Иск о перерасчете заработной платы с учетом МРОТ



Дело № 2-769/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации04 октября 2010 годаТроицко-Печорский районный суд РК в составе Председательствующего судьи Леконцева А.П.,

при секретаре Рожковой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грошева Игоря Андреевича к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №15»п. Нижняя Омра о перерасчете заработной платы с учетом индексации

УСТАНОВИЛ

Грошев И.А. обратился в суд с иском к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №15»п. Нижняя Омра о перерасчете заработной платы с индексацией, с учетом повышения минимального размера оплаты труда с 01 сентября 2007 года и с 01 января 2009 года, указав, что с 01 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) установлен в размере 2300 руб., а с 01 января 2009 года в размере 4 330 руб. В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты, надбавки, выплаты за работу отклоняющуюся от нормальной, за работу в особых климатических условиях. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным законом размера МРОТ. В величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Однако заработная плата с 01.01.2009 начислялась ему без учета повышения МРОТ, поскольку минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 установлен в размере 4330 руб., а базовый оклад по должности ... составлял .... руб.

В судебное заседание истец не явился, до судебного заседания от истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика на рассмотрение дела не явился, о дате и времени уведомлен надлежащим образом. До рассмотрения дела по существу направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как следует из трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о приёме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа о прекращении трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, истец Грошев И.А. состоял в трудовых отношениях с Государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №15»п. Нижняя Омра (далее Детский дом № 15) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ...

Обращаясь относительно нарушения конституционных и трудовых прав истец ограничивает период такого нарушения периодом, начинающимся с 01 декабря 2009 года.

Нарушение своих трудовых прав со стороны работодателя, истец связывает с принятием на федеральном уровне нормативных актов, регламентирующих повышение размера МРОТ с 01 января 2009 года до 4 330 руб.

Судом исследовались доводы истца относительно нарушения его трудовых прав со стороны работодателя, однако суд не может согласиться с приведенными доводами, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ исключена часть вторая, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ).

Следовательно, доводы истца о том, что в величину минимального размера оплаты труда не должны включаться компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, а также позиция истца о том, что в МРОТ не включаются ни районный коэффициент, ни районные надбавки не соответствует действующему законодательству и являются необоснованными.

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет под понятием «заработной платы (оплата труда работника)» вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Расчет заработной платы истца представлен стороной ответчика в виде справок о заработной плате, содержащих сведения об отработанных днях, составных частях заработной платы (с указанием оклада, компенсационных выплат, стимулирующих выплат) и их размерах о размерах и основаниях произведенных удержаний, с указанием общей денежной суммой подлежащей выплате.

Как следует из исследованных справок о заработной плате за период с декабря 2009 по апрель 2010 года размер начисленной заработной платы истца с учетом должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, составлял не ниже 4 330 руб.

Таким образом, ответчик, как работодатель производил начисление истцу заработной платы с соблюдением всех требований трудового законодательства, за рассматриваемый период размер заработной платы истца Грошева И.А. был не меньше размера минимальной заработной платы, установленной федеральным законодательством, что позволяет суду сделать вывод об отсутствии со стороны ответчика нарушений трудовых прав истца Грошева И.А. при выплате ему заработной платы.

При установленных судом обстоятельствах суд, находит необходимым отказать в удовлетворении исковых требований истца Грошева Игоря Андреевича к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №15»п. Нижняя Омра о перерасчете заработной платы с учетом индексации.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Грошева Игоря Андреевича к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №15»п. Нижняя Омра о перерасчете заработной платы с учетом индексации, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течении 10 дней со дня его принятия.

Судья Леконцев А.П.