Иск о присуждении к обязанности предоставить вне очереди жилое помещение



Дело № 2-15/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.

при секретаре Калининой О.П.

с участием истца Сидихиной И.М., представителя истца Кошелева М.Ю., представителя ответчика Антиповой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Сидихиной Ирины Михайловны к Агентству Республики Коми по социальному развитию о присуждении к обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Сидихина И.М. обратилась с иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» и Агентству Республики Коми по социальному развитию о присуждении к обязанности предоставить вне очереди жилое помещение. В исковом заявлении указала, что относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывалась в детском доме, обучалась в профессиональном училище. По окончании обучения была включена в список на получение жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми, а также поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени истице не предоставлено жилое помещение, собственного жилья она не имеет Ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона РК «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», истица полагает, что ответчики обязаны обеспечить ее жилым помещением вне очереди.

В судебном заседании истец и его представитель отказались от иска к администрации муниципального района «Троицко-Печорский». Производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали иск, подтвердили доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию иск не признал.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении иска следует отказать.

Материалами дела удостоверено, что истец относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, признан нуждающимся в получении жилого помещения и состоял на учете в Агентстве Республики Коми по социальному развитию в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми.

Статьей 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из изложенного следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Законом.

В соответствии с Законом Республики Коми от 22.11.2010 «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» с 01.01.2011 органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному Закону, обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления данных государственных полномочий осуществляется за счет средств субвенций, выделяемых из Республиканского фонда компенсаций. Статьей 15 Закона предусмотрено, что граждане, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми до вступления в силу данного Закона, а также граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Законом.

Законом Республики Коми от 13.12.2010 внесены изменения в Закон Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в результате чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, исключены из категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма.

Таким образом, требования об обеспечении истца жилым помещением заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку соответствующие государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, а категории граждан, к которым относится истец, обеспечиваются жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Сидихиной Ирины Михайловны к Агентству Республики Коми по социальному развитию о присуждении к обязанности предоставить вне очереди жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Принято в окончательной форме 20.01.2011.

Судья Д.Б.Диатроптов