решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительным пункта 3.9 Устава МОУ Рябчевская ООШ и возложении обязанности по приведению Устава МОУ Рябчевская СОШ в соответствие с требованиями федерального законодательства,



                                                                                                                                                         2-282.

                                                            РЕШЕНИЕ

                                          Именем Российской Федерации

гор. Трубчевск                                                                                                           19 июля 2011 года.

                               Трубчевский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего - судьи Бабина М.А.

при секретаре Кощук А.Н.,

с участием: истца - пом. прокурора Трубчевского района Картунова В.В.,

представителя ответчика - Шаховой Н.В.,

третьего лица - представителя администрации Трубчевского муниципального района Слободчикова Е.А., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску зам. прокурора Трубчевского района Брянской области к муниципальному общеобразовательному учреждению Рябчевская основная общеобразовательная школа (далее - МОУ Рябчевская ООШ) о признании недействительным пункта 3.9 Устава МОУ Рябчевская ООШ и возложении обязанности по приведению Устава МОУ Рябчевская ООШ в соответствие с требованиями федерального законодательства,

                                                         УСТАНОВИЛ:

Зам. прокурора Трубчевского района обратился в Трубчевский районный суд с иском к МОУ Рябчевская ООШ о признании недействительным пункта 3.9 Устава МОУ Рябчевская ООШ и возложении обязанности по приведению Устава МОУ Рябчевская ООШ в соответствие с требованиями федерального законодательства. В обоснование заявленных исковых требований указал, что п.1 постановления главы администрации Трубчевского муниципального района №117 от 28.2.2011 года утвержден Устав МОУ Рябчевская ООШ (далее Устав). Пунктом 3.9 Устава установлено, что прием обучающихся в 1 - 9 классы учреждения в порядке перевода из общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, производится при наличии свободных мест в классах (до 25 человек). В этом случае, помимо документов, предусмотренным пунктом 3.8 настоящего устава, предоставляется личное дело с годовыми оценками, заверенные печатью школы, из которой выбыл обучающийся, выписка четвертных и текущих оценок по предметам, заверенная печатью образовательного учреждения (при переходе в течение учебного года). Считает, что указанная норма Устава не соответствует действующему законодательству и подлежит изменению по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от 19.3.2001 года №196 (ред. от 10.3.2009 года), утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении (далее Типовое положение). Настоящее Типовое положение регулирует деятельность начальной, основной, средней общеобразовательных школ. На основе Типового положения, общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Устав общеобразовательного учреждения утверждается учредителем. Типовое положение выполняет функцию примерного только для негосударственных образовательных учреждений (п.3 раздел 1 Типового положения). Между тем, Типовые правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня, (п. 1.1. ст. 16, Закон РФ от 10.7.1992 № 3266-1 «Об образовании»). В свою очередь, в соответствии с требованиями п. 46. Типового положения, Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении, не проживающим на соответствующей территории. Таким образом, указанными положениями Устава нарушаются права обучающихся, круг лиц которых не может быть достоверно определен, в связи с изменением состава обучающихся, в связи с чем, зам. прокурора района считает необходимым обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц, с требованием понудить администрацию МОУ Рябчевская ООШ привести в соответствие с установленными требованиями законодательства Устав МОУ Рябчевская ООШ. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. (Постановление Правительства РФ от 26.2.2010 года №96 «Об антикоррупцион-ной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

В судебном заседании пом. прокурора Трубчевского района Картунов В.В. поддержал заявленные исковые требования, приведя те же обоснования.

Представитель ответчика - директор МОУ Рябчевская ООШ Шахова Н.В. в судебном заседании заявленные исковые требования зам. прокурора Трубчевского района не признала. В обоснование своих доводов пояснила: подпунктом 14 пункта 2 статьи 32 Закона РФ от 10.7.1992 года №3266-1 «Об образовании» установлено, что к компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное формирование контингента обучающихся воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом. В соответствии с пунктом 1.1. статьи 16 Закона РФ от 10.7.1992 года №3266-1 «Об образовании», правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Данное требование школой и учредителем было выполнено. Пунктами 25 и 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении установлено, что количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. Аналогичная норма закреплена в пункте 2.3.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», в соответствии с которым количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Таким образом, указанные нормативные акты предусматривают, что процесс приема учащихся в учебное учреждение зависит от лицензии на право осуществления образовательной деятельности, проектной мощности учреждения и наличия свободных мест в школе. В настоящее время в МОУ Рябчевская ООШ обучается 35 человек, в том числе: в 1-м классе - 3 человека, во 2-м классе - 3 человека, в 3-м классе - 2 человека, в 4-м классе нет учеников, в 5-м классе - 5 человек, в 6-м классе - 2 человека, в 7-м классе - 8 человек, в 8-м классе - 7 человек, в 9-м классе - 5 человек. На текущий 2011-2012 учебные годы в 1-9 классах будут обучаться 31 человек и, соответственно с 1 по 9 классы:1, 3, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 7 учащихся;в 2012-2013 годы будет обучаться в 1-9 классах 25 человек, и соответственно с 1 по 9 классы: 0, 1, 3, 3, 2, 0, 5, 2, 8 учащихся.В 2013-2014 годах будет обучаться еще меньше учеников, и такая тенденция стабильно сохраняется. Вместе с тем, лицензия, выданная Департаментом общего и профессионального образования Брянской области МОУ Рябчевская ООШ, позволяет ежегодно обучать в школе 270 человек. Это говорит о том, что школа готова одномоментно принять к уже обучающимся 31 школьнику, например на 2011-2012 годы - 239 человек. Пункт 3.9 Устава школы не препятствует ей, как директору школы, принять дополнительно, к обучающимся школьникам еще 239 человек. Ограничение по наполняемости класса - 25 человек, не свидетельствует о том, что в 1-й или иной классы не может быть принято более 25 человек. При поступлении в один и тот же класс большего количества учеников, будет создан еще один класс, и если всего будет 26 человек, например в 1-м классе, тогда будет создано 2 первых класса по 13 человек в каждом. Если будет еще больше учеников в этом же классе, будет создано 3 первых класса, в каждом из которых будет не более 25 учеников и так по любому из имеющихся классов. Если в школу одновременно поступит более 239 человек, родителям будет дан отказ в приеме в школу, поскольку это превысит разрешенную лицензией предельную численность контингента обучающихся воспитанников - 270 человек. В данном случае, в соответствии с п.3.9 Устава школы, она откажет родителям (законным представителям) в приеме ребенка в школу из-за отсутствия в школе свободных мест. Однако это не означает, что нарушается принцип общедоступности образования. В этом случае, отдел образования администрации Трубчевского муниципального района предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в других общеобразовательных учреждениях, обеспечивая прием детей в другую школу.

Представитель администрации Трубчевского муниципального района Слободчиков Е.А., действующий по доверенности, исковые требования зам. прокурора Трубчевского района не признал по основаниям, изложенным директором МОУ Рябчевская ООШ. Кроме этого, пояснил, что в соответствии с пунктом 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении, на основе Типового положения, общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Но это не означает, что в Уставе учреждения не должны быть закреплены другие нормы, которые отсутствуют в Типовом положении. Это подтверждается статьей 13 Закона РФ от 10.7.1992 года №3266-1 «Об образовании», в соответствии с которой устанавливается перечень информации, которая обязательно должна быть отражена в Уставе. Таким образом, общеобразовательное учреждение может добавить в Устав и другие условия, не противоречащие действующему законодательству. Пункт 3.9 Устава учреждения устанавливает правила приема в порядке перевода из другого общеобразовательного учреждения, который Типовым положением об общеобразовательном учреждении не урегулирован. В соответствии с пунктом 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении, правила приема в муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Законодатель, вводя формулировку «отсутствие свободных мест в учреждении» имел в виду отсутствие сводных мест в классах, поскольку в общеобразовательное учреждение принимаются дети определенного возраста и могут быть зачислены только в соответствующий возрасту класс. При этом прием ученика на стадии начального общего образования (1-4 класс) не может быть поставлен в зависимость от наличия сводных мест на стадии общего образования (8-9 класс). Подпунктом 12 пункта 2 статьи 32 Закона РФ от 10.7.1992 года №3266-1 «Об образовании» установлено, что к компетенции образовательного учреждения относится разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение. В соответствии с пунктом 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устав общеобразовательного учреждения утверждается учредителем. Таким образом, Устав учреждения принят в пределах компетенции и в соответствии с действующим законодательством.Исковые требования зам.прокурора Трубчевского района являются необоснованными, поскольку в случае поступления в любой из классов школы более 25 человек будет образован еще один, два, три и т.д. параллельные классы, поэтому никаких оснований для отказа в приеме в школу по этому основанию - не имеется. Доводы зам. прокурора о том, что п.3.9 Устава школы препятствует принятию в школу 26 или более человек противоречит фактическому положению дел в школе и пояснениям в этой части директора школы - Шаховой Н.В., которая осуществляет прием детей в школу.

Выслушав участвующих по делу лиц и изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных зам. прокурором Трубчевского района исковых требований и необходимости отказа в их удовлетворении по следующим основаниям:

Подпунктом 14 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.7.1992 года №3266-1 «Об образовании» установлено, что к компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное формирование контингента обучающихся воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 16 Закона РФ от 10.7.1992 года №3266-1 «Об образовании», правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Пунктами 25 и 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ №196 от 19 марта 2001 года, установлено, что количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

Аналогичная норма закреплена в пункте 2.3.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», согласно которой количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.

Эти положения действующего законодательства: закона об образовании, Типового положения об образовательном учреждении и нормативы СанПина администрацией МОУ Рябчевская ООШ и учредителем - администрацией Трубчевского муниципального района, по мнению суда, соблюдены в полной мере.

Так, в соответствии с п.3.9 Устава МОУ Рябчевская ООШ, прием обучающихся в 1-9 классы Учреждения в порядке перевода из общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, производится при наличии свободных мест в классах (до 25 человек).

Следовательно, п.3.9 Устава МОУ Рябчевская ООШ не ограничивает прием учащихся в образовательное учреждение, а только ограничивает численность обучающихся в одном классе в количестве 25 человек, при этом, прием в соответствующие классы школы более 25 человек не препятствует образованию в школе двух, трех и т.д. классов, например первоклассников, учащихся вторых и других классов и предельно ограничен только лицензией школы и (или) проектной мощностью школы.

Таким образом, пункт 3.9 Устава соответствует действующему законодательству, в частности, Закону РФ от 10.7.1992 года №3266-1 «Об образовании», Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ №196 от 19 марта 2001 года, а также постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», в соответствии с которыми наполняемость любого из классов не должна превышать 25 учащихся.

Аналогичные доводы: о том, что наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек, о возможности школы принять в любое время для обучения дополнительно еще 239 человек; о приеме в школу в настоящее время в любой класс фактически любого количества учащихся путем создания двух и более первых, вторых и т.д. классов, ограничивая этот прием только выданной лицензией на количество обучающихся школьников (270 человек), привела в своем выступлении директор школы, а также представитель администрации Трубчевского муниципального района.

Утверждение зам. прокурора Трубчевского района о невозможности разового приема в школу более 25 человек в класс является необоснованным и фактически ничем не мотивировано. Данное утверждение зам. прокурора Трубчевского района опровергается показаниями в судебном заседании директора школы, показаниями представителя администрации Трубчевского муниципального района, из которых следует, что п.3.9 Устава МОУ Рябчевская ООШ не препятствует приему в любой из классов школы более 25 учеников, поскольку, в этом случае, администрацией школы будет организовано обучение учащихся в двух или более параллельных классах, например 1«А», 1«Б», 1«В»; 2«А», 2«Б», 2«В» и т.д. по любому классу. Доводы директора школы и представителя администрации Трубчевского муниципального района, в свою очередь, подтверждаются лицензией МОУ Рябчевская ООШ, выданной Департаментом общего и профессионального образования Брянской области, в соответствии с которой МОУ Рябчевская ООШ имеет право обучать 270 учеников (фактически обучается 31).

Количество классов в Учреждении, согласно п.3.10 Устава Рябяевской ООШ, определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан, условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, что не препятствует созданию в школе нескольких параллельных классов, ограничивая наполняемость каждого из них 25 учащимися.

Совокупность приведенных доказательств свидетельствует о том, что оснований для удовлетворения заявленных зам. прокурора Трубчевского района исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

                                                            РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований зам. прокурора Трубчевского района Брянской области к МОУ «Рябчевская основная общеобразовательная школа» о признании недействительным пункта 3.9 Устава МОУ Рябчевская ООШ и возложении обязанности по приведению Устава МОУ Рябчевская ООШ в соответствие с требованиями федерального законодательства - отказать.

Решение в течение десяти дней со дня оглашения может быть обжаловано в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд.

Председательствующий:

судья                                                                                                          Бабин М.А.