Дело № 2-505/2010 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б. при секретаре Поповой С.Б. с участием истца Кайтукова В.И., представителей ответчиков Кошелева М.О. и Гринёвой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2010 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Кайтукова Василия Ивановича к ООО «Эконом Плюс» - о присуждении к обязанности выдать справку о регистрации истца по месту жительства в жилом помещении без указания иных зарегистрированных лиц, к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района» - о присуждении к обязанности принять от истца документы, представленные им с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, у с т а н о в и л : Истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района» (далее - ЦСЗН) и ООО «Эконом Плюс», заявив изложенные выше требования. В исковом заявлении указал, что Дата обезличена обращался в ЦСЗН с документами о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Документы у него не приняли, поскольку в справке о составе семьи, выданной ООО «Эконом Плюс», значился брат истца ФИО5, в отношении которого отсутствовали сведения о доходах. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги истцу и его брату ФИО5 производилось по раздельным лицевым счетам; брат в квартире зарегистрирован, но фактически не проживает, живет и работает в .... Истец считает неправомерным отказ ЦСЗН принять документы для решения вопроса о предоставлении жилищной субсидии, а также оспаривает действия ООО «Эконом Плюс», выдавшего справку о том, что в квартире истца зарегистрирован его брат. Истец указывает, что по вине ответчиков он лишился жилищной субсидии, из-за этого испытывает нравственные страдания, которые просит компенсировать. В судебном заседании истец поддержал иск, подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что один проживает в квартире по адресу п. Троицко-Печорск, ..., ...; там же зарегистрирован его брат ФИО5, который фактически проживает за пределами Троицко-Печорского района. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги истцу и брату производилось раздельно, каждый оплачивал выставляемые ему счета. В Дата обезличена истец обратился в ЦСЗН с заявлением о предоставлении жилищной субсидии, представив соответствующие документы. Документы у истца не приняли, сославшись на отсутствие справки о доходах брата; вследствие этого истец не смог получить жилищную субсидию во Дата обезличена. Справку о лицах, зарегистрированных в квартире истца, выдало ООО «Эконом Плюс»; справка содержит достоверные сведения о том, что в квартире зарегистрирован истец и его брат. Однако именно эта справка послужила поводом к отказу в приеме документов. В письменном отзыве на иск руководитель ЦСЗН указал, что истец являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с Дата обезличена по Дата обезличена. Дата обезличена истец представил в ЦСЗН пакет документов для решения вопроса о предоставления ему субсидии, в котором содержалась справка о том, что в состав его семьи входит брат ФИО5 Ответчик указывает, что в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг право на субсидии имеют пользователи жилого помещения с учетом проживающих с ними членов их семей, к которым, по мнению ответчика, относятся все зарегистрированные в жилом помещении лица. Ответчик также указывает, что при расчете субсидии недопустимо исключение из состава семьи заявителя ее членов, которые зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении заявителя, но временно проживают в другом месте. Ссылаясь на Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ответчик указал, что для получения субсидии заявитель обязан приложить к соответствующему заявлению документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства; если заявитель не указал в своем заявлении в качестве членов семьи всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, то он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в жилом помещении граждан, не указанных в заявлении. Заявитель также должен представить документы, подтверждающие его доходы и доходы членов его семьи. Кроме того, он обязан представить документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за предыдущий период, и о наличии либо отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Ответчик поясняет, что истец не представил документы, подтверждающие доходы его брата, а также документы, подтверждающие правовые основания проживания брата в жилом помещении. В связи с этим ЦСЗН отказал истцу в назначении субсидии. В дополнительном отзыве на иск руководитель ЦСЗН пояснил, что представленные истцом в Дата обезличена документы для назначения субсидии не были приняты, поскольку истец не представил полный пакет всех документов. Решение об отказе в предоставлении истцу субсидии не принималось, поскольку, по мнению ответчика, принятие такого решения возможно лишь в случае представления полного пакета документов. В судебном заседании представитель ЦСЗН с иском не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве ответчика. Дополнил, что истцу было предложено представить недостающие документы, но он этого не сделал. Представитель ООО «Эконом Плюс» в письменных возражениях на иск пояснил, что данная организация выдала истцу достоверную справку о лицах, зарегистрированных в его жилом помещении. Представитель не согласился с требованиями истца обязать ООО «Эконом Плюс» выдать справку без указания одного из зарегистрированных в жилом помещении лиц. В судебном заседании представитель ООО «Эконом Плюс» иск не признал. Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению. Из материалов дела и объяснений сторон следует, что истец по договору социального найма проживает в жилом помещении по адресу п. Троицко-Печорск, ..., ...; зарегистрирован по данному адресу с Дата обезличена. В этой же квартире по месту жительства с Дата обезличена зарегистрирован его брат ФИО5, что подтверждено справкой отдела УФМС России по РК л.д. 20). ОАО «....» и ООО «....» представили выписки из лицевых счетов истца и его брата ФИО5, согласно которым плата за жилое помещение и коммунальные услуги начисляется им раздельно. При этом каждый из нанимателей ежемесячно вносит плату за жилищно-коммунальные услуги в размере той доли платежей, которые ему начислены. Из объяснений сторон следует, что истец в .... обратился в ЦСЗН с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представив пакет соответствующих документов. Документы у истца приняты не были, его заявление не рассмотрено, решение об отказе в предоставлении субсидии также не принималось. В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ, гражданам, пользующимся жилым помещением муниципального жилого фонда, может быть предоставлена субсидия на оплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила). Согласно Правилам, граждане, имеющие право на получение субсидии, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им государственное учреждение по месту постоянного жительства (далее - уполномоченный орган) заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, перечисленных в п. 8 Правил. Пунктом 11 Правил уполномоченные органы наделены правом проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в соответствующие органы, учреждения и организации. Разделом III Правил предусмотрено, что уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя в соответствии с данными Правилами (пункт 19). Правилами установлено, что в состав семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма наряду с нанимателем могут входить граждане, являющиеся членами семьи в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 18). Статьей 69 Жилищного кодекса РФ установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя; другие родственники признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Разделом IV Правил предусмотрено, что при определении размера субсидии учитывается количество лиц, входящих в состав заявителя, и совокупный доход семьи. Пунктом 42 Правил установлено, что уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктом 8 Правил. Вместе с тем, согласно пункту 14 Правил основанием для отказа в предоставлении субсидии является представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений. Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что уполномоченный орган (в рассматриваемом случае - ЦСЗН) не вправе отказывать заявителю в приеме документов, представленных для решения вопроса о назначении субсидии, в том числе по мотивам представления неполного пакета документов. Уполномоченный орган в целях решения вопроса о назначении субсидии наделен правом определять состав семьи заявителя в соответствии с номами Жилищного кодекса РФ, а также поверять достоверность представленных заявителем документов и сведений. По результатам рассмотрения и проверки представленных документов уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении. Представление заявителем неполных документов не может служить поводом для отказа в принятии документов, но является основанием для решения об отказе в предоставлении субсидии. Следовательно, действия ЦСЗН, выразившиеся в отказе в принятии у истца документов, поданных для назначения субсидии, являются незаконными. Поэтому суд удовлетворяет требование истца о возложении на ЦСЗН обязанности принять от него документы, представленные с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Действия ООО «Эконом Плюс» суд признает правомерными, поскольку выданная данной организацией справка о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, является достоверной. Требование истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит. В соответствии со ст. 151, 1099 и 1100 ГК РФ обязанность денежной компенсации морального вреда может быть возложена на нарушителя в случае, если такой вред причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Действия ЦСЗН повлекли нарушение имущественных прав истца на получение жилищной субсидии. Законом не предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного при таких обстоятельствах. Оспариваемые действия ООО «Эконом Плюс» каких-либо прав истца не нарушили. ООО «Эконом Плюс» в ходе судебного разбирательства заявило письменное ходатайство о взыскании с истца возмещения расходов на оплату услуг представителя в сумме .... рублей. Данные расходы подтверждены договором на оказание юридических услуг и расходным кассовым ордером л.д. 59, 60). В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Учитывая объем выполненной представителем работы (подготовка письменных возражений на иск, участие в трех судебных заседаниях), невысокую сложность дела, а также материальное положение истца, являющегося нетрудоспособным вследствие инвалидности, суд полагает возможным взыскать с истца в пользу ООО «Эконом Плюс» возмещение расходов на оплату услуг представителя в сумме .... рублей. Другие участвующие в деле лица ходатайств о возмещении судебных расходов не заявили. При подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в сумме .... рублей (по трем требованиям, не подлежащим оценке). Одно из его требований к ЦСЗН удовлетворено. Следовательно, с соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ЦСЗН следует взыскать государственную пошлину пропорционально удовлетворенной части исковых требований, т.е. в сумме .... рублей. Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Иск удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района» принять от Кайтукова Василия Ивановича документы, представленные им с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В удовлетворении требований к ООО «Эконом Плюс» о присуждении к обязанности выдать справку о регистрации Кайтукова В.И. по месту жительства в жилом помещении без указания иных зарегистрированных лиц, а также о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда - отказать. Взыскать с Кайтукова Василия Ивановича в пользу ООО «Эконом Плюс» возмещение расходов на оплату услуг представителя в сумме .... рублей. Взыскать с Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района» государственную пошлину в сумме .... рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Принято в окончательной форме Дата обезличена года. Судья Д.Б.Диатроптов