Дело № 2-124/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б. при секретаре Бараковой Т.А., с участием заявителя Катаевой Л.П., председателя Территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района Минаковой Н.Г., помощника прокурора Троицко-Печорского района Чистюхиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по заявлению Катаевой Любови Порфириевны о признании незаконным пункта 15 постановления Территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района от 04.02.2011 № 7/22 «О формировании участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва» в части включения в состав участковой избирательной комиссии № двух кандидатов от избирателей по одному месту работы, у с т а н о в и л : Катаева Л.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным пункта 15 постановления Территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района (далее - Территориальная комиссия) от 04.02.2011 № 7/22 «О формировании участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва» в части включения в состав участковой избирательной комиссии № 527 двух кандидатов от избирателей по одному месту работы. В заявлении указала, что 01.02.2011 в Территориальную комиссию района были поданы документы, подтверждающие, что собранием избирателей по месту жительства для включения в состав участковой избирательной комиссии № 527 предложена кандидатура Катаевой Л.П. В соответствии с пунктом 15 оспариваемого постановления была сформирована участковая избирательная комиссия № 527, в состав которой Катаева не вошла. При этом в состав участковой избирательной комиссии № 527 были включены два представителя, предложенные собранием избирателей по месту работы в МОУ ... - ФИО7 и ФИО6 Заявитель считает, что Территориальная комиссия нарушила порядок формирования участковой избирательной комиссии, предусмотренный пунктом 4 ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данных о том, какие конкретно права и законные интересы заявителя нарушены принятием оспариваемого решения, в заявлении не имеется. В письменном отзыве председатель Территориальной комиссии Минакова Н.Г. указала, что для включения в состав участковой избирательной комиссии № 527 численностью 13 человек было предложено 16 кандидатов, из которых 4 - от политических партий, 11 - от избирателей по месту работы и по месту жительства, 1 - от общественных формирований. В состав участковой избирательной комиссии № 527 в соответствии с требованиями п. 4 ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было назначено по одному представителю от каждой политической партии. В состав комиссии действительно было включено два представителя, предложенных избирателями по одному месту работы, поскольку это не запрещено законодательством. В судебном заседании Катаева Л.П. поддержала свои требования, подтвердила доводы и обстоятельства, изложенные в заявлении. Пояснила, что, по ее мнению, персональный состав участковых избирательных комиссий определялся руководителем администрации муниципального района «Троицко-Печорский» до принятия оспариваемого решения. Об этом свидетельствует тот факт, что избирателям, обратившимся в Территориальную комиссию за содействием в оформлении документов, предлагали обращаться к руководителю администрации муниципального района. Кроме того, еще до формирования участковых избирательных комиссий гражданка ФИО11, впоследствии назначенная председателем одной из участковых избирательных комиссий, вела активную деятельность по сбору документов, необходимых для формирования комиссий, от лиц, которые впоследствии были включены в состав участковой избирательной комиссии. Заявитель считает, что по своим деловым качествам и опыту работы могла быть включена в состав участковой избирательной комиссии, отвечала всем требованиям, предъявляемым Законом к членам избирательной комиссии. Из телефонного разговора с членом Территориальной комиссии ФИО12 заявителю известно, что члены Территориальной комиссии при формировании участковых избирательных комиссий не изучали сведения о предложенных кандидатурах, им были представлены для утверждения некие списки. Заявитель считает, что Территориальной комиссией был нарушен установленный законом порядок формирования участковой избирательной комиссии, кандидатура заявителя была необоснованно отклонена, что повлекло нарушение ее избирательных прав на участие в работе комиссии, а также прав избирателей, желавших, чтобы членом избирательной комиссии была именно Катаева. Представитель Территориальной комиссии Минакова Н.Г. с требованиями заявителя не согласилась, сослалась на доводы, изложенные в своем письменном отзыве. Пояснила, что в распоряжении членов Территориальной комиссии при формировании участковых избирательных комиссий действительно имелись списки, в которых были указаны все предложенные кандидатуры, а не заранее согласованные составы комиссий, как ошибочно полагает заявитель. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя. Как следует из материалов дела, в Территориальную комиссию поступили предложения о включении в состав участковой избирательной комиссии № в отношении 16-ти кандидатов, из которых 4 - от политических партий, 9 - от избирателей по месту работы, 2 - от избирателей по месту жительства, 1 - от общественного формирования. Согласно протоколу заседания Территориальной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, при формировании участковой избирательной комиссии № 527 в ее состав включены 4 представителя от политических партий, 1 представитель - от общественного формирования и 8 представителей - от избирателей по месту работы и по месту жительства. Формирование комиссии производилось путем голосования. В состав участковой избирательной комиссии вошли представители, предложенные общественными формированиями и избирателями, набравшие наибольшее количество голосов. За включение Катаевой в состав участковой избирательной комиссии ни один из членов Территориальной комиссии не проголосовал, 4 воздержались, 4 голосовали против. По результатам рассмотрения вопроса о формировании участковых избирательных комиссий Территориальная комиссия приняла оспариваемое постановление, которое опубликовано в газете «Заря» от 12.02.2011 №№ 17-18. Согласно ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальная комиссия осуществляет полномочия в соответствии с данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации. Статьей 26 Закона Республики Коми от 27.09.2010 N 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» предусмотрено, что при подготовке и проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми, референдума Республики Коми территориальная избирательная комиссия формирует участковые избирательные комиссии, назначает председателей участковых комиссий. Статьей 28 этого же закона установлено, что участковая комиссия формируется в количестве 5 - 14 членов участковой комиссии с правом решающего голоса. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 данного Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Согласно пункту 2 ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковые комиссии формируются на основе предложений, политических партий и иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов. Пунктом 4 данной статьи установлено, что в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. Как следует из материалов дела, формирование участковой избирательной комиссии № 527 было произведено с соблюдением изложенных выше требований законодательства. Решение о формировании комиссии принято Территориальной комиссией в пределах ее полномочий. В состав участковой избирательной комиссии включено не более одного представителя от каждого избирательного объединения. Действующее законодательство не содержит норм, ограничивающих количество представителей в участковой избирательной комиссии от иных участников избирательного процесса, поэтому Территориальная комиссия была вправе включить в состав участковой избирательной комиссии двух представителей, предложенных собранием избирателей по одному месту работы. Собрание избирателей не является избирательным или общественным объединением по смыслу, придаваемому данным понятиям Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Оспариваемым решением избирательные права Катаевой не нарушены. Доводы заявителя о нарушении ее права на участие в работе участковой избирательной комиссии суд отклоняет, поскольку данное право не является абсолютным и возникает у гражданина при условии включения его в состав избирательной комиссии в установленном законом порядке. Доводы заявителя о нарушении прав других избирателей суд не принимает, поскольку Катаева не имеет полномочий на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным. Руководствуясь ст. 194, 198 и 261 ГПК РФ, суд р е ш и л : Отказать в удовлетворении заявления Катаевой Любови Порфириевны признании незаконным пункта 15 постановления Территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района от 04.02.2011 № 7/22 «О формировании участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва» в части включения в состав участковой избирательной комиссии № 527 двух кандидатов от избирателей по одному месту работы. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Принято в окончательной форме 02 марта 2011 года. Судья Д.Б.Диатроптов