признание права собственности на самовольные строения



                                                                                                                                                                   №2-333(11)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Трубчевск                                                                                                            2 августа 2011г.

                                            Трубчевский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего, судьи                        Обыдённова И.А.,

при секретаре                                                     Филоновой Н.С.,

с участием истицы Борисовой А.М.,

третьего лица ФИО 2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой А.М. к администрации <адрес> о признании права собственности на самовольные постройки,

                                                         УСТАНОВИЛ:

    Борисовой А.М. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что ей на праве собственности, в порядке наследования по закону после смерти мужа, ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <адрес>. При жизни ее мужа они совместно на принадлежащем им земельном участке возвели три пристройки к дому: (лит.А1) площадью 14,4 кв.м.; (лит.А2) площадью17,4 кв.м.; (лит.а) площадью 12,4 кв.м которые являются самовольными постройками. Согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций, самовольно возведенные пристройки к жилому дому находятся в работоспособном состоянии, соответствуют строительным нормам и правилам.     

В судебном заседании Борисовой А.М. исковые требования поддержала, и пояснила, что ее дети ФИО 2. и ФИО 3. после смерти мужа отказались от своих наследственных прав в ее пользу. Таким образом, 1/2 доля домовладения, принадлежавшая мужу, принадлежит ей, и в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону выданного ДД.ММ.ГГГГ она является единственной собственницей домовладения.

Ответчик - представитель администрации <адрес> муниципального района в судебное заседание не явился. Обратился к суду с ходатайством дело рассмотреть в его отсутствие. Требования Борисовой считают подлежащими удовлетворению, поскольку признание права собственности на самовольные пристройки не нарушает прав и законных интересов иных лиц, каких либо нарушений норм и правил при возведении пристройки нет.

    Заинтересованное лицо - ФИО 2.(дочь истицы) требования истицы поддержала, и просит суд признать за ее мамой, право собственности на самовольные пристройки.

    Заинтересованное лицо - ФИО 3. (сын истицы) в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Возражений по существу иска не представил, сведений о причине своей неявки суду не сообщил, а потому, суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным дело рассмотреть по существу в его отсутствие.

Выслушав истицу, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд находит требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право собственности Борисовой А.М. на домовладение подтверждается следующими исследованными в судебном заседании документами, в том числе: согласно копии свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Борисовой А.М. (истице) и ФИО1 (ее мужу) был выделен земельный участок площадью 549 кв.м. по адресу <адрес> для индивидуального жилищного строительства; согласно копии свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ Борисовой А.М. принадлежит 1/2 доля в общем совместном имуществе супругов, состоящем из жилого бревенчатого дома площадью 49,8 кв.м. по <адрес>.; согласно свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ истица унаследовала 1/2 долю имущества принадлежавшего супругу на вышеуказанное домовладение (л.д.6,7,9).

Согласно наследственного дела к имуществу ФИО1 умершего ДД.ММ.ГГГГ выданного по запросу суда нотариусом Трубчевского нотариального округа ФИО4 наследниками ФИО1 являются: ФИО 3, ФИО 2 (дети наследодателя) которые в установленном законом порядке отказались от причитающихся им долей наследственного имущества в пользу матери Борисовой А.М.

    Таким образом, иных собственников домовладения не имеется.

    В суде установлено, что на указанном земельном участке к одноэтажному, жилому дому, имевшему общую площадь 49,8 кв.м. были возведены три пристройки - кирпичная (лит. А1) общей площадью 14,4 кв.м.; каркасно-обшивная (лит. А2) общей площадью 17,4 кв.м.; каркасно-обшивная (лит.а) площадью 12,4 кв.м, что отражено в техническом заключении ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» (л.д.23-24).

    Согласно заключения ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» техническое состояние строительных конструкций самовольно возведенных пристроек (лит. А1), (лит. А2), (лит.а) к индивидуальному жилому дому работоспособное и соответствует строительным нормам. Возведенные пристройки не повлияли на состояние несущих конструкций жилого дома в целом и подлежат дальнейшей эксплуатации без угрозы жизни и здоровью людей (л.д.25).

    В соответствии с ч.1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

    При осуществлении строительства указанных объектов наследодателем не были получены предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством разрешения.

    В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо это создает угрозу жизни или здоровью граждан.

    По смыслу частей 1 и 3 ст. 222 ГК РФ, наследники, лица осуществившего самовольную постройку, вправе признать за собой право собственности на самовольные строения, поскольку им в порядке наследования переходят все имущественные права, принадлежавшие при жизни наследодателю.

    В результате самовольных строений общая площадь жилого дома принадлежащего истице увеличилась и составляет 82,6 кв.м, в том числе жилая 40,9 кв.м.(л.д.22).

    На основании вышеизложенного, учитывая, что кирпичная и каркасно-обшивные пристройки к жилому дому <адрес>, возведены на земельном участке, принадлежащем в настоящее время истице на праве собственности, чьих - либо прав и законных интересов не нарушают и какой-либо опасности для жизни и здоровья граждан не представляют, так как не нарушают целостности строения и соответствуют санитарным и противопожарным нормам, суд считает необходимым удовлетворить требования истицы к администрации <адрес> и признать за ней право собственности на возведённые строения.

         Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

                                                                  РЕШИЛ:

    Исковые требования Борисовой А.М. к администрации <адрес> удовлетворить.

    Признать право собственности Борисовой А.М. на кирпичную пристройку (лит. А1) общей площадью 14,4 кв.м., каркасно-обшивную пристройку (лит. А2) общей площадью 17,4кв.м., и каркасно-обшивную пристройку (лит.а) площадью 12,4 кв.м к жилому дому расположенному по адресу <адрес>

    Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд.

                                Судья:                                                 И.А. Обыдённов