Иск о присуждении к обязанности установить фиксированный размер страховой части пенсии по старости в соответствии с п.7 ст.14 ФЗ `о трудовых пенсиях в РФ`



Дело № 2-79/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.

при секретаре Калининой О.П.,

с участием истца Рогачева В.И., представителя истца Кошелева М.О., представителя ответчика Семеновой Х.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 02 марта 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Рогачева Виктора Ивановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми о присуждении к обязанности установить фиксированный базовый размер страховой части пенсии по старости в соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

у с т а н о в и л :

Рогачев В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми (далее - УПФР) о присуждении к обязанности установить повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии по старости в соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Истец, полагая, что при наличии 25 лет страхового стажа имеет право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР с заявлением о перерасчете страховой части пенсии. Календарный страховой стаж истца в тот момент составлял <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, стаж, выработанный до 2002 года - <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, что в льготном исчислении составляло <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня. Однако решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете страховой части пенсии истцу было отказано по мотивам того, что льготный порядок исчисления страхового стажа при определении размера страховой части пенсии не применяется. Истец не согласен с решением ответчика, считает, что при определении права на перерасчет страховой части пенсии должен применяться льготный порядок исчисления страхового стажа по правилам ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». По мнению истца, календарный порядок исчисления страхового стажа нарушает ранее приобретенное им право на получение пенсии в повышенном размере. В обоснование своих доводов ссылается на постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-п, от 29.01.2004 № 2-п, определение того же суда от 05.11.2002 № 320-о, а также Разъяснение Минтруда РФ, утвержденное его постановлением от 17.10.2003 № 70.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали иск, подтвердили доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика с иском не согласился, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.

В письменном отзыве ответчик указал, что истец не имеет права на установление ему повышенного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, поскольку его страховой стаж в календарном исчислении составляет менее 25 лет. По мнению ответчика, подсчет страхового стажа в льготном порядке в отношении периодов до 01.01.2002 применяется только в целях определения права на трудовую пенсию, в том числе права на досрочное пенсионное обеспечение. В остальных случаях в соответствии с действующим пенсионным законодательством страховой стаж исчисляется в календарном порядке.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении иска следует отказать.

Согласно пункту 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера; т.е. период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в этом случае должен быть не менее 20 лет (15 х 12 : 9).

Согласно материалам дела, истец является получателем трудовой пенсии по старости, которая назначена ему с ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 и ст. 281 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР с заявлением о перерасчете страховой части пенсии по пункту 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера.

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете страховой части пенсии по данному основанию истцу было отказано по мотивам того, что у него отсутствует необходимый для перерасчета страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет. По подсчету УПФР у истца имелся страховой стаж в календарном исчислении <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев и стаж работы в районах Крайнего Севера <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней.

Продолжительность страхового стажа в календарном исчислении, установленная ответчиком, истцом не оспаривается; истец настаивает на льготном исчислении данного стажа за период до 01.01.2002.

Суд согласен с мнением ответчика о том, что исчисление страхового стажа должно производиться только в календарном порядке, поскольку это прямо установлено статьей 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Мнение ответчика о том, что календарное исчисление страхового стажа нарушает его пенсионное право на повышенное пенсионное обеспечение, приобретенное до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. до 01.01.2002, является ошибочным.

В настоящее время с целью сохранения прав граждан на досрочное пенсионное обеспечение в отношении периодов до 01.01.2002 применяется льготный порядок исчисления страхового стажа по правилам, установленным статьей 94 ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части пенсии определяется как сумма фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и расчетного пенсионного капитала, поделенного на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии.

Дифференциация базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в зависимости от продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера введена Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ, и применяется с 01.01.2010.

Ранее действовавшей редакцией статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в составе трудовой пенсии по старости предусматривалась базовая часть пенсии, размер которой также дифференцировался в зависимости от продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера, что предусматривалось пунктами 42 и 43 данной статьи. Вместе с тем, такой порядок определения базовой части пенсии был введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 312-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2008.

Таким образом, нормы, устанавливающие повышенный размер базовой части пенсии и повышенный базовый размер страховой части пенсии в зависимости от продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера, введены в действие после признания утратившим силу Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Следовательно, оснований для исчисления страхового стажа в целях определения права пенсионера на повышенный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости по правилам, установленным ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», не имеется.

В момент обращения истца с заявлением в УПФР о перерасчете страховой части пенсии у него отсутствовал необходимый страховой стаж (25 лет), поэтому оснований для установления ему повышенного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не имелось.

Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении иска Рогачева Виктора Ивановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми о присуждении к обязанности установить фиксированный базовый размер страховой части пенсии по старости в соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Принято в окончательной форме 09 марта 2011 года.

Судья                                                                               Д.Б.Диатроптов