о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма



                                                                    РЕШЕНИЕ                                                     № 2-131(12)

Именем Российской Федерации

    г. Трубчевск                                                                                                            23 апреля 2012 г.

     

Трубчевский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего судьи              Обыдённова И.А.,

при секретаре                                            Филоновой Н.С.,

с участием помощника прокурора Трубчевского района - Бирюкова Г.В.,

соистца Бессонова Б.А.,

ответчика - представителя администрации Трубчевского муниципального района Ш,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Трубчевского района в защиту интересов Бессонова Б.А. к Администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий, т.е предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения.

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Трубчевского района действующий в интересах гр-на Бессонова Б.А. обратился в суд с иском к администрации Брянской области о понуждении обеспечить гр-на Бессонова Б.А. благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, ссылаясь на то, что Бессонова Б.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации города Трубчевска от ДД.ММ.ГГГГ Бессонова Б.А. был принят на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесен в список «Г» на внеочередное получение жилья. В 2002 г. Бессонова Б.А. окончил ГБОУНПО «Профессиональное училище » <адрес>. Несмотря на наличие у него права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации, администрация Трубчевского муниципального района ему такого помещения не предоставляет. Определением Советского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, была произведена замена ответчика администрации Брянской области на администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области и дело передано для дальнейшего рассмотрения в Трубчевский районный суд./л.д.44-46/

    В судебном заседании помощник прокурора Трубчевского района иск к администрации Трубчевского муниципального района поддержал, дополнительно суду пояснил, что соистец Бессонова Б.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, то есть ребенком сиротой. После окончания учебного заведения в и постановки на учет у Бессонова Б.А. возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку своего жилья он не имеет. На учет в качестве лица, нуждающегося в получении жилья Бессонова Б.А. поставлен в 2004 году и несмотря на это до настоящего времени жилье по договору социального найма не предоставлено. Иск к администрации Брянской области не поддерживает.

    Соистец Бессонова Б.А. иск прокурора Трубчевского района поддержал, в дополнение суду пояснил, что находился на полном государственном обеспечении, сначала в школе-интернате г. Трубчевска, затем Профессиональном училище <адрес>, которое окончил в 2002 г. Закрепленное за ним жилое помещение, расположенное по <адрес> в 2004 г. сгорело, и признано непригодным для проживания. В декабре 2004 г. он был поставлен на учет на внеочередное получение жилья. С марта 2006 г. проживает по договору социального найма в общежитии по <адрес>.

    Ответчик - представитель администрации Трубчевского муниципального района Ш, действующая на основании доверенности иск признала, обратившись к суду с заявлением о признании иска. В обоснование своей позиции суду дополнительно пояснила, что в соответствии с Законом Брянской области №124-З от 01.12.2011 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», вступившим в действие с января 2012 г. органы местного самоуправления муниципальных образований, наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и вправе получать средства из областного бюджета предназначенные для финансирования переданных им отдельных государственных полномочий в форме субвенций рассчитанных по методике, согласно приложению к указанному Закону и использовать их по целевому назначению.

    Третьи лица - представитель Администрации Брянской области, представитель Финансового Управления Брянской области, представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Брянской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, возражений по существу иска не представили, ходатайств об отложении дела не заявляли. В ходатайстве от 10.04.2012 г. №326 адресованном суду представитель Министерства Финансов просит дело рассмотреть в отсутствие представителя министерства финансов РФ.

    Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

    Статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.96 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Бессонова Б.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Трубчевске, Брянской области. Родители Бессонова Б.А. ДД.ММ.ГГГГ решением суда лишены родительских прав, впоследствии умерли. Бессонова Б.А. Постановлением администрации Трубчевского района от ДД.ММ.ГГГГ определен в Трубчевскую вспомогательную школу-интернат с постоянным пребыванием, за ним сохранено право на проживание в доме по адресу <адрес>. После окончания школы-интерната поступил в ПУ <адрес>, где находился на полном государственном обеспечении. Закончив ПУ в 2002 г. вернулся в г. Трубчевск. Закрепленное за Бессонова Б.А. жилое помещение по адресу <адрес> постановлением администрации города Трубчевска от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания вследствие произошедшего в 1999 г. пожара и подлежащем сносу, а постановление о сохранении за Бессонова Б.А. жилого помещения признано утратившим силу.

     Постановлением администрации города Трубчевска от ДД.ММ.ГГГГ Бессонова Б.А. поставлен на учет на улучшение жилищных условий и снесен в список «Г» на внеочередное получение жилья./л.д.58/.

    На момент рассмотрения дела Бессонова Б.А. зарегистрирован и фактически проживает по договору социального найма в общежитии по адресу <адрес>. По данным Управления Росреестра по <адрес> жилого помещения в собственности не имеет.

      В соответствии с ч.3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

    Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции РФ).

    В развитие названных конституционных положений частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (введенного в действие с 1 марта 2005 г.) предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи, которая предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях….

    Указанная норма закона содержалась также и в ст. 37 Жилищного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ) действовавшего на момент возникновения правоотношений.

    По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права Бессонова Б.А. на внеочередное получение жилья как имеющего статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении является юридический факт окончания пребывания в образовательном учреждении, а также факт невозможности возвращения в жилое помещение, которое он ранее занимал.

    Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

    Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма возникло у Бессонова Б.А. после окончания ГБОУ НПО «Профессиональное училище » <адрес> и постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2004 году. При этом не имеет значения, что на момент подачи иска Бессонова Б.А. достиг возраста 23 лет, поскольку социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. В связи с этим достижение лицом из числа детей сирот 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

    Механизм обеспечения жилым помещением лиц указанной выше категории предусмотрен Законом Брянской области №124-З от 01.12.2011 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», согласно которого органы местного самоуправления муниципальных образований, наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и вправе при осуществлении отдельных государственных полномочий получать средства из областного бюджета предназначенные для финансирования переданных им отдельных государственных полномочий в форме субвенций рассчитанных по методике, согласно приложению к указанному Закону и использовать их по целевому назначению.

     Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет придти к однозначному выводу, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена именно на органы местного самоуправления, в настоящем деле на администрацию Трубчевского муниципального района, которая с момента возникновения права Бессонова Б.А. на внеочередное получение жилого помещения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ(момента постановки на учет) до настоящего времени, не предприняла мер по реализации переданных им государством полномочий по решению вопроса о выделения денежных средств на исполнении государственных полномочий, для предоставления последнему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот.

      Государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика, освобожденного от ее уплаты на основании ст. 333.36 ч.1 п.19 НК РФ.

      Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

           РЕШИЛ:

    Иск прокурора Трубчевского района удовлетворить.

    Обязать администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области обеспечить Бессонова Б.А. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, вне очереди благоустроенным жилым помещением по договору социального найма на территории города Трубчевска Брянской области не ниже установленных социальных норм.

    Копию решения суда в течение пяти дней направить не явившимся третьим лицам.

    Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Трубчевский районный суд.

      

                                         

                  Судья:                                                                          И.А. Обыдённов