о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным



РЕШЕНИЕ № 2-135Именем Российской Федерации

г. Трубчевск 20 апреля 2011 г.

Трубчевский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего судьи Булахова Н.П.,

при секретаре Максимовой Е.А.,

с участием истицы Киселевой С.А.,

представителя ГУ УПФ РФ в Трубчевском районе по доверенности Милютина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой С.А. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Трубчевском районе Брянской области о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию незаконным и возложении обязанности по назначению пенсии

УСТАНОВИЛ:

31.01.2011 г. истица обратилась в УПФР в Трубчевском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста на 3 года на основании ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

8 февраля 2011 г. УПФР в Трубчевском районе отказало Киселевой С.А. в назначении пенсии в связи с тем, что на момент обращения за назначением пенсии, ею не подтверждён факт постоянного проживания и работы истицы в период с 26.04.1986 года по 17.01.1989 года в г. Трубчевске, Брянской области, т.е. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Считая отказ незаконным, нарушающим ее право на получение пенсии со снижением возраста Киселева С.А. обратилась в суд с указанным иском.

В обоснование своих требований истица пояснила, что 1 октября 2010 года ей исполнилось 52 года. 31 января 2011 года она обратилась в УПФ РФ в Трубчевском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, указав, что она и ранее в декабре месяце 2010 года, обращалась с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, однако, работники учреждения ей не объяснили, что она имеет право подать заявление о назначении пенсии, и в течение трех месяцев со дня подачи заявления представить недостающие документы. Решением комиссии Управления от 8 февраля 2011 ей было отказано, т.к. отсутствовали доказательства проживания и работы на территории зоны с льготно-экономическим статусом. Решением Трубчевского районного суда от 16 февраля 2011 года был установлен факт ее постоянного проживания на территории г. Трубчевска в период с 5 апреля 1986 года по 17 января 1989 года включительно, так как в указанный период она находилась в отпуске по уходу за ребёнком и фактически проживала в г. Трубчевске. После окончания отпуска, она стала постоянно проживать и работать в г. Трубчевске. Решение об установлении факта её проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, она представила работнику УПФР в Трубчевском районе, которая ей предложила написать новое заявление о назначении досрочной пенсии, но с 1 марта 2011 г. Она считает, что действиями ответчика нарушено ее право на досрочную пенсию с момента подачи первого заявления о назначении пенсии, так как она проживала на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, и имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 3 года, со дня обращения в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, т.е. с 31 января 2011 г.

Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Трубчевском районе - Милютин А.В., действующий по доверенности, требование считает необоснованным, мотивируя тем, что по достижению Киселевой С.А. возраста 52 лет, она 31 января 2011 года обратилась в УПФ РФ в Трубчевском районе с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно в связи с проживанием в зоне с социальным льготно-экономическим статусом. При обращении в УПФР с заявлением, Киселева С.А. не предоставила никаких документов, подтверждающих её проживание в указанной зоне. Представленное же истицей решение Трубчевского райсуда от 16 февраля 2011 года не является недостающим документом, предоставление которого даёт ей право на назначение досрочной пенсии со дня подачи первого заявления. Таким образом, истица на момент обращения в УПФР в Трубчевском районе 31.01.2011 г. не обладала правом на назначение ей трудовой пенсии досрочно, поскольку решение вступило в законную силу только 26 февраля 2011 г. По записям в трудовой книжке, Киселева С.А. в период с 25.08.1981г. по 30.12.1988г. работала в МСХ РСФСР Брянский филиал институт Центргипромзем в качестве инженера, т.е. в период с 26.04.1986г от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986г. в зоне со льготным социально-экономическим статусом не работала и не проживала. Поэтому 8 февраля 2011 УПФ РФ было принято решение об отказе Киселевой С.А. в назначении пенсии по старости досрочно. 1 марта 2011 года Киселевой С.А. было представлено в УПФ Трубчевского района решение Трубчевского районного суда от 16 февраля 2011 года об установлении факта ее постоянного проживания на территории г. Трубчевска в период с 5 апреля 1986 года по 17 января 1989 года включительно, и заявление о назначении ей пенсии по вышеназванному основанию досрочно, именно с 1 марта 2011 года. Поэтому Киселёвой С.А. была назначена пенсия по старости досрочно в связи с проживанием в зоне с льготно-экономическим статусом с 01 марта 2011 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требование истицы подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года общеустановленный возраст, определяющий пенсию по возрасту для женщин, составляет 55 лет.

Согласно п. 8 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18.06.1992 года с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным Законом №179 ФЗ от 24.11.1995 года, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст. 34 вышеуказанного закона, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. 34 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой зоны (территории) или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Распоряжением Совета министров РФ № 557-р от 05.04.1993 года г. Трубчевск был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а Постановлением Правительства РФ №1582 от 18.12.1997 года, исключен из перечня населенных пунктов, находящихся в границах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с 1 февраля 1998 года.

Факт постоянного проживания Киселевой С.А. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 5 апреля 1986 года по 17 января 1989 года включительно, установлен решением Трубчевского районного суда от 16 февраля 2011 года. Общий период постоянного проживания истицы в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет более 9 лет, то есть больший, чем период, необходимый для уменьшения её возраста на три года, что помимо указанного решения суда подтверждается также копиями трудовой книжки и паспорта Киселёвой С.А., приобщенными к материалам дела.

Копией заявления Киселевой С.А. в УПФ РФ в Трубчевском районе о назначении досрочной пенсии, датированным 31.01.2011 г. и зарегистрированным под №67, приобщенной к материалам настоящего дела, подтверждается факт обращения истицы в установленном законом порядке в УПФР в Трубчевском районе с заявлением и необходимыми документами за назначением пенсии.

Копией заявления Киселевой С.А. в УПФ РФ в Трубчевском районе, датированным 01.03.2011 г. и зарегистрированным под №138, приобщенной к материалам настоящего дела, подтверждается факт повторного обращения истицы в установленном законом порядке в УПФР в Трубчевском районе с заявлением и необходимыми документами за назначением пенсии.

Указанное обстоятельство подтверждает утверждение истицы о подаче ею повторного заявления о назначении пенсии и документов по требованию работника УПФР в Трубчевском районе.

Свидетель ФИО3 показала, что она работает специалистом УПФ РФ в Трубчевском районе, и Киселева С.А. в первый раз обратилась в УПФ Трубчевского района 14 декабря 2010 года. Она и Левченкова С.В. осуществляют предварительную работу с гражданами, обращающимися с вопросами о назначении пенсии. 14.12.2010 г. Киселева С.А. обратилась к ним с паспортом, копией трудовой книжки, и страховым пенсионным свидетельством. В ходе предварительной работы с Киселевой С.А. выяснилось, что по паспорту она до 1988 года, была прописана в г. Брянске. По её трудовой книжке в период, необходимый для проживания в зоне с социально-льготным статусом и последующего назначения досрочной пенсии по этому основанию, она значилась работающей также в г. Брянске. При этом Киселева С.А. объяснила, что фактически она проживала в г. Трубчевске постоянно с 1984 года, так как в этот период она родила двоих детей, и находилась в декретном отпуске по уходе сначала с одним ребенком, затем с другим ребенком. Она разъяснила Киселевой С.А., что она может в судебном порядке установить факт проживания в г. Трубчевске в период с 5 апреля 1986 года по 17 января 1989 года, и после этого обратиться в УПФ с заявлением о назначении ей пенсии досрочно. 14.12.2010 г. она не разъяснила Киселевой С.А. её право подать заявление о назначении пенсии досрочно, и затем в течение трех месяцев со дня подачи заявления о назначении пенсии представить решение суда об установлении факта её проживания, потому что по состоянию на 14.12.2010 года у Киселевой С.А. не было права на назначение пенсии досрочно, из-за отсутствия правоустанавливающего документа, подтверждающего её проживание в зоне с социально-льготным статусом. По этой причине, 14.12.2010 г. они не могли ей выдать бланк заявления о назначении пенсии. В дальнейшем Киселева С.А. к ней по вопросу её пенсии не обращалась.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Минтруда РФ N17, ПФ РФ N19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010), граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

В силу п. 12, п. 15 Правил, территориальный орган ПФ при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов. Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 и статье 23 Закона от 15.12.2001, но не ранее дня приобретения права на пенсию.

Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

На основании п.17 Правил, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФ недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФ, днем обращения за пенсией считается день приема заявления указанным органом.

Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом ПФ и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.

Пунктом 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 (ред. от 12.03.2010) к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены, в том числе и документы, о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Таким образом, суд считает, что Управление Пенсионного фонда РФ в Трубчевском районе, в соответствии с пунктом 17 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии…, обязано было при обращении истицы с заявлением о назначении пенсии 31 января 2011 г. разъяснить Киселёвой С.А. необходимость предоставления документа, подтверждающего факт её проживания в г. Трубчевске, относившегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом до 1 февраля 1998 г., в течение трёх месяцев, и по предоставлении ею решения суда, вступившего в законную силу, обязано было назначить пенсию с вышеуказанной даты.

По изложенным основаниям, суд считает незаконным решение УПФР в Трубчевском районе от 8 февраля 2011 г. об отказе Киселёвой С.А. в назначении пенсии с 31 января 2011 г. и удовлетворяет её исковое требование, поскольку право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года возникло у неё на момент ее обращения с первым заявлением о назначении пенсии.

Факт подачи заявления истицей второго заявления о назначении пенсии с 1 марта 2011 г. и назначения ей пенсии с указанной даты не может служить основанием отказа Киселёвой С.А. в назначении пенсии с 31 января 2011 г., так как ответчик, отказав истице в назначении пенсии и не разъяснив ей необходимость представления дополнительных документов, нарушил её право на назначение пенсии с указанной даты подачи ею первого заявления.

Суд взыскивает с УПФ РФ в Трубчевском районе в пользу истицы госпошлину, уплаченную ею при подаче заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Киселевой С.А. удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Трубчевском районе Брянской области назначить Киселевой С.А. трудовую пенсию по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста на 3 года с 31 января 2011 года.

Взыскать с Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Трубчевском районе Брянской области в пользу Киселевой С.А. 200 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий Булахов Н.П.