№2-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Трубчевск 2 февраля 2011 г.
Трубчевский районный суд Брянской области
в составе:
председательствующего судьи Булахова Н.П.,
при секретаре Максимовой Е.А.,
с участием истца Седовой А.П.
представителя истца - адвоката Трубчевской юр. консультации Родина Н.М.,
представившего удостоверение №508 и ордер №229162
представителя ответчика по доверенности Карповой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Седовой А.П. к Администрации Усохского сельского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Усохского сельского поселения Трубчевского района, Брянской области 9 декабря 2010 г. отказала Седовой А.П. - вдове участника Великой Отечественной войны, в постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя тем, что она является членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченного жилой площадью на каждого проживающего в соответствии с учетной нормой.
Считая отказ незаконным, истица просит обязать администрацию поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г.
В обоснование заявленного требования Седова А.П. пояснила, что её супруг Седов П.А., умерший <данные изъяты> г., являлся участником ВОВ. На момент смерти мужа, они проживали с ним в собственном доме в <адрес>.
5 июля 2005 года, она продала дом по расписке ФИО4, но договор купли-продажи они не оформляли.
После продажи дома она перешла жить в <адрес>, который её дочь купила себе под дачу. Данное домовладение не зарегистрировано на дочь, договор купли-продажи не оформлялся, дом продали дочери по расписке. В указанном доме она зарегистрирована с внуком. Этот дом был построен предположительно в 1950 г., жилая площадь дома составляет 25 кв.м., удобств нет, за водой нужно ходить на колонку, санузел на улице, имеется печное отопление, но чтобы готовить еду, она покупает газовые баллоны, крыша в доме шиферная, старая.
Представитель Седовой А.П. - адвокат Родин Н.М., действующий на основании ордера, заявленные требования поддержал, мотивируя позицию своей доверительницы тем, что истица, в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» и п.п.4 п.1 ст. 21 Федерального Закона РФ «О ветеранах» должна быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, так как она в собственности жилья не имеет, проживает в доме, принадлежащем её дочери, в котором также прописан и её внук, а также и тем, что истица является вдовой инвалида, участника ВОВ, и обеспечена жилой площадью менее учетной нормы.
Представитель Администрации Усохского сельского поселения Карпова С.В., действующая на основании доверенности, заявленные Седовой А.П. требования считает необоснованными, поскольку последняя является членом семьи собственника жилого <адрес> принадлежащего её дочери - Дмитренко Л.П. Общая площадь дома составляет 54 кв.м. Этот дом был приобретен дочерью истицы в 1998 г. Седова А.П. была зарегистрирована в указанном доме в 2005 г., а в 2006 г. в доме был зарегистрирован её внук - сын истцы - Дмитренко Е.Н.
Учётная норма жилой площади на территории Усохского сельского поселения при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или в улучшении жилищных условий, составляет 10 кв.м. на одного члена семьи. В связи с тем, что площадь дома, в котором проживает истица, составляет 54 кв. м., решением комиссии по жилищным вопросам Усохского сельского поселения от 09.12.2010 г. Седовой А.П. было отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
Выслушав истицу, её представителя - Родина Н.М., представителя ответчика, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истицей требований по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N30), предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку вне зависимости от даты постановки их на учет, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Статьёй 21 п.1 п.п. 4 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N135-ФЗ, от 21.12.2009 N327-ФЗ) установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляемые нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В качестве меры социальной поддержки предусмотрено право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов, и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Частью 1 статьи 23.2 этого же Закона, установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
С учетом приведенных выше норм следует, что для категории лиц, к которой относится и истец, действующим законодательством предусмотрен общий порядок признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, без каких либо исключений.
Статья 51 ЖК РФ содержит закрытый перечень оснований, дающий право гражданам быть признанными нуждающимися в жилых помещениях.
Так согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ст. 2 Закона Брянской области от 9 июня 2006 года №37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области», нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, относящиеся к определенной федеральными законами или законом Брянской области категории граждан, которые в соответствии с данными законами имеют право на предоставление жилых помещений без подтверждения статуса малоимущего гражданина.
Обращение Седовой А.П. в Усохскую сельскую администрацию с просьбой о постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, как вдовы участника ВОВ, подтверждено заявлением от 10.11.2010 г.
Копией удостоверения серии «В» № от 21.05.2007 г. подтверждается право Седовой А.П. на льготы и преимущества, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах».
Решением Усохского сельского Совета народных депутатов №2-25 от 29.12.2009 г., на территории сельского поселения была установлена учетная норма общей площади жилого помещения при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 кв.м. на одного человека, и норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Как следует из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Усохского сельского поселения №212 от 09.12.2010 г., после рассмотрения заявления с приложенными документами, Седовой А.П. - вдове участника ВОВ, отказано в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как за Седовой А.П. на территории Усохского сельского поселения до 2005 г. значилось домовладение <адрес>, которое ею было продано. С 2005 г. и до настоящего времени Седова А.П. проживает в качестве члена семьи в доме своей дочери Дмитренко Л.П., расположенном в <адрес> обеспечена общей площадью на одного члена семьи более учётной нормы.
Согласно данным из похозяйственной книги № за 2011 г. по Усохскому сельскому поселению в качестве членов семьи собственника домовладения <адрес> Дмитренко Л.П., зарегистрированными в нём значатся: мать - Седова А.П., сын - Дмитренко Е.Н. Общая площадь указанного домовладения составляет 54 кв.м., что подтверждается справками Главы Усохского сельского поселения. Названные технические характеристики домовладения сторонами не оспариваются.
Факт принадлежности ФИО7 - дочери истицы, домовладения №, расположенного по <адрес> в д. Радутино, <адрес>, подтверждается распиской бывшего собственника о продаже указанного дома в 1998 г., и справкой, выданной Главой Усохского сельского поселения.
Как следует из справки Трубчевского филиала ГУП «Брянскоблинвентаризация», а также выписки из ЕГРП за Седовой А.П. квартир и индивидуальных домовладений в <адрес> не значится.
То обстоятельство, что Седова А.П. не имеет в собственности жилого помещения подтверждается копией расписки, согласно которой Седова А.П. продала принадлежащий ей на праве собственности дом, расположенный в <адрес>. гражданину ФИО4 05.07.2005 г.
Таким образом, оценив и проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что отказ Усохской сельской администрации в принятии на учет Седовой А.П. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, является обоснованным, так как она является членом семьи собственника <адрес>: ее дочери - Дмитренко Л.П. Данное домовладение имеет общую площадь 54 кв.м. В указанном доме зарегистрированы и проживают истица Седова А.П., и её внук. Таким образом, общая площадь, в расчете на одного члена семьи, в том числе и на истицу, составляет 27 кв.м., что превышает учетную норму, принятую на территории Усохского сельского поселения в размере 10 кв.м. Следовательно, Седову А.П. нельзя признать нуждающейся в улучшении жилищных условий как на момент рассмотрения дела в суде, так и на момент ее обращения с заявлением о постановке на жилищный учет.
Поскольку оснований для признания Седовой А.П. нуждающейся в получении жилого помещения на момент обращения с заявлением не имелось, решением комиссии по жилищным вопросам истице правомерно было отказано в постановке ее учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма как вдове участника ВОВ.
То обстоятельство, что дом, приобретённый дочерью истицы не зарегистрирован ею в установленном в настоящее время порядке, не может быть расценено судом, в качестве основания удовлетворения требований истицы, так как не исполнение Дмитриенко Л.П. требований Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не лишает Седову А.П., вселившуюся в жилое помещение в качестве члена её семьи, права пользования указанным жилым помещением.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Седовой А.П. к Администрации Усохского сельского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий, судья: Булахов Н.П.