Иск об обязании засчитать в стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения в командировке



Дело № 2-1010/2010

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми

в составе судьи Диатроптова Д.Б.

при секретаре Поповой С.Б.

с участием истца Харитоновой Т.А. и представителя ответчика Семеновой Х.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2010 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Харитоновой Галины Анатольевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми о присуждении к обязанности засчитать период нахождения истицы в командировке в г. Инте в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии истицы в связи с наличием данного стажа работы,

у с т а н о в и л :

Истица обратилась с приведенным выше иском. В исковом заявлении указала, что в период работы в .... приказом руководителя от ДД.ММ.ГГГГ она направлялась на курсы повышения квалификации педагогических работников в г. Инту, который относится к районам Крайнего Севера. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете трудовой пенсии по старости в связи с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера, но ей было отказано. Истица полагает, что период нахождения ее в командировке в г. Инте является периодом работы в районах Крайнего Севера, поэтому просит обязать ответчика засчитать этот период в стаж работы и установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии на основании п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании истица поддержала иск, подтвердила доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что в спорный период работала .... в ...., в ДД.ММ.ГГГГ года по распоряжению РОНО ездила на курсы повышения квалификации в г. Инту, где находилась по ДД.ММ.ГГГГ.

В письменном отзыве на иск ответчик указал, что не согласен с требованиями истицы, поскольку курсы повышения квалификации не могут быть учтены в качестве профессиональной деятельности, между работником и работодателем в этот период лишь сохраняются трудовые отношения, соответствующую профессиональную деятельность работник не осуществляет. Поэтому указанный период не может быть засчитан в стаж работы истицы в качестве ее работы в районе Крайнего Севера.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в письменном отзыве на иск. Факт пребывания истицы на курсах повышения квалификации в г. Инте в ДД.ММ.ГГГГ не оспаривал.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что истица является получателем трудовой пенсии по старости.

Согласно перечню, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, г. Инта относится к районам Крайнего Севера.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» были внесены изменения, предусматривающие с 01.01.2010 установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости отдельным категориям лиц, проработавших в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Согласно пункту 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера; т.е. период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в этом случае должен быть не менее 20 лет (15 х 12 : 9).

Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) предусмотрено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости.

Одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера является осуществление трудовых обязанностей, в том числе в период нахождения в служебной командировке, в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях.

Копией трудовой книжки истицы удостоверено, что она в ДД.ММ.ГГГГ работала .... ..... Согласно решению УПФР от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера; при этом по подсчету, произведенному ответчиком, истица имела страховой стаж .... лет .... месяц .... дня и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера .... лет .... месяц .... дня.

Выпиской из приказа Троицко-Печорского РОНО от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что истица направлялась на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г. Инту с оплатой командировочных за счет средств РОНО.

Справкой Отдела образования администрации Муниципального района «Троицко-Печорский» удостоверено, что истица выезжала на курсы в г. Инту в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Орган, выдавший справку, является правопреемником органа, направлявшего истицу на курсы повышения квалификации в ДД.ММ.ГГГГ.

Копией лицевого счета подтверждается, что оплата труда истице за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года произведена за полные месяцы.

Копией удостоверения, выданного институтом усовершенствования учителей, подтверждается, что истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась на курсах повышения квалификации .....

В соответствии со ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Поскольку ответчик признал факт пребывания истицы на курсах повышения квалификации в г. Инте в ДД.ММ.ГГГГ году, суд считает данный факт установленным.

Суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что истица в период пребывания на курсах в г. Инте не работала.

Как видно из представленных истицей документов, во время нахождения ее на курсах повышения квалификации трудовые отношения истицы с работодателем сохранялись, ей производилась оплата труда, выплачивались командировочные.

В спорный период статьей 59 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, утвержденных Законом СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII, предусматривалось, что повышение квалификации и переподготовка педагогических работников осуществляются в институтах усовершенствования учителей, институтах повышения квалификации, на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации при передовых предприятиях, в научно-исследовательских учреждениях, а также в других учреждениях и организациях.

Постановлением Совмина СССР от 27.12.1968 № 1035 "О порядке материального обеспечения учителей и других работников народного образования при повышении их квалификации с отрывом от работы" (в редакции Постановления Совмина СССР от 08.02.1990 № 125) было предусмотрено, что материальное обеспечение учителей и других работников народного образования, направляемых на курсы и в институты усовершенствования учителей для повышения квалификации с отрывом от работы, производится в соответствии с пунктом 16 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6.02.1988 № 166 с сохранением за ними средней заработной платы по каждому месту работы. Согласно п. 16 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6.02.1988 № 166 за работниками на время их обучения с отрывом от работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы; иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от работы, выплачиваются командировочные расходы по месту основной работы.

В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшей в период пребывания истицы в командировке, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством. Согласно ст. 116 того же кодекса за командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы и средний заработок. Статьей 187 ныне действующего Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гарантии, предоставляемые работнику в связи с направлением его работодателем на повышение квалификации с отрывом от производства, заключаются в сохранении за ним места работы и средней заработной платы по основному месту работы. Поэтому период нахождения истицы на курсах усовершенствования в г. Инте является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является необходимым условием выполнения работы; в связи с этим период фактического пребывания истицы на курсах повышения квалификации в г. Инте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть засчитан в стаж ее работы в целях установления размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Заявление истицы о перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости было принято Управлением Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ истице следует установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 7 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ).

Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми засчитать Харитоновой Галине Анатольевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения ее на курсах повышения квалификации в г. Инте Коми АССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и установить Харитоновой Галине Анатольевне с ДД.ММ.ГГГГ фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в размере, предусмотренном пунктом 7 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ), с учетом наличия у Харитоновой Г.А. стажа работы в районах Крайнего Севера.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Д.Б.Диатроптов