признание отказа в назначении пенсии на льготных условиях незаконным



№ 2-346(11)

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

г. Трубчевск                                                                                                            18 августа 2011 г.                                                                        

Трубчевский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего судьи                Обыдённова И.А.,

при секретаре                                            Филоновой Н.С.,

с участием истицы                                    Крюковой Т.А.,

ответчика представителя УПФР в Трубчевском муниципальном районе - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крюкова Т.А. к ГосударственномуУчреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (УПФР) в Трубчевском муниципальном районе о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, и возложении обязанности по назначению пенсии,

УСТАНОВИЛ:

    Истица осуществляет лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры <данные изъяты> участковой больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время фельдшером - заведующей <данные изъяты> сельским медпунктом <адрес>ной больницы; которая ДД.ММ.ГГГГ переименована в Трубчевское ТМО, а с ДД.ММ.ГГГГ переименована в Трубчевскую ЦРБ, где работает по настоящее время. Льготный стаж ее лечебной деятельности составляет более 25 лет.

ДД.ММ.ГГГГ Крюкова Т.А. обратилась в УПФР в Трубчевском муниципальном районе <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по возрасту как лицу более 25 лет осуществлявшему лечебную или иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

    ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии УПФР в Трубчевском муниципальном районе заявительнице в назначении такой пенсии было отказано по тем основаниям, что в стаж ее медицинской деятельности не могут быть засчитаны периоды работы заведующей <данные изъяты> сельским медпунктом с 27.04.1992 г. по 31.08.1992 г. (отпуск по уходу за ребенком); с 01.09.1992 г. по 31.12.1994 г.; с 01.11.1999 г. по 15.10.2000 г.; с 16.12.2000 г. по 31.12.2000г. т.к. указанная должность не предусмотрена Списком, а установить факт ее работы на должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу возможности не имеется, кроме того, периоды с 16.10.2000 г. по 15.12.2000 г.; 11.04.2005 г. по 06.05.2005 г.; с 14.12.2009 г. по 19.01.2010 г. нахождения на курсах повышения квалификации, т.к. указанные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г.

    Кроме того, периоды с 09.12.1991 г. по 26.04.1992 г. работы заведующей - фельдшером <данные изъяты> медпунктом (нахождения в отпуске по беременности и родам) и с 11.01.1995 г. по 19.06.1995 г. (отпуск по беременности и родам) засчитан УПФ в календарном исчислении.

    Считая отказ не правомерным Крюкова Т.А. обратилась в суд и просит обязать УПФР в Трубчевском муниципальном районе включить вышеуказанные периоды в льготный стаж для назначения пенсии и обязать УПФР в Трубчевском муниципальном районе назначить ей соответствующую пенсию с момента обращения за ней.

     В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, в их обоснование пояснила, что с 11.03.1988 г. по 11.08.1988 г. осуществляла лечебную и иную работу по охране здоровья населения в сельской местности в должности медсестры <данные изъяты> участковой больницы, с 11.08.1988 г. по настоящее время фельдшером - заведующей <данные изъяты> сельским медпунктом Трубчевской районной больницы, работая в указанной должности, в период с 27.04.1992 г. по 31.08.1992 г. находилась в отпуске отпуск по уходу за ребенком; в период с 09.12.1991 г. по 26.04.1992 г. и с 11.01.1995 г. по 19.06.1995 г. в отпуске по беременности и родам. Льготный стаж ее лечебной деятельности составляет более 25 лет.

    За время работы она три раза направлялась на курсы повышения квалификации, общий период которых составляет 3 месяца 29 дней, не включение указанных периодов в льготный стаж работы считает незаконным, поскольку указанные курсы она проходила по направлению организации, в которой работает, и которые непосредственно оплачивала Трубчевская райбольница, за ней сохранялась средняя заработная плата и работодатель должен был производить отчисления страховых взносов в ПФ.

    Не включение в льготный стаж периодов ее работы с 27.04.1992 г. по 31.08.1992 г. (отпуск по уходу за ребенком); с 01.09.1992 г. по 31.12.1994 г.; с 01.11.1999 г. по 15.10.2000 г.; с 16.12.2000 г. по 31.12.2000 г. в должности заведующей <данные изъяты> сельским медпунктом считает незаконным, так как она осуществляла медицинскую деятельность как фельдшер, и может подтвердить это документацией которую вела в <данные изъяты> медицинском пункте за спорный период, например журналами амбулаторных приемов, профилактических прививок, карточками историй развития детей, которым она делала прививки, вела патронаж до 1 года; вела прием пациентов как фельдшер, ставила диагноз и назначала соответствующее лечение, также выдавала справки о смерти.

     В период работы в должности фельдшера - заведующей <данные изъяты> сельским медпунктом с 09.12.1991г. по 26.04.1992 г. находилась в отпуске по беременности и родам, с 27.04.1992 г. по 31.08.1992 г. в отпуске по уходу за ребенком. Декретный отпуск УПФ засчитало в календарном исчислении, что противоречит действовавшему на тот период времени законодательству. Указанные периоды должны быть засчитан как 1 г. работы за 1 г. 3 мес. С 11.01.1995 г. по 19.06.1995 г. также находилась в отпуске по беременности и родам. Не возражает против зачета указанного периода времени декретного отпуска в календарном исчислении.

    Представитель УПФР в Трубчевском муниципальном районе, ФИО1 пояснил, что с иском не согласен по изложенным в протоколе заседания Комиссии УПФР основаниям. Учтенный комиссией стаж, дающий истице право на досрочное назначение трудовой пенсии на 15.06.2011 г. составляет 20 лет 05 месяцев 19 дней.

    При условии включения судом в стаж работы истицы периодов нахождения в отпусках по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком с 09.12.1991 г. по 26.04.1992 г., с 27.04.1992 г. по 31.08.1992 г., а также времени работы с 01.09.1992 г. по 31.12.1994 г. в качестве заведующей <данные изъяты> сельским медицинским пунктом - как 1 год работы за 1 год и 3 месяца по Постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. №464; периода с 11.01.1995 г. по 19.06.1995 г. нахождения в отпуске по беременности и родам, с 25.07.1995 г. по 18.02.1996 г. (отпуск по уходу за ребенком), периода в 01.11.1999 г. по 15.10.2000 г. и периода с 16.12.2000 г. по 31.12.2000 г. в должности заведующей <данные изъяты> медицинским пунктом - в календарном исчислении, а также периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации в календарном исчислении; ее льготный стаж составляет на день обращения с заявлением 25 лет 2 месяца и пять дней, что дает право на назначение досрочной пенсии. Иные периоды работы, которые были проверены, подтверждены соответствующими документами и засчитываются в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и спора по этим периодам нет.

    Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

    В соответствии со ст. 39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца….

    Истица до брака имела фамилию «Савченко», что подтверждается копией свидетельства о заключении брака.

    Согласно записям трудовой книжки истица с 11.03.1988 г. по настоящее время осуществляет лечебную деятельность и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на должности медсестры <данные изъяты> участковой больницы, фельдшером - заведующей <данные изъяты> сельским медпунктом /л.д.15-16/.

    В 2000, 2005, и 2010 г.г. Трубчевской ЦРБ истица направлялась на курсы повышения квалификации.

    Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и подтверждающей постоянную занятость в особых условиях труда, выданной МУЗ Трубчевской центральной районной больницей на основании приказа №19 от 09.03.88 г. - о приеме на работу; № 36 от 13.04.88 г. о переводе на другую работу; приказов на очередные отпуска, штатные расписания, тарификационных списков лицевых счетов, платежных ведомостей за 1988 - 2011 г. Крюкова Т.А. работала в Трубчевской ЦРБ фельдшером - зав. сельским медпунктом.

    В соответствии со ст. 81 Закона РФ №340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ», устанавливалась пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

    В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (в ред. ФЗ №223-ФЗ от 24.09.2007 г. и ФЗ N 319-ФЗ от 30.12.2008.) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для женщин 55 лет).

    Согласно п. 2 ст.27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 N 130) утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее: Список).

    Согласно п. 1 Списка право на досрочное назначение пенсии имеет средний медицинский персонал: фельдшер.

    В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. (ред. от 18.06.2007), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

    Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

    Указанное толкование норм закона нашло свое отражение и в разъяснении Верховного Суда РФ, данному в обзоре судебной практики от 07.06.2006 г., согласно которому период нахождения на курсах повышения квалификации также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую, медицинскую и иную работу (ст.ст. 27, 28 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ»).

Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 16.10.2000 г. по 15.12.2000 г.; 11.04.2005 г. по 06.05.2005 г.; с 14.12.2009 г. по 19.01.2010 г. то есть 3 месяца 29 дней подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в календарном исчислении.

    Факт осуществления Крюкова Т.А. медицинской деятельности по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала (фельдшера - зав.<данные изъяты> сельским медпунктом) с 27.04.1992 г. по 31.08.1992 г. (отпуск по уходу за ребенком); с 01.09.1992 г. по 31.12.1994 г.; с 01.11.1999 г. по 15.10.2000 г.; с 16.12.2000 г. по 31.12.2000 г. в должности заведующей Любецким сельским медпунктом подтверждается следующими исследованными письменными доказательствами по делу:

-согласно справки уточняющей особый характер работы, выданной ГБУЗ «Трубчевская центральная районная больница» № от 14.06.2011 г. Крюкова Т.А. в период с 11.04.1988 г. по настоящее время работает фельдшером - заведующей <данные изъяты> фельдшерско-медицинским пунктом /л.д.14/;

- в трудовой книжке истицы запись от ДД.ММ.ГГГГ Крюкова Т.А. переведена на должность фельдшера - заведующей <данные изъяты> сельским мед.пунктом. /л.д.16/;

- иными документами представленными истицей и исследованными судом в том числе журналами регистрации амбулаторных приемов, регистрации прививок за спорные периоды.

     Согласно должностной инструкции заведующего фельдшерско-медицинским пунктом - фельдшера на должность заведующего фельдшера фельдшерско-медицинским пунктом назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации «лечебное дело», несущий ответственность за организацию лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы. Данный специалист оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на вверенной территории, ведет амбулаторный прием на медпункте, больных на дому, оказывает первую неотложную помощь, выполняет врачебные назначения, участвует в диспансеризации и т.д.

    В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

    До 1 ноября 1999 г. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, согласно которому работа, протекающая в должности заведующего медпунктом без дополнения должности специальностью среднего медицинского персонала (медсестра, фельдшер…) должна быть подтверждена документально.

    В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.04.1998 г. и Постановления Минтруда и социального развития РФ от 14.05.2001 г. работа в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением от 06.09.1991 г. № 464 в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающей право на пенсию за выслугу лет.

    Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

    Согласно п.6 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях указанных в списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориально-медицинских объединений.

    Таким образом, согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, действовавшему до 01.11.1999 г., и Списку и Правилам, действующим в настоящее время, работа Крюкова Т.А. в <данные изъяты> сельском медпункте засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Кроме того, в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.1991 г. №464, периоды работы истицы в сельской местности, имевшие место до 1 ноября 1999 г. то есть до вступления в действие Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066, следует учитывать как 1 год работы за 1 год и 3 месяца работы, а период работы в должности заведующей Любецким сельским медпунктом с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в календарном порядке.

    Также период работы фельдшером - заведующей <данные изъяты> сельским медпунктом истица с 09.12.1991 г. по 26.04.1992 г. находилась в отпуске по беременности и родам; приказом по Трубчевской ЦРБ п-1 от 22.04.1992 г. Крюкова Т.А. был предоставлен отпуск по уходу за грудным ребенком до полутора лет жизни. Указанные периоды подлежат включению в стаж работы в льготном исчислении как 1 г. работы за 1 год 3 месяца.

- с 11.01.1995 г. по 19.06.1995 г. Крюкова Т.А. также находилась в отпуске по беременности и родам;

приказом Трубчевской ЦРБ п-5 от 10.05.1995 г. Крюкова Т.А. был предоставлен отпуск по уходу за грудным ребенком, с 25.07.1995 г.; приступила к работе 19.02.1996 г. указанный период подлежит включению в стаж работы в календарном исчислении в соответствии с разъяснением Минтруда РФ №5 от 22.05.1996 г.

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РоссийскойФедерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

    Согласно действовавшему в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком совместному Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11 "Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полугора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска." (п. 7).

    Отпуск по беременности и родам и по уходу за детьми были предоставлен Крюкова Т.А. в период ее работы заведующей - фельдшером <данные изъяты> сельского медпункта, т.е период дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении как 1 г. работы за 1 г. 3 месяца.

    Таким образом, отпуск по беременности и родам с 09.12.1991 г. по 26.04.1992 г. а также отпуск по уходу за ребенком с момента рождения до полутора лет с 10.02.1992 г. по 31.08.1992 г., подлежат включению в стаж в льготном исчислении, как 1 г. работы за 1 год 3 месяцев.

        Таким образом, суд приходит к выводу, что факт работы истицы в должности фельдшера - заведующей <данные изъяты> сельским медпунктом нашел свое подтверждение в ходе исследования в судебном заседании подлинников и копий вышеуказанных документов, которые неоспоримо свидетельствуют о том, что истица осуществляла работу не только как заведующая медицинским пунктом, но и как фельдшер, поскольку она организовывала и оказывала квалифицированную медицинскую помощь, организовывала и проводила комплексы профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.

     В соответствии со ст. 19 ч. 1 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

     Право Крюкова Т.А. на назначение досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением не менее 25 лет лечебной деятельности возникло на момент ее обращения с заявлением в УПФР в Трубчевском муниципальном районе, т.е. с 15 июня 2011 г., поскольку стаж ее лечебной деятельности на указанный период составляет 25 лет 2 месяца 5 дней.

В связи с отказом истицы, суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Крюкова Т.А. удовлетворить частично.

    Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Трубчевском районе от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях Крюкова Т.А. признать незаконным.

    Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Трубчевском муниципальном районе Брянской области назначить Крюкова Т.А. - досрочную трудовую пенсию по старости с 15 июня 2011 г.. в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, засчитав в льготный стаж осуществления лечебной и иной работы по охране здоровья населения периоды работы:

- с 09.12.1991 г. по 26.04.1992 г. (отпуск по беременности и родам); с 27.04.1992 г. по 31.08.1992 г. (отпуск по уходу за ребенком); с 01.09.1992 г. по 31.12.1994 г. в должности заведующей <данные изъяты> сельским медицинским пунктом - как 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

- с 11.01.1995 г. по 19.06.1995 г. (отпуск по беременности и родам); с 25.07.1995 г. по 18.02.1996 г. (отпуск по уходу за ребенком); с 01.11.1999 г. по 15.10.2000 г. и с 16.12.2000 г. по 31.12.2000 г. период работы в должности заведующей <данные изъяты> сельским медпунктом и с 16.10.2000 г. по 15.12.2000 г.; 11.04.2005 г. по 06.05.2005 г.; с 14.12.2009 г. по 19.01.2010 г. периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении.

    В остальной части иска - отказать.

    Решение может быть в течение 10 дней со времени его оглашения обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд.

                                     Судья:                                                  И.А. Обыдённов