о признании отказа в назначении пенсии на льготных условиях как мед работнику - незаконным



№ 2-447(11)

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

г. Трубчевск                                                                                                           5 октября 2011 г.                                                                        

Трубчевский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего судьи                Обыдённова И.А.,

при секретаре                                            Филоновой Н.С.,

с участием истицы                                    Сущенковой Л.М.,

ответчика представителя УПФР в Трубчевском муниципальном районе - М,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сущенковой Л.М. к ГосударственномуУчреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (УПФР) в Трубчевском муниципальном районе о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, и возложении обязанности по назначению пенсии,

УСТАНОВИЛ:

    Истица осуществляет лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры поликлинического отделения <адрес>ной больницы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переводом на должность операционной медсестры хирургического отделения; с ДД.ММ.ГГГГ в предыдущей должности; с ДД.ММ.ГГГГ переводом в должности участковой медсестры поликлиники; с ДД.ММ.ГГГГ переводом на должность операционной медсестрой хирургического отделения; с ДД.ММ.ГГГГ переводом на должности массажистки Трубчевской р/больницы, которая ДД.ММ.ГГГГ переименована в Трубчевское ТМО, а с ДД.ММ.ГГГГ переименована в Трубчевскую ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность лаборанта в ГУ ЦГСЭН <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ фельдшером-лаборантом по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестрой по массажу Трубчевской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестрой по массажу ГУЗ «Белобережский детский санаторий»; с ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой по массажу психоневрологического отделения ГУЗ Брянская областная детская больница, где работает по настоящее время. Льготный стаж ее лечебной деятельности составляет более 30 лет.

ДД.ММ.ГГГГ Сущенковой Л.М. обратилась в УПФР в Трубчевском муниципальном районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, как лицу более 30 лет осуществлявшему лечебную или иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

    ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии УПФР в Трубчевском муниципальном районе заявительнице в назначении такой пенсии было отказано по тем основаниям, что в стаж ее медицинской деятельности не могут быть засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. указанные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г.. Кроме того, комиссия засчитала Сущенковой Л.М. период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком в календарном исчислении. Согласно решению комиссии стаж истицы, дающий право на назначение пенсии составил 29 лет 04 месяца.

    Считая отказ не правомерным Сущенкова обратилась в суд и просит обязать УПФР в Трубчевском муниципальном районе включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж работы в календарном исчислении, а период нахождения в отпуске по беременности и родам и уходу за ребенком как 1 год работы за 1 г. и 6 месяцев, поскольку отпуск ей был предоставлен в период работы операционной медсестрой хирургического отделения Трубчевской ЦРБ и обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения за ней.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, в их обоснование пояснила, что в период осуществления лечебной деятельности трижды в совокупности 5 месяцев находилась на курсах повышения квалификации. Не включение указанных периодов в льготный стаж работы считает незаконным, поскольку указанные курсы она проходила по направлению организации, в которой работает, и которые непосредственно оплачивала Трубчевская ЦРБ, за ней сохранялась средняя заработная плата и работодатель должен был производить отчисления страховых взносов в ПФ. В период работы операционной медсестрой хирургического отделения Трубчевской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком. Декретный период УПФ засчитало в календарном исчислении, что противоречит действовавшему на тот период времени законодательству. Указанный период должен быть засчитан как 1 г. работы за 1 г. 6 мес.

    Представитель УПФР в Трубчевском муниципальном районе, М пояснил, что с иском не согласен по изложенным в протоколе заседания Комиссии УПФР основаниям. Учтенный комиссией стаж, дающий истице право на досрочное назначение трудовой пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет 29 лет 4 месяца.

    При условии включения судом в стаж работы истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении (5 месяцев); периода нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, так и в календарном исчислении, стаж работы истицы, дающий право на назначение пенсии будет составлять на день обращения с заявлением о назначении пенсии значительно более 30 лет, что дает право на назначение досрочной пенсии.

    Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

    В соответствии со ст. 39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца….

    Истица до брака имела фамилию «<данные изъяты>», что подтверждается копией справки о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ

    Согласно записям трудовой книжки истица с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет лечебную деятельность и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения /л.д.12-20/.

    В 1986, 1993, 2003 г.г. истица направлялась работодателем, то есть Трубчевской ЦРБ на курсы повышения квалификации, что подтверждается выписками из приказов учреждения здравоохранения.

    В соответствии со ст. 81 Закона РФ №340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ», устанавливалась пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

    В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (в ред. ФЗ №223-ФЗ от 24.09.2007г. и ФЗ N 319-ФЗ от 30.12.2008.) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для женщин 55 лет).

     В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. (ред. от 18.06.2007), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

    Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

    Указанное толкование норм закона нашло свое отражение и в разъяснении Верховного Суда РФ, данному в обзоре судебной практики от 07.06.2006 г., согласно которому период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую, медицинскую и иную работу (ст.ст. 27, 28 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ»).

Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ т.е. пять месяцев подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в календарном исчислении.

    Факт осуществления истицей медицинской деятельности по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала, а именно операционной медсестры хирургического отделения Трубчевской ЦРБ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не оспаривается и включен истице в стаж как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, за вычетом периода нахождения в отпуске по беременности и родам и уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ который УПФР засчитало в календарном исчислении. Данный вывод комиссии УПФР основан на неверном применении закона, по следующим основаниям:

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РоссийскойФедерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

    Согласно действовавшему в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком совместному Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11 "Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полугора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска." (п. 7).

    Отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком был предоставлен истице Сущенковой Л.М. в период ее работы операционной медсестрой хирургического отделения Трубчевской ЦРБ, т.е. период, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении как 1 г. работы за 1 г. 6 месяцев, в связи с чем время нахождения в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком подлежит включению в стаж истицы в льготном исчислении, как 1 г. работы за 1 год 6 месяцев.

    В соответствии со ст. 19 ч. 1 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Право Сущенковой Л.М. на назначение досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением не менее 30 лет лечебной деятельности возникло на момент ее обращения с заявлением в УПФР в Трубчевском муниципальном районе, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку стаж ее лечебной деятельности на указанный период, дающий право на назначение пенсии составляет более 30 лет.

В связи с отказом истицы, суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Иск Сущенковой Л.М. удовлетворить.

    Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Трубчевском районе от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях Сущенковой Л.М. признать незаконным.

    Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Трубчевском муниципальном районе Брянской области назначить Сущенковой Л.М. - досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, засчитав в льготный стаж осуществления лечебной и иной работы по охране здоровья населения периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отпуск по беременности и родам, уходу за ребенком) в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

    Решение может быть в течение 10 дней со времени его оглашения обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд.

                                  Судья:                                                 И.А. Обыдённов