Дело № 2-953/10 РЕШЕНИЕ с участием истца Коноваловой К.С., при секретаре Рожковой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коноваловой Клавдии Семеновны к Администрации МР «Троицко-Печорский» о восстановлении в очереди на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения УСТАНОВИЛ Коновалова К.С. обратилась в суд с иском к Администрации МР «Троицко-Печорский» о восстановлении в очереди с ДД.ММ.ГГГГ на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, указав, что является инвалидом ... с ДД.ММ.ГГГГ года бессрочно, ветераном труда, имеет стаж работы .... лет. В ... году обращалась со всеми документами (заявление, документы в подтверждение инвалидности, справка о составе семьи, справка о стаже работы в районах Крайнего Севера в Администрацию Главы Республики Коми. Данные документы были направлены в Администрацию МР «Троицко-Печорский» и ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, что Администрация района не имеет возможности выдать жилищную субсидию на приобретение жилья в г. ..... Заявление от ... года в Администрации района не зарегистрировано, документы ей не возвращены. ДД.ММ.ГГГГ вновь собрала документы на переселение в г. ..... В настоящее время стоит в очереди за №. В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме, суду показала, что обращалась в ... году к Главе РК с заявлением о выделении ей комнаты или квартиры в г. ..., так она ездит туда на лечение, на обследование. Здоровья уже нет. От Главы республики ее заявление со всеми документами направили ответчику, ей дали ответ. В заявлении она писала, что нуждается в жилом помещении, что является инвалидом. В ... году в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на учет не вставала. Обратилась только с заявлением в ... году. На ... году в с. .... у нее был деревянный дом, сейчас он признан аварийным. В настоящее время проживает в пристройке. Представитель ответчика - Администрации МР «Троицко-Печорский» на рассмотрение дела не явился, до рассмотрения дела по существу направил заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просит отказать в удовлетворение исковых требований. В направленном возражении на исковое заявление указывает, что какой-либо информации о документах, поданных истцом в ... году в Администрации нет в связи с истечением сроков хранения. Истец в качестве нуждающейся в Администрации района не состоит. В ... году Коновалова К.С. обращалась с заявлением на получение субсидии на строительство жилого дома в с. ..... Однако в связи с тем, что разрешение выдано на возведение пристройки к жилому дому, а не на строительство жилого дома, Министерством архитектуры было отказано в предоставление субсидии из республиканского бюджета на строительство дома. Из средств местного бюджета на завершение начатых работ была выделена материальная помощь в сумме ..... С учетом действующего порядка предоставления субсидий на переселение граждан такие субсидии предоставлялись лишь гражданам, выезжающим за пределы республики. Следовательно, граждане в очередь на переселение в южные районы республики Коми и в г. .... не ставились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. Выслушав истца, исследовав и проанализировав материалы дела, материалы учетного дела №, суд приходит к следующему. В материалах дела имеется письмо главы Администрации Троицко-Печорского района от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованное Коноваловой К.С., из которого следует, что обращение Коноваловой К.С. рассмотрено. Администрация района не имеет возможности выделить жилищную субсидию на приобретение жилья в г. ..... В районе более 900 человек нуждается в улучшении жилищных условий, а в 1996 году на приобретение жилья было выделено всего 100 млн. рублей. Из данного письма однозначно невозможно определить основание обращения истца с заявлением для выделения жилищной субсидии. На период обращения действовал Федеральный закон «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» от 17.08.96 года № 116-ФЗ, действие которого было продлено и на 1997 год. Данный закон устанавливал распределение средств федерального бюджета на 1996 год, направляемых на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в климатически благоприятные регионы; размер предоставляемых гражданам жилищных субсидий, а также условия и порядок их предоставления. В рамках реализации названного Федерального закона главой Республики Коми издан Указ от 17.12.96 года № 329, которым утверждено Положение о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Из пункта 3 Положения.. следует, что выбор районов вселения северян осуществляется по решению Правительственной комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом интересов всех сторон, участвующих в процессе переселения. На основании принятого Правительственной комиссией решения республиканский Фонд развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми заключает договор на строительство или приобретение жилья со структурами, имеющими соответствующие полномочия от администраций регионов вселения. Распределение приобретенного или построенного жилья между администрациями городов и районов Республики Коми по районам вселения и по количеству квартир производится Правительственной комиссией и утверждается председателем Правительственной комиссии (пункт 4). Согласно пункту 6, 7, 8 Положения. . Администрации городов и районов Республики Коми формируют предварительные списки граждан и их семей, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с указанием категории граждан, которым выделяется жилищная субсидия, количества положенной им общей площади жилья по социальной норме, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", и размера субсидии, определяемого в соответствии с федеральным Законом Российской Федерации от 17 августа 1996 г. N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году". Организационная работа по формированию предварительных списков граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обеспечивается администрациями городов и районов республики в следующем порядке: прием и рассмотрение предварительных заявок граждан; принятие решения с сообщением заявителя о подтверждении его права на подачу заявления для получения субсидии, о необходимости предоставления дополнительной информации либо о мотивированном отказе в праве подачи заявления на получение субсидии; рассмотрение заявлений граждан с определением точного размера субсидии и оценкой наличия у заявителя средств на покрытие разницы между стоимостью жилья в районе вселения и величиной субсидии; принятие решения администрации города (района) Крайнего Севера о включении заявителя в предварительный список граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Окончательный список после рассмотрения на Правительственной комиссии утверждается председателем Правительственной комиссии при наличии документов, подтверждающих покрытие разницы между стоимостью строительства или приобретения жилья и величиной субсидии, а также заявлений граждан и решений администраций. Списки, а также документы, подтверждающие покрытие разницы между стоимостью строительства или приобретения жилья и величиной субсидии, а также заявления граждан и решения администраций представляются для организации работы по заключению договоров на строительство или приобретение жилья с полномочными структурами администраций регионов вселения в республиканский Фонд развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми. Из вышеназванных нормативно-правовых актов следует, что на рассматриваемый период - март 1997 года (обращение истца с заявлением), положения как Федерального закона № 116-ФЗ так и Указа Главы РК № 329 предусматривали предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в климатически благоприятные регионы, т.е вне пределов республики Коми. Действующее законодательство того периода не предусматривало предоставление таких жилищных субсидий при переезде в южные районы Республики Коми. Вместе с тем, в рассматриваемый период действовало Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.08.96 года № 937. Настоящее Положение предусматривало, что безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления.., а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право. Как следует из справки ГУ -Управление пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе истице с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по инвалидности ... С ДД.ММ.ГГГГ истец переведена на пенсию по старости. С ДД.ММ.ГГГГ установлена ... группа инвалидности, что подтверждается и справкой серии МСЭ №. Является многодетной матерью. Следовательно, учитывая, что истец на период 1997 года являлась инвалидом ... группы и имела статус многодетной матери, она имеет право на льготное приобретение жилья. Действующее на тот период жилищное законодательство предусматривало категории граждан имеющим право на первоочередное предоставление жилых помещений, в частности инвалидам труда I и II групп; многодетным семьям (имеющим трех и более детей; ст. 36 пп.5,8 ЖК РСФСР) Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства (ст. 30 ЖК РСФСР). Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию (ст. 31 ЖК РСФСР). Кроме этого, ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 года № 181-ФЗ, как в первоначальной редакции, так и в действующей в настоящее время редакции предусматривает обеспечение инвалидов жилой площадью, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. Таким образом, предоставление жилого помещения (жилищной субсидии) носит заявительный характер и лишь при условии признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке, определенном законодательством. Если с учетом письма главы Троицко-Печорского района от ДД.ММ.ГГГГ можно установить наличие волеизъявления Коноваловой К.С. на получение жилищной субсидии, то из этого письма невозможно установить признание Коноваловой К.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий в рассматриваемый период, что является одним из первоочередных оснований для предоставления гражданину жилищной субсидии (предоставления жилого помещения). Каких-либо относимых и достаточных доказательств признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий на период ... года суду не представлено. В судебном заседании истец поясняла, что после получения названного выше письма в ... году обратилась с заявлением в Администрацию МР «Троицко-Печорский» о постановке на учет для получения жилищных субсидий лишь в ... году. Каких-либо уважительных причин невозможности постановки на учет непосредственно после получения письма в ДД.ММ.ГГГГ и до ... года у нее не было. Данное обстоятельство подтверждается и заявлением истицы на имя главы Администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ о включении ее в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья в г. ..... Постановлением главы Администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ № Коновалова К.С. включена в список очередников граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и поравненных к ним местностей. В силу ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Коновалова К.С. ставит требование о восстановлении ее в очереди на получение жилищной субсидии. Однако, как установлено в судебном заседании она до ... года не была поставлена на учет в Администрации МР «Троицко-Печорский» и соответственно не значилась в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. При изложенных обстоятельствах суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Коноваловой Клавдии Семеновны к Администрации МР «Троицко-Печорский» о восстановлении в очереди на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ В удовлетворении исковых требований Коноваловой Клавдии Семеновны к Администрации МР «Троицко-Печорский» о восстановлении в очереди на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течении 10 дней со дня его принятия в мотивированной форме. Мотивированное решение принято 08 ноября 2010 года. Судья Леконцев А.П.