признание отказа УПФ об отказе в назначении пенсии на льготных условиях незаконным



                                                                                                                                        №2-491(11)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Трубчевск                                                                                                  10 ноября 2011 г.                                                                        

Трубчевский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего судьи                 Обыденнова И.А.,

при секретаре                                              Филоновой Н.С.,

участием истицы                                        Николаевой Е.И.,

ответчика - представителя ГУ УПФР в Трубчевском муниципальном районе М

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Е.И. к ГосударственномуУчреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (УПФР) в Трубчевском муниципальном районе о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, и возложении обязанности по назначению пенсии,

УСТАНОВИЛ:

    С 1 сентября 1983 г. и по настоящее время Николаевой Е.И. (до брака <данные изъяты> Екатерина Ивановна осуществляет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учебных заведениях Трубчевского района. С 01.09.1983 г. по 27.08.1984 г. в должности старшей пионервожатой средней школы №2 им. А.С. Пушкина г. Трубчевска (СШ №2); с 15.08.1989 г. организатором внеклассной работы СШ №2, учителем, зам директора по воспитательной работе; в 2001 г. СШ №2 переименована в МОУ Трубчевская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина; с 26.08.2006 г. работает в должности директора МОУ Трубчевская СОШ №2.

    Стаж ее педагогической деятельности составляет более 25 лет.

    20.09.2011 г. Николаевой Е.И. обратилась в УПФР в Трубчевском муниципальном районе Брянской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по возрасту как лицу более 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

    23.09.2011 г. решением комиссии УПФР в Трубчевском муниципальном районе заявительнице в назначении такой пенсии было отказано по тем основаниям, что период ее обучения в Брянском государственном педагогическом институте с 09.01.1984 г. по 28.06.1989 г. не может быть засчитан в специальный стаж работы, поскольку согласно Постановлению Совмина СССР №1397 от 17.12.1959 г. не насчитывается 16 лет 8 месяцев стажа на 1 октября 1993 г. требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением и приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953 установлено, что с 1 октября 1993 г. на территории РФ Постановление Совмина СССР №1397 не применяется. Период с 15.08.1989 г. по 31.08.1993 г. в должности организатора внеклассной работы средней школы №2 им. А.С. Пушкина г. Трубчевска, также не может быть включен в специальный стаж, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых дает право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

    Считая отказ не правомерным Николаевой Е.И. обратилась в суд и просит обязать УПФР в Трубчевском муниципальном районе включить вышеуказанные периоды в льготный стаж для назначения пенсии и обязать УПФР в Трубчевском муниципальном районе назначить ей соответствующую пенсию с момента обращения за ней.

    В судебном заседании Николаевой Е.И. требования поддержала по основаниям указанным в иске, пояснив, что 1 сентября 1983 г. и по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в средней школе №2 им. А.С. Пушкина г. Трубчевска, которая в 2001 г. переименована в МОУ СОШ №2. До поступления в ВУЗ в Брянский государственный педагогический институт она почти год проработала в школе пионервожатой, после окончания ВУЗа в 1989 г. сразу же вернулась на работу в школу в качестве организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. Запись в ее трудовой книжке под №5 (организатор внеклассной работы) сделана по оплошности лица заполнявшего трудовую книжку, и приказом по Трубчевскому РОНО от 26.06.2006 г. признана недействительной. Характер выполняемой ею работы отличий не имел, поскольку должность организатор внеклассной работы и организатор внеклассной внешкольной воспитательной работы с детьми подразумевает выполнение одних и тех же должностных обязанностей.

    Не включение в специальный стаж работы учебы в ВУЗе она считает не законным по тем основаниям, что в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 в стаж работы засчитывалось время обучения, если непосредственно предшествовала и за нею следовала педагогическая деятельность.

    Представитель Управления пенсионного фонда России в Трубчевском муниципальном районе М пояснил, что с иском не согласен по изложенным в протоколе комиссии основаниям. При условии зачета в специальный стаж, периода обучения в институте и периода работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, общий стаж педагогической деятельности истицы будет составлять 27 лет 10 месяцев и 10 дней, и давать право на назначение пенсии с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.

Выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

    В соответствии со ст. 39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

     В соответствии со ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

    Ст. 28 ч.1 п. 10 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в силу 01.01.2002 г., сохранено право на досрочное назначение пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    Подпунктом «а» пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, было предусмотрено право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

    Согласно подпункту «г» пункта 1 и абзацу пятому пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного вышеуказанным постановлением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

    По смыслу, выявленному Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2010 г. №2-П, в соответствии с положениями части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ, законодательная политика в сфере пенсионного обеспечения предполагает правовую определенность и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

     В связи с этим, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

     В период, когда истица проходила обучение в педагогическом институте, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно пункту 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

    В соответствии с действующим трудовым законодательством основным документом, подтверждающим факт и характер работы, в том числе и в определенной должности и в определенном учреждении, признается трудовая книжка.

    Согласно записи №1 от 01.09.1983 г. в трудовой книжке, Николаевой Е.И. до поступления в высшее педагогическое учебное заведение, работала в качестве старшей пионервожатой средней школы №2 им. А.С. Пушкина г. Трубчевска, 27.08.1984 г. была уволена в связи с поступлением в высшее учебное заведение по окончанию которого истица с 15.08.1989 г.. вновь приступила к исполнению своих обязанностей в качестве организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в Трубчевской средней школе №2 (запись №5, запись №14 трудовой книжки) /л.д.13,15/.

    Копией диплома на имя Е (Николаевой Е.И.) подтверждается период ее обучения с 1 сентября 1984 г. по 15 августа 1989 г. в Брянском педагогическом институте им. Петровского. Период обучения истицы в указанном учебном заведении должен быть засчитан в ее специальный стаж с 1 сентября 1984 г. по 15 августа 1989 г., т.е. 4 года 11 месяцев 14 дней.

    Таким образом, период обучения истицы в педагогическом учебном заведении подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку указанный период учитывался ранее действовавшим законодательством в специальный стаж работникам просвещения для назначения досрочной пенсии при наличии не менее 25 лет специального стажа, и, следовательно, его исключение является незаконным, так как истица приобрела право на включение указанного периода в специальный стаж. Иной вывод при изложенных выше обстоятельствах невозможен, так как это противоречило бы вышеуказанному Постановлению Конституционного Суда РФ.

    Довод представителя ответчика в той части, что на 1 октября 1993 г., когда на основании Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №953, утратило силу Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, Николаева не имела 16 лет 8 месяцев педагогического стажа, не может быть принят судом, так как по смыслу пункта 4 Положения, указанный срок специального стажа, лицу необходимо было иметь на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии. При обращении Николаевой в УПФ РФ в Трубчевском районе 20.09.2011 г. ее специальный стаж работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию составлял более чем 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии.

Отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии, УПФР в Трубчевском муниципальном районе исходило из того, что в период с 15.08.1989 г. по 31.08.1993 г. истица работала в должности «организатор внеклассной работы» средней школы №2 г. Трубчевска, и указанная должность не предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования.

    Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

    Данный список не содержит дословного наименования должности «организатор внеклассной работы», а содержит наименование должности - организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

    Вместе с тем суд считает заслуживающим внимание, что данная запись в трудовой книжке истицы приказом по Трубчевскому РОНО за №50 от 26.06.2006 г. была признана недействительной с заменой наименования профессии на «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», что не противоречит закону и правилам заполнения трудовых книжек. Доказательств того, что в оспариваемый период истица работала и выполняла какие либо иные должностные обязанности, кроме организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, представителем ответчика суду не представлено, а судом не добыто.

    Кроме того, исходя из принципов пенсионного обеспечения и по существу выраженных в Определении Конституционного Суда РФ по запросу Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности п. 2 и 3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» от 6. 12.2001 г. №310-О, досрочная трудовая пенсия носит льготный характер и назначается работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в зависимости от вида деятельности, с учетом длительного неблагоприятного психологического и другого воздействия на организм человека.

    Как показала истица характер, специфика, цели, задачи, а также направление деятельности по занимаемой ею должности от наименования выполняемой ее работы не менялся.

    Осуществление Николаевой Е.И. педагогической деятельности в качестве организатора внеклассной работы в средней школе относится именно к такому виду деятельности, которая подвержена длительному неблагоприятному воздействию на организм человека, поскольку согласно исследованных в судебном заседании документов представленных истицей, квалификационных требований и должностных обязанностей - организатор воспитательной работы в школе планирует и ведет внеклассную и внешкольную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение, при этом взаимодействуя с детьми, руководством школы, общественными организациями и родителями, при этом несет ответственность за организацию воспитательного процесса и во внеурочное время.     Таким образом, исключение периодов работы Николаевой Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из педагогического стажа, а равно и отказ УПФР в Трубчевском муниципальном районе в назначении пенсии, в связи с осуществлением истицей не менее 25 лет педагогической деятельности является не основанным на законе.

    Копией заявления в УПФР в Трубчевском муниципальном районе, датированным 20.09.2011 г., приобщенной к материалам настоящего дела, подтверждается факт обращения Николаевой Е.И. в установленном законом порядке в УПФР в Трубчевском муниципальном районе с заявлением и необходимыми документами за назначением пенсии.

    В соответствии со ст. 19 ч.1 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей у Николаевой Е.И. возникло на момент ее обращения 20.09.2011 г. с заявлением о назначении пенсии в УПФР в Трубчевском муниципальном районе, что не отрицается представителем УПФР.

    В связи с отказом истицы, суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления.

    Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования Николаевой Е.И. удовлетворить.

     Признать отказГосударственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Трубчевском муниципальном районе Брянской области в назначении Николаевой Е.И. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

    Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Трубчевском муниципальном районе Брянской области назначить Николаевой Е.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 20 сентября 2011 г., с зачётом в специальный педагогический стаж периода ее обучения в высшем педагогическом учебном заведении с 01.09.1984 г. по 28.06.1989 г., и периода работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми с 15.08.1989 г. по 31.08.1993 г.

    Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд в течение 10 дней.

                                    Судья:                                                  И.А. Обыдённов