№2-292(11) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Трубчевск 27 сентября 2011 г. Трубчевский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Обыдённова И.А., при секретаре Филоновой Н.С., с участием представителя истицы - Ш ответчика - представителей Усохской сельской администрации Г, К, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поцелуева К.Д. к Усохской сельской администрации о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Администрация Усохского сельского поселения Трубчевского района, Брянской области ДД.ММ.ГГГГ отказала Поцелуева К.Д. - вдове участника Великой Отечественной войны, в постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя тем, что она признана членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченной общей жилой площадью на одного члена семьи выше нормы и не имеет достаточных оснований для постановки на жилищный учет. Считая отказ незаконным, истица просит обязать администрацию поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.21 Закона РФ «О ветеранах», указав в иске, что в соответствии с удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ является женой военнослужащего. Проживает в д. <адрес>, в доме мужа, умершего ДД.ММ.ГГГГ После смерти мужа отказалась от вступления в права наследования. Считает дом непригодным для проживания. По указанному основанию, а также учитывая то, что по ее мнению она не является членом семьи собственника жилого помещения считает незаконным отказ Усохской сельской администрации об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска представитель истицы, Ш, действующая по доверенности пояснила, что ее мать Поцелуева К.Д., пенсионерка с 1975 года, проживает в д. <адрес> в частном доме по адресу <адрес>. Данный дом истица вместе с мужем построили примерно в 1959 году. Дом газифицирован, однако централизованного водоснабжения и канализации не имеет. Супруг истицы П, умерший ДД.ММ.ГГГГ являлся участником ВОВ. Истица и П состояли в браке с 1946 года и прожили вместе до момента смерти П. <адрес> дома в котором проживает мать составляет 40 кв. метров, в том числе жилая площадь 36 кв. метров. После смерти мужа, истица осталась проживать в построенном вместе с мужем доме, но в права наследования на долю мужа не вступала. В права наследника, как дочь наследодателя вступила она (Ш), но свидетельство о праве собственности на 1/2 долю домовладения до настоящего времени не получала в связи с отсутствием необходимости. В ходе рассмотрения дела истица дополнительно обратилась с заявлением на имя главы Усохского сельского поселения с заявлением о принятии на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с непригодностью жилого помещения для проживания. С целью установления пригодности жилого помещения для проживания была создана межведомственная комиссия, обследовавшая дом. С заключением межведомственной комиссии, которым жилое помещение признано пригодным для проживания она и истица ознакомлены, однако считают его неверным, поскольку в доме отсутствует водоснабжение и канализация. Ходатайств о проведении строительно технической экспертизы, для установления пригодности жилья к проживанию она не имеет. Ответчик Представитель Администрации Усохского сельского поселения К исковые требования считает необоснованными. При этом пояснила, что истица проживает в доме, расположенным на территории Усохского сельского поселения. На территории д <адрес> отсутствует центральная канализация. Водопровод подведен к водоразборным колонкам, установленным на улицах. По данным похозяйственных книг дом значится за мужем истицы П, умершим в <данные изъяты> году. В настоящее время истица проживает в доме одна, общая площадь дома составляет 40 кв.м., в том числе жилая 36 кв.м. По заявлению истицы и ее представителя была создана межведомственная комиссия для обследования технического состояния дома, для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Комиссия в составе главы поселения, главного архитектора Трубчевского района и специалиста Трубчевского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» пришла к выводу о пригодности для проживания жилого помещения в котором проживает истица. Износ дома составляет 59%. Учётная норма жилой площади на территории Усохского сельского поселения при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или в улучшении жилищных условий, составляет 10 кв.м. на одного члена семьи. Норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена в размере 18 кв. метров на 1 человека. В связи с тем, что площадь дома, в котором проживает истица, составляет 40 кв. м., а техническое состояние дома пригодно для проживания комиссия по жилищным вопросам Усохского сельского поселения отказала П в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. Аналогичные пояснения даны главой Усохского сельского поселения Г, также не признавшим исковые требования истицы. Выслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истицей требований по следующим основаниям. Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г.», (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 г.N30), предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку вне зависимости от даты постановки их на учет, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Статьёй 21 п.1 п.п. 4 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N135-ФЗ, от 21.12.2009 N327-ФЗ) установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляемые нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В качестве меры социальной поддержки предусмотрено право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов, и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Частью 1 статьи 23.2 этого же Закона, установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. С учетом приведенных выше норм следует, что для категории лиц, к которой относится и истец, действующим законодательством предусмотрен общий порядок признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, без каких либо исключений. Статья 51 ЖК РФ содержит закрытый перечень оснований, дающий право гражданам быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Так согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Согласно ст. 2 Закона Брянской области от 9 июня 2006 г. №37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области», нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, относящиеся к определенной федеральными законами или законом Брянской области категории граждан, которые в соответствии с данными законами имеют право на предоставление жилых помещений без подтверждения статуса малоимущего гражданина. Обращения Поцелуева К.Д. в Усохскую сельскую администрацию с просьбой о постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, как вдовы участника ВОВ, подтверждено заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, а также заявлением от ДД.ММ.ГГГГ/л.д. 53 и 85/ Копией удостоверения серии «В» № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается право Поцелуева К.Д. на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах». /л.д.18/ Решением Усохского сельского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, на территории сельского поселения была установлена учетная норма общей площади жилого помещения при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 кв.м. на одного человека, и норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека./л.д.59/ Как следует из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Усохского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, после рассмотрения заявления с приложенными документами, П - вдове участника ВОВ, отказано в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как П проживала совместно с мужем П (умершим в 2003 г.) в собственном доме площадью 40 кв.м., 1960 года постройки, с газовым отоплением в качестве члена семьи. После смерти мужа проживает одна, состав ее семьи составляет 1 человек./л.д.57/ Из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Усохского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, после рассмотрения заявления с приложенными документами, Поцелуева К.Д., отказано в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как жилое помещение в котором проживает Поцелуева К.Д. пригодно для проживания /л.д.118-119/. Факт принадлежности П (мужу истицы) жилого дома в д. <адрес> подтвержден справкой сельской администрации имеющейся в материалах наследственного дела, выданного по запросу суда нотариусом Трубчевского нотариального округа ФИО 1, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав к имуществу умершего П Из материалов наследственного дела следует, что с заявлением о вступлении в права наследницы по закону обратилась дочь умершего - Ш (представитель истицы), иные наследники, а равно жена (истица) и сын ФИО2 обратились с заявлениями, в которых в права наследников вступать не пожелали. Свидетельство о праве на наследство на жилой дом в д. <адрес> не выдано/л.д.61-79/. Как следует из технического заключения №-ПР от ДД.ММ.ГГГГ ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», износ жилого дома по <адрес>, составляет 59%, конструктивные элементы имеют повреждения и деформации, фундамент в состоянии, характеризующимся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей. Стены, перекрытия, крыша, полы оконные и дверные проемы находятся в ограничено работоспособном состоянии, при этом имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирования конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации./л.д.19-45/. Из акта обследования жилого помещения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, созданной распоряжением главы Усохского сельского поселения с участием специалистов отдела архитектуры и градостроительства Трубчевского района, Трубчевского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация следует, что конструкции жилого дома с пристройкой находятся в работоспособном состоянии, пригодном для проживания, и не создают угрозу жизни и здоровью людей. /л.д. 106-107/ По заключению межведомственной комиссии, т.е. уполномоченного органа к компетенции которого относится признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан созданной в порядке предусмотренном ч.4 ст. 15 Жилищного Кодекса РФ, и Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 г., следует, что жилое помещение по адресу д. <адрес> пригодно для проживания, т.к. находится в работоспособном состоянии и не создает угрозу жизни и здоровью людей/л.д.105/. При рассмотрении дела истицей и ее представителем не представлено никаких доказательств опровергающих выводы межведомственной комиссии, то есть уполномоченного органа, к компетенции которого относится признание помещения пригодным либо непригодным для проживания. Напротив истицей суду представлено техническое заключение №-ПР от ДД.ММ.ГГГГ ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», согласно которому износ жилого дома по <адрес>, составляет 59%. Учитывая изложенное, а также то что представителю истицы разъяснена возможность назначения и проведения по ходатайству стороны технической экспертизы, для установления степени износа жилого дома, оснований сомневаться в выводах межведомственной комиссии и заключении ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», относительно установленной степени износа жилого дома у суда не имеется. В соответствии с методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, разработанном на основе норм Гражданского кодекса РФ, ФЗ от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и с учетом основных положений Федерального закона от 06.05.2003 г. №52-ФЗ, ветхое состояние здания - это состояние при котором конструкция здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов - свыше 65%. Таким образом, оценив и проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что отказ Усохской сельской администрации в принятии на учет Поцелуева К.Д. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, является обоснованным, так как последняя проживает в жилом доме являющемся совместной собственностью, нажитой в период брака ею и П. В настоящее время наследственная доля жилого дома принадлежит дочери истицы. Общая площадь дома составляет 40 кв.м., жилая 36 кв.м, что в расчете на одного члена семьи, значительно превышает учетную норму, принятую на территории Усохского сельского поселения органом местного самоуправления в размере 10 кв.м. Степень износа дома 1960 года постройки (59%), установленная межведомственной комиссией, а также вышеуказанным техническим заключением не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Довод представителя истицы о том, что жилое помещение должно быть признано непригодным для проживания, поскольку в нем отсутствует водопровод и канализация, суд находит необоснованным, поскольку в соответствии п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 (ред. от 02.08.2007 г.) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В поселении по месту проживания истицы, то есть в д. Белоголовичи отсутствуют централизованные инженерные сети, в частности канализация. Данное обстоятельство представителем истца не оспаривается по существу. Таким образом, оснований для признания Поцелуева К.Д. нуждающейся в получении жилого помещения на момент обращения с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ не имелось, в связи с чем решениями комиссии по жилищным вопросам Усохского сельского поселения истице правомерно отказано в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, как вдове участника ВОВ. То обстоятельство, что у истицы отсутствует свидетельство о праве собственности на долю в домовладении, в котором она проживает, не может быть расценено судом, в качестве основания удовлетворения требований, так как на указанное домовладение распространяются правила законного режима имущества супругов, и имущество нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, в соответствии со ст. 33, 34 СК РФ, ст. 256, ст. 1149 и 1150 ГК РФ. После смерти мужа истица вправе в соответствии со ст. 75 основ законодательства РФ о нотариате обратиться с заявлением к нотариусу за получением свидетельства о праве собственности на принадлежащую ей долю в общем имуществе, нажитом в период брака. Факт отказа от наследственного имущества, то есть доли дома, оставшейся после смерти мужа, не лишает истицу права, как пережившего супруга и как члена семьи собственника доли домовладения проживать пользоваться и распоряжаться указанным жилым помещением. Заявление истицы, поданное нотариусу Трубчевского нотариального округа, которым она отказывается от наследственного имущества принадлежавшего ее мужу, говорит лишь только о волеизъявлении истицы, и не лишает ее права на часть имущества нажитого вовремя брака, в соответствии со ст.1150 ГК РФ. На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Поцелуева К.Д. к Администрации Усохского сельского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма - отказать. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд в течение 10 дней. Судья: И.А. Обыдённов