№2-162(11)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Трубчевск 15 апреля 2011 г.
Трубчевский районный суд Брянской области
в составе:
председательствующего судьи Обыдённова И.А.,
при секретаре Филоновой Н.С.,
с участием истца Самусева М.Н.,
ответчика - представителя УПФР в Трубчевском муниципальном районе ФИО4.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самусева М.Н. к ГосударственномуУчреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (УПФР) в Трубчевском муниципальном районе о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, и возложении обязанности по назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Самусева М.Н. обратился в суд с указанным иском, просив признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Трубчевском муниципальном районе от 04.06.2010 г. № в части отказа включения в льготный стаж работы периода прохождения военной службы с 29.06.1985 г. по 20.09.1990 г. в назначении досрочной пенсии по возрасту на льготных условиях, а также просил суд зачесть период его работы с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. в <данные изъяты> СОШ, который на момент обращения в УПФР РФ истцом не заявлялся.
07.04.2011 г. Самусева М.Н. изменил, свои исковые требования, повторно обратившись с заявлением в УПФР в <адрес> по тому же вопросу, просит признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Трубчевском муниципальном районе от 06.04.2011 г. протокол № - в части отказа включения в льготный стаж работы периода прохождения военной службы в назначении досрочной пенсии по возрасту на льготных условиях, ранее заявленные требования о включении в стаж периода работы с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 года и назначении пенсии с 01.01.20111 г., не поддерживает, при этом указал, что с 12.11.1990 г. по 02.09.1991 г. работал воспитателем в мужском общежитии совхоза-техникума, с 03.09.1991 г. по 26.02.2003 г. учителем истории в СОШ №2, которая 03.01.2001 г. перерегистрирована в МОУ _Трубчевская средняя общеобразовательную школу №2; с 27.02.2003 г. по 11.08.2004 г. директором Аладьинской ООШ; с 12.08.2004 г. по 21.12.2005 г. директором Трубчевской школы-интерната восьмого вида; с 01.02.2006 г. по 15.02.2008 г. учителем Городецкой СОШ; с 24.11.2008 г. по 31.12.2010 г. директором Аладьинской ООШ.
Стаж его педагогической деятельности при условии включения в него периода прохождения военной службы составляет более 25 лет.
04.04.2011 г. он обратился в УПФР в Трубчевском муниципальном районе Брянской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по возрасту как лицу более 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
06.04.2011 г. решением комиссии УПФР в Трубчевском муниципальном районе ему в назначении такой пенсии было отказано по тем основаниям, что период с 29.06.1985 г. по 20.09.1990 г. прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР не предусмотрен Списком должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей №781 от 29.10.2002г.
В судебном заседании Самусева М.Н. измененные исковые требования заявленные суду 07.04.2011 г. поддержал в полном объеме, при этом, пояснил, что в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. Пунктом 4 данного Положения было предусмотрено, что служба засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждения, организациях, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Его стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с занятием педагогической деятельностью, который бесспорно засчитывает УПФ РФ, на момент обращения составляет 19 лет 9 месяцев и 27 дней, что составляет более 2/3 от необходимого педагогического стажа, установленного вышеуказанным Положением. В Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П указано, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли полностью общий и (или) специальный трудовой стаж. Таким образом, считая отказ незаконным, нарушающим его право на получение пенсии, как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, просит включить в специальный стаж работы период его службы в Вооруженных Силах СССР и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения за таковой.
Представитель ответчика по доверенности в лице ФИО4 исковые требования не признала, считает верным решение комиссии от 06.04.2011 г. по изложенным в протоколе № основаниям. Дополнительно пояснила, что при условии зачета в льготный стаж истца спорного периода службы в Вооруженных Силах СССР его общий специальный стаж будет составлять более 25 лет и давать право на назначение досрочной пенсии с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 04.04.2011 г.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Периоды работы Самусева М.Н. с 12.11.1990 г. по 02.09.1991 г. воспитателем в общежитии совхоза-техникума, с 03.09.1991 г. по 26.02.2003 г. учителем истории в СОШ №2; с 27.02.2003 г. по 11.08.2004 г. директором Аладьинской ООШ; с 12.08.2004 г. по 21.12.2005 г. директором Трубчевской школы-интерната восьмого вида; с 01.02.2006 г. по 15.02.2008 г. учителем Городецкой СОШ; с 24.11.2008 г. по 31.12.2010 г. директором Аладьинской ООШ подтверждается копией трудовой книжки и ответчиком не оспаривается. Суммарный специальный стаж работы истца на 04.04.2011 г., согласно протокола комиссии составляет 19 лет 9 месяцев и 27 дней.
Заявлением за № от 04.04.2011 г. подтверждается факт обращения истца в установленном законом порядке в ГУ УПФ в Трубчевском районе за назначением пенсии.
Согласно записи в военном билете ГЖ №, а также справки военного комиссариата Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ Самусева М.Н. проходил службу в Российской армии с 29.06.1985 г. по 20.09.1990 г. в составе в/ч 95573 на офицерских должностях /л.д.15-17;14/. Указанный срок службы в календарном исчислении составляет 5 лет 2 месяца и 22 дня.
В соответствии со ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Ст. 28 ч.1 п. 19 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в силу 1.01.2002 г., (в редакции ФЗ № 319 -ФЗ от 30.12.2008 г.) сохранено право на досрочное назначение пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии со ст. 39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
В период службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР с 29.06.1985 г. по 20.09.1990 г. действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходит из того, что пенсия за выслугу лет носит льготный характер и назначается работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в зависимости от вида деятельности, с учетом длительного неблагоприятного психологического и другого воздействия на организм человека. Осуществление Самусевым М.Н. педагогической деятельности и его служба в Вооруженных Силах СССР подтверждается данными его трудовой книжки, военным билетом, справкой военного комиссариата.
Таким образом, период с 29.06.1985 г. по 20.09.1990 г. службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на пенсионное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Поэтому не применение указанных выше норм создает неравенство при реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения ст. 19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.
Кроме того, в соответствии с абз. 1 п.3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) один день военной службы за два дня работы.
С учетом вышеизложенного, суммарная продолжительность работы истца, дающая право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, на момент обращения за указанной пенсией, составляет более 25 лет.
В соответствии со ст.19 ч.1 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Следовательно, пенсия истцу должна быть назначена с 04.04.2011 г., то есть со дня его обращения за указанной пенсией.
В связи с отказом истца, суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самусева М.Н. удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Трубчевском муниципальном районе Брянской области назначить Самусева М.Н. с 04.04.2011 г. досрочную трудовую пенсии по старости как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитав ему в специальный педагогический стаж, период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 29.06.1985 г. по 20.09.1990 г.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий, судья: И.А. Обыдённов