Дело № 2-103/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б. при секретаре Поповой С.Б., с участием истца Сидихиной И.М., представителя истца Кошелева М.Ю., представителя ответчика Серышевой Г.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Сидихиной Ирины Михайловны к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Сидихина И.М. обратилась с иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении жилого помещения. В исковом заявлении указала, что в ДД.ММ.ГГГГ лишилась родительского попечения, поскольку мать умерла, а местонахождение отца неизвестно. Была помещена в муниципальный детский дом <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в профессиональном училище. Сидихина полагает, что ответчик обязан обеспечить ее благоустроенным жилым помещением вне очереди, поскольку она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании истица и ее представитель поддержали иск, подтвердили доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Истица пояснила, что до момента смерти матери проживала вместе с матерью и отчимом в доме отчима. Отчим истицу не удочерил, а после смерти ее матери снял истицу с регистрационного учета по месту жительства. Истица была помещена в детский дом, затем училась в профессиональном училище. При содействии органов опеки и попечительства она вновь была зарегистрирована в доме бывшего отчима, но фактически там не проживала. Какого-либо иного жилого помещения за ней не закреплено. Была признана нуждающейся в получении жилого помещения, состоит на соответствующем учете в администрации муниципального района и в Агентстве Республики Коми по социальному развитию. Представитель ответчика иск не признал. Пояснил суду, что ответчик не оспаривает статус истца как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также признает право истца на получение жилого помещения по данному основанию. Представитель ответчика подтвердил, что истец не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Вместе с тем, по мнению ответчика, внеочередное предоставление истцу жилого помещения нарушит права других лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на получение жилья по тем же основаниям, которые имеются у истца. Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ (далее - Кодекс) предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Кроме этого, согласно части 3 статьи 49 Кодекса, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта). Статьей 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрено, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Законом Республики Коми от 13.12.2010 внесены изменения в Закон Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в результате чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, исключены из категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма. В соответствии с Законом Республики Коми от 22.11.2010 «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее - Закон о наделении полномочиями) с 01.01.2011 органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 2 Закона о наделении полномочиями предусматривает, что в соответствии с данным Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 15 Закона о наделении полномочиями предусмотрено, что граждане, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми до вступления в силу данного Закона, а также граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Законом. Материалами дела удостоверено и ответчиком не оспаривается, что истец относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, признан нуждающимся в получении жилого помещения, состоял на учете в Агентстве Республики Коми по социальному развитию в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми до вступления в силу Закона о наделении полномочиями. Одновременно истец состоял и состоит в настоящее время на учете в администрации муниципального района «Троицко-Печорский» в качестве нуждающегося в жилом помещении. По окончании обучения в профессиональном училище истец не был обеспечен жилым помещением. Истец зарегистрирован в <адрес> в жилом помещении, принадлежащем лицу, с которым он не состоит в родственных отношениях; в указанном жилом помещении истец не проживает. Фактически истец проживает в <адрес>. Следовательно, истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в <адрес>, обязанность предоставить истцу жилое помещение возлагается Законом на ответчика. Суд не принимает доводы ответчика о том, что внеочередное предоставление истцу жилого помещения может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к той же категории лиц, что и истец. Буквальное содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. Поэтому разрешение требования истца о предоставлении жилой площади во внеочередном порядке не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. В своем исковом заявлении истец требует обязать ответчика предоставить ему жилое помещение площадью не менее 33 квадратных метров. Данное требование не основано на законе. В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно статье 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Эта норма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Вместе с тем, частью 3 статьи 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что Федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан (к которым в том числе относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления площади жилого помещения. В статье 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержится положение о том, что указанные лица обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм, однако конкретные нормы предоставления в данном Законе не приведены. Вместе с тем, действующими Федеральными законами, указами Президента РФ, законами Республики Коми иные нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, также не установлены. Закон Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», предусматривающий предоставление жилого помещения в виде отдельной квартиры по норме 33 квадратных метра на одинокого гражданина (ст. 10), к рассматриваемым правоотношениям с 01.01.2011 не применяется. По мнению суда, региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, установленный Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 (33 квадратных метра на одинокого гражданина), не может быть применен при разрешении спора, поскольку установленная данным подзаконным актом норма площади жилого помещения используется для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отопления (теплоснабжения) категориям граждан, указанным в Законе РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми», к которым истец не относится. Кроме того, распространение данной нормы на отношения, связанные с предоставлением жилого помещения по договору социального найма, каким-либо нормативным правовым актом не предусмотрено. С учетом изложенного, суд полагает, что истец имеет право на получение жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ. Суд учитывает, что данная норма не является постоянной и может быть изменена, а общая площадь полагающегося истцу жилого помещения зависит также и от состава его семьи. Поэтому суд в своем решении не устанавливает конкретную минимальную площадь жилого помещения, которая должна быть предоставлена истцу, а указывает условие, которое должно быть соблюдено при определении общей площади жилого помещения. Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Иск удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Троицко-Печорский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Сидихиной Ирине Михайловне по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям <адрес> и находящееся в черте данного населенного пункта, общей площадью не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Принято в окончательной форме 15.03.2011. Судья Д.Б.Диатроптов