Иск о перерасчете заработной платы с учетом МРОТ



Дело № 2-708/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации15 октября 2010 годаТроицко-Печорский районный суд РК в составе Председательствующего судьи Леконцева А.П.,

при секретаре Задорожной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеенко Людмилы Константиновны к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад» пст.Мылва» о перерасчете заработной платы с учетом индексации

УСТАНОВИЛ

Сергеенко Л.К. обратилась в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад» пст.Мылва» о перерасчете заработной платы с индексацией, с учетом повышения минимального размера оплаты труда с 01 сентября 2007 года и с 01 января 2009 года, указав, что с 01 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) установлен в размере 2300 руб., а с 01 января 2009 года в размере 4 330 руб. В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты, надбавки, выплаты за работу отклоняющуюся от нормальной, за работу в особых климатических условиях. Согласно постановления Правительства РК от 11.09.2008 года №234 (приложение 3) МРОТ был установлен в размере 1 404 руб., а не 2 300 руб., как установлено федеральным законодательством. Согласно закону о субъектах РФ, субъекты, являющиеся получателями дотации из Федерального Фонда финансовой поддержки субъектов РФ не вправе осуществлять собственное правовое регулирование размера МРОТ. Работодатели, использующие тарифную систему оплаты труда должны устанавливать размер тарифных ставок (должностных окладов) первого разряда тарифной сетки не ниже МРОТ. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным законом размера МРОТ. В величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В МРОТ не включаются ни районный, ни северный коэффициент. Они должны начисляться сверху на общую заработную плату. С нарушением конституционных прав ей начислялась заработная плата без учета повышения МРОТ в 2007 и 2009 годах. Согласно трудового договора работодатель обязан обеспечить выплату заработной платы в установленные сроки.

В судебном заседании истец требования поддержал, просил обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы с учетом повышения минимального размера оплаты труда.

Представитель ответчика иск не признал, просил отказать истцу в удовлетворении требований полном объеме.

Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как следует из трудовой книжки, трудового договора от Дата обезличена истец Сергеенко Л.К. состоит в трудовых отношениях с Муниципальным образовательным учреждением «Начальная школа-детский сад» пст.Мылва с Дата обезличена по настоящее время работает в должности ....

Обращаясь относительно нарушения ее конституционных и трудовых прав истица ограничивает период такого нарушения периодом, начинающимся с 01 сентября 2007 года.

Нарушение своих трудовых прав со стороны работодателя, истец связывает с принятием на федеральном уровне нормативных актов, регламентирующих повышение размера МРОТ с 01 сентября 2007 года до 2 300 руб., с 01 января 2009 года до 4 330 руб.

Судом исследовались доводы истца относительно нарушения ее трудовых прав со стороны работодателя, однако суд не может согласиться с приведенными доводами, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ исключена часть вторая, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ).

Следовательно, доводы истца о том, что в величину минимального размера оплаты труда не должны включаться компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, а также позиция истца о том, что в МРОТ не включаются ни районный коэффициент, ни районные надбавки не соответствует действующему законодательству и являются необоснованными.

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет под понятием «заработной платы (оплата труда работника)» вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Расчет заработной платы истца представлен стороной ответчика в виде справки о заработной плате, содержащих сведения об отработанных днях, составных частях заработной платы (с указанием оклада, компенсационных выплат, стимулирующих выплат) и их размерах о размерах и основаниях произведенных удержаний, с указанием общей денежной суммой подлежащей выплате.

Как следует из исследованной справки о заработной плате за период с сентября 2007 по декабрь 2009 года размер начисленной заработной платы истицы с учетом должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, составлял не ниже 2300 рублей, а с января 2009 по май 2010 года не ниже 4 330 руб.

Таким образом, ответчик, как работодатель производил начисление истцу заработной платы с соблюдением всех требований трудового законодательства, за рассматриваемый период размер заработной платы истца был не меньше размера минимальной заработной платы, установленной федеральным законодательством, что позволяет суду сделать вывод об отсутствии со стороны ответчика нарушений трудовых прав истца Сергеенко Л.К. при выплате ей заработной платы.

Согласно искового заявления истец указывает, что постановлением Правительства РК «О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений республики Коми» от 11.09.2008 года № 234 (приложение № 3) размер МРОТ был установлен в размере 1 404 руб., т.е. в меньшем, установленном федеральным законодательством, размере.

Однако данный довод является несостоятельным, так как названным постановлением утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми.

При установленных судом обстоятельствах суд, находит необходимым отказать в удовлетворении исковых требований истца Сергеенко Людмилы Константиновны к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад» пст.Мылва» о перерасчете заработной платы с учетом индексации.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Сергеенко Людмилы Константиновны к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад» пст.Мылва» о перерасчете заработной платы с учетом индексации, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течении 10 дней со дня его принятия.

Судья Леконцев А.П.