В. признать незаконным.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Трубчевском муниципальном районе Брянской области назначить Захаровой Л.В. - досрочную трудовую пенсию по старости с 24 ноября 2010 г. в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, засчитав в льготный стаж осуществления лечебной и иной работы по охране здоровья населения периоды работы: с 24.03.1986 по 29.06.1988 г.г. фельдшера - заведующей Любожичским сельским медпунктом как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.г. фельдшера - заведующей Радинским медпунктом, в календарном исчислении, а также периоды с 04.11.2002 по 05.12.2002 г.г. и с 12.03.2007 по 12.04.2007 г.г. нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении.
Решение может быть в течение 10 дней со времени его оглашения обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд.
Председательствующий, судья: И.А. Обыдённов