о признании постановления администрации незаконным



                                                                                                                                          № 2-382                                                                                             РЕШЕНИЕ                                                                                                  Именем Российской Федерацииг. Трубчевск                                                                                                   4 октября 2011 г.                                                                                         

       

Трубчевский районный суд Брянской области

     в составе:

председательствующего, судьи                                                                        Булахова Н.П.,

при секретаре                                                                                                     Лупекиной О.М.,

с участием истцы                                                                                               Садовской И.Ф.,

представителя ответчика                                                                                   Балаба Л.В.,

представителя заинтересованного лица помощника -

прокурора Трубчевского района                                                                       Дудиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садовской И.Ф. к Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области о признании постановления главы администрации незаконным и восстановлении в списке общей очереди на получение жилого помещения по договору социального найма,

                                                               

                                                              УСТАНОВИЛ:

Постановлением администрации п. Белая Березка Трубчевского района, Брянской области № 153 от ДД.ММ.ГГГГ г. Садовская И.Ф. была снята с учёта в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма.

Считая решение администрации п. Белая Березка Трубчевского района незаконным, Садовская И.Ф. обратилась в суд с указанными требованиями.

В судебном заседании истица поддержала в полном объёме заявленные требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просит суд признать решение администрации незаконным и отменить его, а также обязать администрацию восстановить её в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование своих требований Садовская И.Ф. пояснила, что с ФИО5 она зарегистрировала брак в <данные изъяты> г. Первых три года супружеской жизни они проживали в <адрес>, у её матери, после чего переехали в п. <адрес> <адрес>. Своего жилья у них в п. <адрес> не было, жили в квартире, которую предоставил временно брат мужа. В ДД.ММ.ГГГГ г. ими был приобретен по жилищному кредиту <адрес>. В указанном доме на момент покупки никто не проживал несколько лет. В 2009 г. в доме стали производить ремонтные работы, и обнаружили, что он находится в аварийном состоянии. Её семья проживала в данном доме только в летний период. Зимой в этом доме жить невозможно, и они проживали в квартире, принадлежащей брату её бывшего супруга. В настоящее время она с дочерью проживает в этой же квартире, а бывший супруг живет у своей матери. ДД.ММ.ГГГГ их брак с ФИО5 был расторгнут по решению мирового судьи, но фактически их брачные отношения были прекращены в начале ДД.ММ.ГГГГ г.

      ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Белоберезковскую поселковую администрацию с заявлением о признании её семьи малоимущей и постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поскольку дом не отвечал установленным для жилых помещений требованиям, а иного жилья у них с малолетней дочерью нет. Пакет документов к заявлению был ею собран в соответствии с перечнем, который ей выдала в Белоберезковской поселковой администрации Балаба Л.В. Ею на рассмотрение жилищной комиссии также были представлены сведения от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» о том, что в г. Брянске в собственности жилых помещений у неё нет. Что касается документов о разделе общей собственности супругов, была договоренность с ФИО5, что у каждого из них после расторжения брака останется то имущество, которое было зарегистрировано за каждым из них. За ФИО5 был зарегистрирован <данные изъяты>), и <данные изъяты> - <данные изъяты> 2001 г. выпуска и <данные изъяты>. За нею был зарегистрирован <данные изъяты>. Кроме <данные изъяты> ей осталась <данные изъяты>, приобретенная в период брака: <данные изъяты>. О том, что между ею и бывшим супругом нет спора о разделе имущества указано в деле о расторжении брака. Когда они обратились к нотариусу для оформления соглашения о разделе супружеского имущества, нотариус объяснил, что нотариально возможно оформить раздел только по 1\2 доле на всё совместно нажитое имущество каждому из бывших супругов. По условиям их соглашения, нотариус отказалась удостоверить соглашение. На момент подачи заявления в жилищную комиссию размер её заработной платы составлял около <данные изъяты> тыс. рублей

           Представитель ответчика - администрации п. Белая Березка Балаба Л.В., действующая по доверенности, требования истца признает частично, обосновав в судебном заседании позицию своего доверителя тем, что при приеме заявления Садовской И.Ф. о признании малоимущей и постановке на учет, она проверила и приняла все представленные ею документы, которые были рассмотрены на заседание комиссии, где, в том числе, учитывалась и ситуация с фактическим разделом имущества Садовских. Комиссии на момент заседания была известна договоренность Садовских о том, что бывшему супругу - ФИО5 останется <данные изъяты>, а Садовской И.Ф. - <данные изъяты>. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. Садовская И.Ф. была признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, т.к. по расчетам доход семьи Садовской составил <данные изъяты> рублей на каждого. Расчет среднего дохода семьи Садовской И.Ф. комиссией производился за период с мая 2010 года по апрель 2011 года по двум вариантам расчета: исходя из доходов двух членов семьи: Садовской И.Ф. и её дочери, и трех членов семьи: Садовской И.Ф., её дочери и супруга, т.к. они в тот период находились ещё в брачных отношениях. В обоих вариантах расчета не был достигнут порог совокупного дохода, который на тот момент составлял <данные изъяты> рубль на каждого из членов семьи. В связи с тем, что Садовская И.Ф. не представила никакого документа о взыскании с бывшего супруга алиментов, в расчёт включалась вся сумма его дохода. После того, как поступил протест прокурора, было отменено решение о постановке её на учет, т.к. Садовская И.Ф. не предоставила документы по разделу имущества с бывшим супругом, оформленного надлежащим образом.

Представитель третьего лица - помощник прокурора Трубчевского района Брянской области - Дудина А.И., исковые требования истца Садовской И.Ф. считает необоснованными, пояснив суду, что Белоберезковская администрация постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г. отменила решение о признании Садовской И.Ф. малоимущей, и постановке на очередь на основании принесенного прокуратурой протеста по результатам проведенной проверки.При определении стоимости имущества не учитывалась стоимость имущества, принадлежащего бывшему супругу Садовской - <данные изъяты>, а так же <данные изъяты> Садовской И.Ф. Постановление №153 от ДД.ММ.ГГГГ г. вынесенное главой Белоберезковской администрации признать законным и оснований для его отмены не имеется. Кроме того, в протесте прокуратуры изложены основания, по которым постановка Садовской И.Ф. на учет является незаконной.

Выслушав участвующих по делу лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Садовской И.Ф. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 и ст. 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что указанным решением, нарушены его права и свободы.

Частью третьей статьи 40 Конституции РФ гражданам, указанным в законе, нуждающимся в жилище, гарантировано предоставление жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 9 июня 2006 года №37-З (в ред. от 04.02.2011 г. №3-З) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» органы местного самоуправления осуществляют принятие на учет по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В силу п. «в» ч. 1 ст. 2 вышеуказанного закона, нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 29 июня 2006 года №66-З (в ред. от 13.08.2007 г. №125-З) «О порядке признания граждан Брянской области малоимущими с учётом размера доходов и стоимости их имущества в целях постановки на учёт и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», малоимущим является гражданин, признанный таковым органом местного самоуправления в порядке, установленном указанным законом.

Статьей 2 указанного закона определены виды доходов граждан, учитываемые при расчёте дохода на каждого члена семьи малоимущего гражданина, наличие у него и членов его семьи, движимого и недвижимого имущества, доходы, полученные от использования указанного имущества.

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Закона Брянской области от 29 июня 2006 года №66-З, доход, приходящийся на каждого члена семьи, гражданина-заявителя для постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма определяется за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

В силу абзаца второго ч. 6 ст. 2 Закона, в случае, если гражданин не имеет возможности подтвердить документально какие-либо виды своих доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, ему предоставляется право самостоятельно декларировать такие доходы в заявлении о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Таким образом, по смыслу указанной нормы гражданин, при подаче заявления о постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, вправе заявить (декларировать) о своем доходе (имуществе) при невозможности предоставления им подтверждающего документа.

Нормами Закона Брянской области от 29 июня 2006 года №66-З (в ред. от 13.08.2007 г. №125-З) «О порядке признания граждан Брянской области малоимущими с учётом размера доходов и стоимости их имущества в целях постановки на учёт и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и Закона Брянской области от 9 июня 2006 года №37-З (в ред. от 04.02.2011 г. №3-З) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» не предусмотрена обязанность гражданина расторгшего брак до обращения с заявлением о постановке на учёт и предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления, предоставлять документы подтверждающий раздел имущества приобретённого в период брака и взыскание алиментов.

Решением жилищно-бытовой комиссии №11 от ДД.ММ.ГГГГ г. семья заявительницы Садовской И.Ф., состоящая из двух человек - её и малолетней дочери, была признана малоимущей, нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ и включена в списки общей очереди на получение жилой площади.

Постановлением главы Белоберезковской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ г. №107, вынесенным на основании решения жилищно-бытовой комиссии №11 семья Садовской И.Ф. также была признана малоимущей, нуждающейся в получении жилого помещения и включена в списки общей очереди на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч.1 с. 51 ЖК РФ.

Постановлением главыБелоберезковской поселковой администрации № 153 от ДД.ММ.ГГГГ г., Садовская И.Ф. снята с очереди на получение жилого помещения в связи с тем, что ею были представлены не все необходимые документы для признания её семьи малоимущей. Указанным постановлением, вынесенным на основании протеста прокурора Трубчевского района, отменено постановление поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ г. №107, которым Садовская И.Ф. была признана нуждающейся в получении жилого помещения.

Свидетель ФИО5 показал, что с истицей состоял в браке, в настоящее время они проживают раздельно.По факту оформления раздела совместно нажитого имущества, он с истицей обращались к нотариусу. Юридически раздел имущества до настоящего времени не оформлен. С момента покупки <данные изъяты>, начались семейные проблемы. У них имеются <данные изъяты>., которые находятся в плохом состоянии. <данные изъяты> им приобретен за <данные изъяты> рублей, с учетом оценки на сегодняшний день, его стоимость <данные изъяты> рублей, но фактически в <данные изъяты> в хорошем состоянии только блоки. По разделу имущества между ним и бывшей супругой, <данные изъяты> принадлежит ему, а <данные изъяты> принадлежат жене. <данные изъяты> изначально требовал ремонта, специалисты сказали, что фундамент ушел на 30 см., стена наружу вышла на 25 см., <данные изъяты> стоит на болоте. Поскольку <данные изъяты> находится в ненадлежащем состоянии, его бывшая супруга обращалась с заявлением к главе администрации с просьбой о предоставлении комнаты в общежитии, но ей было отказано.

Свидетель ФИО7 показал, что он с ДД.ММ.ГГГГ г. работает в должности <данные изъяты>, кроме того, он является председателем жилищной комиссии. На основании решений комиссии, которые носят рекомендательный характер, он как глава администрации выносит постановление о постановке лиц на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также о снятии их с учета. На комиссии при рассмотрении документов Садовской И.Ф. выяснялось, что её семья состоит из 2-х человек - это она и ее дочь. На рассмотрение комиссии была предоставлена опись имущества.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявительница Садовская И.Ф. на рассмотрение жилищной комиссии представила все необходимые документы согласно выданному ей членом жилищной комиссии ФИО4 перечню документов, сформированному на основании ст. 2 Закона Брянской области от 29 июня 2006 г. №66-З (в ред. от 13.08.2007 г. №125-З) «О порядке признания граждан Брянской области малоимущими с учётом размера доходов и стоимости их имущества в целях постановки на учёт и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

Довод представителя администрации Балаба Л.В. в той части, что Садовская И.Ф. не произвела раздел с бывшим супругом совместно нажитого имущества и не представила на рассмотрение жилищной комиссии соответствующие документы о разделе имущества, суд считает необоснованным, поскольку в силу ч. 2 ст. 38 СК РФ общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Какого либо обязательного требования к форме заключения соглашения, указанной нормой Кодекса не предусмотрено. То, что Садовская И.Ф. при подаче заявления заявила о разделе между ею и бывшим супругом совместно-нажитого имущества по устному соглашению, подтверждается по существу копиями документов, представленных ею на рассмотрение жилищной комиссии. В частности, Садовская И.Ф. представила в жилищно-бытовую комиссию документы - свидетельства о государственной регистрации, подтверждающие её право собственности на <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а также акт оценки <данные изъяты>, которые при разделе имущества между супругами Садовскими были определены ими в собственность заявительницы.

Это же обстоятельство подтверждено и пояснением в судебном заседании представителя администрации по делу Балаба Л.В.

Утверждение истицы о разделе между ею и супругом совместно нажитого имущества по соглашению подтверждено показаниями свидетеля ФИО5, из которых следует, что при добровольном разделе ими совместного имущества по соглашению, ему в собственность был определён <данные изъяты> приобретённые ими в браке и зарегистрированные на его имя, а супруге были определены в собственность <данные изъяты>

Доводы представителя третьего лица по делу - помощника прокурора Трубчевского района Дудиной А.И. в той части, что при принятии постановления главой администрации пос. Белая Березка о постановке на учет Садовской И.Ф., и её дочь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как малоимущие, истица намеренно ухудшила свое материальное положение, в частности не произвела раздел совместно нажитого имущества в браке, не взыскала алименты на содержание несовершеннолетней дочери, не может быть принято судом во внимание, поскольку на основании ст. 38 СК РФ общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению, а на основании ч. 1 ст. 80 СК РФ родители вправе определить самостоятельно порядок и форму предоставления содержания несовершеннолетним детям.

Кроме того, в судебном заседании по пояснению представителя администрации Балаба Л.В. установлено, что при расчёте дохода истицы она включала в расчёт не 25 % от его дохода, а весь доход её мужа.

О наличии каких-либо иных оснований для отмены главой поселковой администрации решения о признании Садовской И.Ф. нуждающейся в получении жилого помещения, представителем администрации Балаба Л.В. в судебном заседании не заявлено.

По изложенным основаниям, суд считает, что администрация, обязанная в силу ст. 56 и ч. 1 ст. 249 ГПК РФ доказать законность и обоснованность принятого ею решения, не представила суду доказательств обоснованности и законности принятого решения, в связи с чем суд удовлетворяет требования Садовской И.Ф.

Руководствуясь ст. ст. 194-197, ст. 258, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           Исковые требования Садовской И.Ф. удовлетворить.

Постановление Главы Белоберезковской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ г.

№153 «Об отмене постановления Белоберезковской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ г. №107 «О признании Садовской И.Ф. нуждающейся в получении жилого помещения»» отменить.

Восстановить Садовскую И.Ф. с несовершеннолетней дочерью в списке общей очереди Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области на получение жилого помещения по договору социального найма.

Решение в течение 10 дней со дня оглашения может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд.

Председательствующий, судья                                                        Булахов Н.П.