решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительным отказа а принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



2-12.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Трубчевск 25 января 2011 года.

Трубчевский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего судьи - Бабина М.А.,

при секретаре Кощук А.Н.,

с участием: истицы - Русаковой Н.И.,

представителя истицы - Ульяновой Т.В., действующей по доверенности,

представителя истицы - Сумина В.В., действующего по доверенности,

ответчика - представителя Телецкого сельского поселения Сердюкова В.В.,

представителя ответчика - Слободчикова Е.А., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русаковой Н.И. к администрации Телецкого сельского поселения Трубчевского района Брянской области о признании недействительным (незаконным) постановления администрации Телецкого сельского поселения от 31 апреля 2010 года №26 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, акта обследования помещения №6 от 23 марта 2010 года, заключения «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» от 23 марта 2010 года, заключения №6 Телецкой сельской администрации от 23 октября 2010 года и возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении Русаковой Н.И. отдельного благоустроенного жилья в соответствии с действующим законодательством и по установленным нормам предоставления такого жилья,

УСТАНОВИЛ:

Ульянова Т.В., действующая по доверенности в интересах Русаковой Н.И., обратилась в Трубчевский районный суд с иском к администрации Телецкого сельского поселения Трубчевского района о признании недействительным отказа в принятии Русаковой Н.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности по принятию ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании от 9 декабря 2010 года представитель Русаковой Н.И. - Ульянова Т.В., предоставила в суд заявление о частичном изменении, уточнении и дополнении заявленных ранее исковых требований и просит суд признать недействительным постановление администрации Телецкого сельского поселения №26 от 31 апреля 2010 года; акт обследования помещения №6 от 23 марта 2010 года; заключение «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» от 23 марта 2010 года, заключение №6 Телецкой сельской администрации от 23 марта 2010 года, а также обязать Телецкую сельскую администрацию Трубчевского района предоставить Русаковой Н.И. отдельное благоустроенное жилье в соответствии с действующим законодательством и по установленным нормам предоставления такого жилья.

Определением судьи от 10 декабря 2010 года Трубчевский филиал ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» привлечен к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании представитель истицы Сумин В.В., действующий по доверенности, пояснил, что акт обследования и заключение о степени изношенности дома не надлежаще составлены, в связи с чем юридической силы без подписей не имеют. В акте обследования дома имеется подпись представителя Трубчевского филиала ГУП «Брянск облтехинвентаризация» - ФИО4, в связи с чем, необходимо привлечь к участию по делу в качестве 3-го лица ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» для определения пригодности для проживания <адрес>. Считает, что акт обследования, заключение о пригодности или не пригодности жилого дома для проживания, а также постановление поселковой администрации должны быть признаны недействительными. Участие главы Телецкой сельской администрации Сердюкова В.В. в качестве председателя комиссии является не правильным, поскольку акт обследования должен составляться незаинтересованными лицами. В связи с тем, что дом довоенной постройки, он не может иметь 20% износа. В акте обследования дома в одном месте указано, что дом пригоден для проживания, а в другом месте - не пригоден для проживания. Считает обоснованными требования Русаковой Н.И. о признании незаконным постановления Телецкой сельской администрации №26 от 31 апреля 2010 года и перечисленных им документов, послуживших основанием для принятия этого постановления. Согласно медицинскому заключению Русакова Н.И. имеет серьезные заболевания и нуждается в нормальных условиях для проживания. Заявление о постановке на учет на жилье писала не Русакова Н.И., а её сын ФИО14 и подпись в заявлении вместо Русаковой Н.И. выполнена ФИО13

Представитель истицы Ульянова Т.В. действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что она просит признать недействительным постановление Телецкого сельского поселения об отказе Русаковой Н.И. в признании нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и обязать Телецкую сельскую администрацию поставить Русакову Н.И. на учет. Телецкая сельская администрация мотивировала отказ тем, что жилище Русаковой Н.И. является пригодным для жизни, но собственного жилья Русакова Н.И. не имеет. Русакова Н.И. проживала в этом доме по адресу: <адрес> и на данный момент она там не живет. Считает, что справка Телецкой сельской администрации о составе семьи Русаковой Н.И., согласно которой ее сын - ФИО12 входит в состав ее семьи, является несоответствующей действительности, так как Русаков О.И. является совершеннолетним, дееспособным гражданином, ведет отдельное хозяйство, фактически проживает по другому адресу в д. Лучки Трубчевского района, хотя прописан в <адрес>, и не может считаться членом семьи Русаковой Н.И.. Русакова Н.И. не ходит, что подтверждается справкой-заключением о направлении её на стационарное лечение в госпиталь ветеранов войны. В связи с этим Русакова Н.И. нуждается в улучшении жилищных условий. Акт обследования помещения от 23 марта 2010 года был составлен с нарушением, так как он был не подписан всеми членами комиссии. В акте из 7 подписей членов комиссии только 3 подписи, а 4 подписи членов комиссии отсутствуют. В акте обследования помещения отражено, что дом одноэтажный, процент износа составляет 20%, домовладение для жилья не пригодно. Физический износ дома определен при обследовании в 2010 году на уровне 20% и указано, что жилье пригодно для проживания. Кроме этого, просит признать недействительным (незаконным) постановление администрации Телецкого сельского поселения от 31 апреля 2010 года №26, акт обследования помещения №6 от 23 марта 2010 года, заключение «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» от 23 марта 2010 года, заключение №6 Телецкой сельской администрации от 23 октября 2010 года. Просит также суд обязать Телецкую сельскую администрацию предоставить Русаковой Н.И. отдельное благоустроенное жилье в соответствии с действующим законодательством и по установленным нормам предоставления такого жилья. Вместе с тем, утверждение Сумина В.В. поддерживает, т.к. действительно в администрацию Телецкого сельского поселения Русакова Н.И. с заявлением о постановке ее на учет на улучшение жилищных условий не обращалась. Данное заявление было подписано и подано сыном Русаковой Н.И. - ФИО5, без каких-либо согласований с Русаковой Н.И., о чем ей лично стало известно от самой Русаковой Н.И. после получения письменного ответа администрации Телецкого сельского поселения Трубчевского района.

В судебном заседании от 25 января 2011 года истица Русакова Н.И. пояснила, что имеющееся в материалах дела заявление о постановке ее на учет на улучшение жилищных условий она не писала и в администрацию Телецкого сельского поселения с таким вопросом сама не обращалась. Заявление о постановке на учет на улучшение жилищных условий написал без ее ведома сын - ФИО5, который вместо нее подписал само заявление, расписавшись за себя и за нее. Доверенности на право ведения за нее данных действий она сыну ни нотариально, ни через администрацию Телецкого сельского поселения - не давала.

Представитель ответчика - Слободчиков Е.А., действующий по доверенности, в судебном заседании пояснил, что Телецкая сельская администрация не признает заявленные ФИО5 и ее представителями исковые требования по основаниям, приведенным в отзыве на исковое заявление. В частности, по Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30), жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в соответствии с жилищным законодательством. Согласно ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются следующие категории граждан:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. На момент подачи заявления в Телецкую сельскую администрацию Русакова Н.И. проживала в <адрес>. Данный дом принадлежит ФИО5 на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности на данное домовладение. Русакова Н.И. является матерью ФИО5 и, следовательно, является членом семьи собственника жилого помещения. На момент обращения с данным заявлением в администрацию Телецкого сельского поселения состав семьи Русаковой Н.И. составляет 3 человека. Общая площадь дома № согласно кадастровому паспорту от 13 августа 2009 года № составляет 71,3 кв. м. Учетная норма обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека, принятая в Телецком сельском поселении, составляет 10 кв. м. Следовательно, на каждого из членов семьи приходится 23,76 кв. м, т.е. более учетной нормы. Основания признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям проводит специально создаваемая межведомственная комиссия, которая и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Решением межведомственной комиссии домовладение <адрес>, признано пригодным для проживания. Каких либо подтверждений непригодности данного домовладения истцом представлено не было. Таким образом, отсутствуют основания для постановки Русаковой Н.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предусмотренные ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ и ст.2 Закона Брянской области от 9 июня 2006 года №37-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области». Истец и ее представители, указывая на право на улучшение жилищных условий, в исковом заявлении не указали нормы материального права, на основании которых Русакова Н.И. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Указание на некорректность участия в качестве председателя межведомственной комиссии главы Телецкого сельского поселения противоречит нормам действующего законодательства, так как в соответствии с абзацем 4 пункта 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 в состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В соответствии со ст.1 Закона Брянской области от 9 июня 2006 года №37-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. К иным категориям граждан отнесены участники Великой Отечественной войны (Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах»). В соответствии с п.1 ст.23.2. Федерального закона «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы от Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ. Таким образом, Телецкая сельская администрация не наделена полномочиями по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а, следовательно, требования обязать Телецкую сельскую администрацию предоставить Русаковой Н.И. благоустроенное жилье за счет средств местного бюджета не могут быть удовлетворены. <адрес> был унаследован ФИО5 от его отца ФИО7. Согласно наследственному делу № года, на момент открытия наследства, наследниками по закону являлись ФИО5, ФИО8 и ФИО11, которая имела право на супружескую долю в размере 1/2 наследственного имущества. Однако, заявлением от 21 января 2009 года Русакова Н.И. отказалась от принятия наследства (л.д.74). В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Заявление об оспаривании действий органа местного самоуправления было подано Русаковой Н.И. в Трубчевский районный суд в октябре 2010 года, а уведомление об отказе в постановке на учет получено в мае 2010 года, что следует из протокола судебного заседания (л.д.44). Таким образом, истцом пропущен трехмесячный срок на оспаривание действий органа местного самоуправления. Истцом ни в исковом заявлении, ни в заявлении об изменении и дополнении исковых требований, не указаны нормы материального права и основания для признания Русаковой Н.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку таких оснований не было указано, отказ Телецкой сельской администрации является обоснованным. Полномочия по предоставлению благоустроенного жилья ветеранам ВОВ переданы Законом №5-ФЗ «О ветеранах» субъектам РФ. В связи с этим, Телецкая сельская администрация не вправе предоставлять благоустроенное жилье. Кроме этого, Русакова Н.И. в администрацию Телецкого сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась.

Ответчик - глава Телецкого сельского поселения Сердюков В.В., в судебном заседании поддержал доводы, изложенные его представителем.

Представитель Трубчевского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований и необходимости отказа в их удовлетворении по следующим основаниям:

Как следует из п.1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При этом, суд считает обоснованными доводы представителя ответчика Слободчикова Е.А. о том, что Русакова Н.И. является членом семьи собственника жилого помещения - <адрес> в д. <адрес>, поскольку на момент подачи заявления в Телецкую сельскую администрацию Русакова Н.И. проживала в данном доме, который принадлежит ФИО15 на праве собственности. Кроме этого, Русакова Н.И. в добровольном порядке отказалась от принадлежащей ей по закону части наследственного имущества в пользу своего сына - ФИО5.

Согласно ст.1 Закона Брянской области 9 июня 2006 года №37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области», органы местного самоуправления осуществляют принятие на учет по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее, если не оговорено особо, - граждане), в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Частью 3 данного закона предусмотрено, что для принятия на учет гражданин подает заявление в орган местного самоуправления по месту жительства по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи.

Как следует из пояснений ФИО5, допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля, он сам собирал документы и подавал заявление в администрацию Телецкого сельского поселения о принятии на учет его матери - Русаковой Н.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Кто расписывался в заявлении от имени Русаковой Н.И. - он не помнит. Доверенности на подписание и подачу в администрацию Телецкого сельского поселения указанного заявления от матери у него не было.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявление о постановке на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Русакова Н.И. не подписывала и не подавала. Указанное заявление было подписано и подано в администрацию Телецкого сельского поселения Трубчевского района ФИО5, не имевшим полномочий на подписание и подачу такого заявления, поскольку доверенность на совершение каких-либо действий от имени Русаковой Н.И. у ФИО5 отсутствовала. Сам он нуждающимся в улучшении жилищных условий не являлся, т.к. имеет на праве личной собственности жилой <адрес> общей площадью 71,3 кв. метра.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что Русакова Н.И. с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во исполнение Указа Президента №714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в администрацию Телецкого сельского поселения Трубчевского района Брянской области не обращалась.

При этом, судом учитывается, что согласно п.2.1.2.7. административного регламента по исполнению государственной функции «Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденного постановлением администрации Брянской области от 21 марта 2008 года №255, отсутствие личного заявления является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Пунктом 2.1.8.4. данного регламента предусмотрено, что утрата гражданином оснований, дающих право на получение субсидии, является основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Учитывая, что Русакова Н.И. с заявлением в администрацию Телецкого сельского поселения о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась, исковое требование о возложении на ответчика обязанности по принятию ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является необоснованным.

Как следствие, не подлежат удовлетворению и исковые требования о признании недействительным (незаконным) постановления администрации Телецкого сельского поселения от 31 апреля 2010 года №26 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, акта обследования помещения №6 от 23 марта 2010 года, заключения «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» от 23 марта 2010 года, заключения №6 Телецкой сельской администрации от 23 октября 2010 года, о предоставлении Русаковой Н.И. отдельного благоустроенного жилья в соответствии с действующим законодательством и по установленным нормам предоставления такого жилья, поскольку основанием для рассмотрения указанных требований является наличие личного обращения Русаковой Н.И. в администрацию Телецкого сельского поселения Трубчевского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, или при передаче полномочий в соответствии с нормами действующего законодательства, что в данном случае отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Русаковой Н.И. к администрации Телецкого сельского поселения Трубчевского района Брянской области о признании недействительным (незаконным) постановления администрации Телецкого сельского поселения от 31 апреля 2010 года №26 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, акта обследования помещения №6 от 23 марта 2010 года, заключения «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» от 23 марта 2010 года, заключения №6 Телецкой сельской администрации от 23 октября 2010 года и возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении Русаковой Н.И. отдельного благоустроенного жилья в соответствии с действующим законодательством и по установленным нормам предоставления такого жилья - отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд.

Председательствующий:

судья Бабин М.А.