Иск об обязании приведения выплат из фонда стимулирования в соответствии с требованиями Федерального законодательства



Дело № 2-42/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 апреля 2011 года       

Троицко-Печорский районный суд РК в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием истца Даньщиковой В.В.,

представителя ответчика МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» - главного врача Кузнецова А.А., Керимова Г.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Рожковой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даньщиковой Веры Викторовны к МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» об обязании приведения выплат из фонда стимулирования и должностной инструкции в соответствии с требованиями Федерального законодательства и нормативно-правовыми актами Минздравсоцразвития Российской Федерации, взыскании ущерба, компенсации морального вреда, направление материалов в соответствующие органы для проверки финансово-хозяйственной деятельности

УСТАНОВИЛ

Даньщикова В.В. обратилась в суд с иском к МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» об обязании приведения выплат из фонда стимулирования в соответствии с требованиями Федерального законодательства и нормативно-правовыми актами Минздравсоцразвития Российской Федерации, взыскании ущерба в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., как невыплаченной суммы из фонда материального стимулирования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, направление материалов по данному судебному процессу в соответствующие органы для проверки финансово-хозяйственной деятельности ответчика.

В обосновании исковых требований истец указала, что обратилась к главному врачу ЦРБ с вопросом об отсутствии выплат из фонда материального стимулирования по итогам работы за месяц. Впоследствии обратилась в Государственную инспекцию труда г. Ухты, откуда получила ответ, что объем фонда стимулирования составляет 30 % от суммы средств, предусмотренных на выплату должностных окладов и выплат компенсационного характера и ответ о том, что не ознакомление с приказами о выплатах за соответствующий период является нарушением ст. 22 ч. 2 п. 9 ТК РФ. В связи с чем приняла решение об обращение в суд для устранения нарушений законодательства в МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» при осуществлении выплат из фонда стимулирования по итогам работы.

Ей были осуществлены выплаты по итогам работы в январе <данные изъяты>%; феврале <данные изъяты>%; марте <данные изъяты> %. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стимулирующих выплат по итогам работы не производилось. Отсутствие выплат из фонда материального стимулирования по итогам работы является нарушением постановления правительства РФ от 05.08.2008 года № 583, приказов Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 года № 818 и от 14.08.2008 года № 425н; Типового положения по стимулированию работников подведомственных государственных учреждений Министерства труда и социального развития за повышение качества и результативность труда.

Выплаты из фонда стимулирования по итогам работы должны производиться в течении финансового периода по основаниям, установленным специальным положением о выплатах из фонда стимулирования, перечисленных в коллективном договоре МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», где указаны основания полного или частичного уменьшения соответствующих выплат. Данное положение должно быть разработано на основании указанных выше приказов и Типового положения по стимулированию. Положение о премировании в части выплат отдельным работникам не соответствует названным приказам и соответственно ухудшает положение отдельных категорий работников.

В приказе работодателя должны быть указаны основания для принятия работодателем соответствующего решения о депремировании и конкретные размеры премии поощряемых сотрудников. Все это должно доводиться до работника под роспись. Ее требования о выплатах из фонда стимулирования по итогам работы за определенные периоды за интенсивность труда, качество выполненных работ, результаты труда основаны на положениях Федерального законодательства, а также отсутствии соответствующих приказов по учреждению о лишении врача-эпидемиолога выплат из фонда стимулирования за рассматриваемый период, что в свою очередь является основанием для осуществления соответствующих выплат в полном объеме.

В связи с тем, что должностными лицами МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» грубо нарушены ее трудовые права ей причинен ущерб на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., согласно приложенного к иску расчета.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно увеличивала исковые требования, в частности просит взыскать материальный ущерб в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., как невыплаченную сумму из фонда материального стимулирования за <данные изъяты> года в нарушении федерального законодательства и коллективного договора и взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. за причиненные страдания, эмоциональное напряжение и переживание, вызванные постоянными неправомерными действиями ответчика в области трудовых правоотношений.

Кроме этого, просит обязать ответчика привести должностную инструкцию <данные изъяты> в соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения РФ, взыскать материальный ущерб в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., указав, что требования, предъявленные к <данные изъяты> МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» в должностной инструкции от 2006 года соответствуют совокупным должностным обязанностям заместителя главного врача по санитарно-противоэпидемиологическим вопросам, врача-эпидемиолога и помощника врача-эпидемиолога. Уровень оплаты труда не соответствует предъявляемым требованиям, несмотря на это должностные обязанности выполняются. За интенсивность труда и качество выполненных работ, результаты труда оплата не осуществлялась.

Данные требования противоречат ст. 9 ТК РФ, согласно которой трудовые договора (должностная инструкция) не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством положениями. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению.

Должностная инструкция <данные изъяты> должна быть разработана в соответствии с приказом Министерства здравоохранения от 17.09.1993 года № 220, где указан исчерпывающий перечень требований к <данные изъяты> соответствующего лечебного учреждения. Ей было подано заявление на имя главного врача ЦРБ о приведении должностной инструкции в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, но данные нарушения не устранены. Считает, что на нее были возложены обязанности зам.главного врача по санитарно-противоэпидемическим вопросам, а оплата не соответствует предъявляемым требованиям, что повлекло причинение ей материального ущерба в размере <данные изъяты> руб.

Кроме этого, ненадлежащим исполнением своих трудовых обязанностей должностными лицами отдела кадров при расчете дополнительного отпуска допущены нарушения законодательства, в результате чего ей нанесен материальный ущерб на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные доводам искового заявления, дополнительно показала, что принята в ЦРБ на должность <данные изъяты>, осуществляет деятельность как по поликлинике, так и по стационару. Работа <данные изъяты> регламентируется приказом № 220. Приказами по ЦРБ она назначена председателями различных комиссий, следовательно, если она является председателем, то по аналогии она исполняет обязанности зам.главного врача по противоэпидемиологическим вопросам. Она в полном объеме не согласна с должностной инструкцией. В ЦРБ отсутствует должность зам.главного врача по противоэпидемическим вопросам, но такие обязанности возлагаются на нее. Ответчик ей должен доплачивать за исполнение тех обязанностей, которые не относятся к ее должности.

Кроме этого, по трудовому законодательству работнику осуществляются выплаты из фонда материального стимулирования. В коллективном договоре определены критерии оценки. Одним из таких критериев является выполнение трудовых обязанностей по должностной инструкции. Если трудовые обязанности не выполняются, то издается приказ об уменьшении или отказе в выплате. Она имеет право на получение денежных средств с фонда стимулирования. Однако, в отсутствие каких-либо приказов о депремировании она такие средства не получает. Из ответов с Инспекции труда следует, что фонд стимулирования установлен в размере 30 %. С 01.12.2008 года введена в действие новая оплата труда, которая предусматривает выплату компенсационных и стимулирующих выплат. Поэтому стимулирующие выплаты входят в систему заработной платы и должны выплачиваться ежемесячно.

Представитель ответчика Кузнецов А.А. исковые требования не признает, суду показала, что должностная инструкция по должности истца разработана на основании инструкций <данные изъяты>, поскольку ее деятельность распространяется на оба подразделения, ее должность относится к общебольничному персоналу. Она работала по этой инструкции более 4-х лет, в настоящее время появились возражения. Истец не привлекалась к исполнению иных обязанностей, не предусмотренных ее должностной инструкцией. Она принималась на работу для выполнения конкретных обязанностей. Кроме истца эту работу по ЦРБ никто не выполняет, за исключением когда она например в отпуске. Должностная инструкция была разработана для МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» исходя из занятости по данной должности одного работника.

На момент начисления заработной платы на лицевых счетах ЦРБ имеются определенные суммы. Исходя из суммы начисленной заработной платы и размера денежных средств на счете определяем наличие средств по фонду материального стимулирования и возможность выплаты. Это определяет комиссия по документам, представляемым главным бухгалтером и экономистом. Экономист представляет анализ производственных показателей, т.е данные о том, сколько ЦРБ заработало денег в месяце, но эти деньги приходят позже. Комиссия исходит из цифр, которые предоставляются главным бухгалтером. Средства для фонда стимулирования заложены в цену посещения каждого пациента. Если ЦРБ выполняется программа Государственных гарантий по оказанию помощи, то фонд стимулирования имеется, если же такая программа не выполняется, в таком случае фонда стимулирования нет. Определяется сумма, которую ЦРБ должно заработать следующим образом: известно количество посещений, известна цена койко-дней, цена пациенто-дня, эти показатели умножаются на расценки и определяется сумма.

Из представленного анализа видно, что сумма заработной платы больше суммы денег на счете и фактически не в полном объеме даже фонд оплаты труда, денежных средств для фонда стимулирования нет.

За <данные изъяты> год фонд стимулирования составлял <данные изъяты> %, на <данные изъяты> год его утвердили в размере <данные изъяты>%. Такие размеры установил Минздрав республики. Ограничение фонда материального стимулирования 30 % принято для того, чтобы не допустить переплаты.

Исходя из анализа денежных средств, предусмотренных на одноканальное финансирование следует, что пункт «Остаток денежных средств» (п. 1) означает: сумму остатка денежных средств на момент начисления заработной платы, т.е на конец месяца; «ст. 211 Заработная плата» (п. 2) из этого пункта видно сколько денег уйдет на заработную плату, т. е эта сумма фактически заработанных ЦРБ денежных средств; «ст. 213 Начисление на заработную плату» (п. 3), в этом пункте указаны суммы начисления на заработную плату (налоги, пенсионные отчисления, т. е обязательные платежи за работника); «ст. 340 Увеличение стоимости материальных запасов» (п. 4), в эту статью расходов входит питание, медикаменты, мягкий инвентарь, т.е средства, которые используются непосредственно для оказания медицинской помощи; «Начисленная заработная плата..» (п.5), в этом пункте отражена начисленная заработная плата, т.е та сумма, которая должна быть выплачена работнику по трудовому законодательству (оклад, стажевые, ночные, за вредность и тд.) (л.д. 89).

Из данного анализа видно, что с ДД.ММ.ГГГГ года по денежным средствам не сформирован даже фонд основной заработной платы. Из ситуации выходят, попросив в долг денежные средства с финансового управления, при поступлении денежных средств на лицевые счета деньги возвращаются.

Одноканальное финансирование это система финансирования, предусматривающая поступление денежных средств через одну инстанцию - Фонд обязательного медицинского страхования. До апреля 2010 года финансирование ЦРБ по государственной программе оказания медицинской помощи осуществлялось из бюджета муниципального района «Троицко-Печорский». В апреле 2010 года принято решение по одноканальному финансированию, для контроля со стороны ФОМС за качеством и количество оказанных услуг, поскольку они обладают на это такими возможностями. Деньги, которые находились в бюджетах района для ЦРБ были переданы ФОМС. И в последствии деньги перечислялись из ФОМС для ЦРБ, исходя из заработанной суммы. Некоторое время финансирование было 100 %-м, поскольку это были условия договора, т.е им перечислялось свыше тех сумм, которые больница заработала. С сентября 2010 года, поскольку учреждение не выполняло объемов на 100% у них выплаченные суммы финансирования стали являться дебиторской задолженностью на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и им перестали перечислять заработанные средства, что видно из Анализа денежных средств..

По больнице ряд ставок по финансированию остался неизменным, т.е на контрактной основе, ряд ставок перешел на одноканальное финансирование, в том числе ставка <данные изъяты>. В решении указаны не ставки, а виды медицинской помощи.

Из стимулирующих выплат обязательно выплачиваются надбавки за стаж, все остальные выплаты - из фонда стимулирования. Если нет денег, соответственно экспертный совет не выносит решения о премировании и нет приказа о премировании. Если же, при наличии денежных средств принято решение о премировании то экспертный совет в отношении каждого подразделения ЦРБ или в отношении особо отличившихся работников выносит решение о премировании. Как такового решения отдельного нет, а оформляется проект приказа о премировании. По каждому подразделению смотрят показатели, выводят коэффициент и высчитывают размер процентов премии. Есть в каждом подразделении особо отличившиеся работники, им определяется размер премии. Если же наоборот в каком-либо подразделении имеются работники, которые например имеют дисциплинарное взыскание и не заслуживают премии, то в приказе, когда речь идет о подразделении этих лиц указывают. То есть в приказе отмечается лица и подразделения премированные и указываются лица, если они лишены премии. При лишении премии работников знакомят под роспись. Кого награждают не знакомят, поскольку численность работников большая. <данные изъяты> относится к общебольничному персоналу и определяется ее результат с учетом коэффициентов.

Представитель ответчика Керимов Г.М., действующий на основании доверенности возражения своего доверителя поддерживает, суду показал, что в постановлении « 220 отсутствует должностная инструкция врача-эпидемиолога, в приложении к данному постановлению изложено Положение о враче-эпидемиологе, которое не относится к должностной инструкции. ЦРБ разработала должностную инструкцию с учетом поставленных задач и достижения целей Истец, те обязанности, которые на нее возложены должностной инструкцией выполнять не хочет. Считает, что несоответствие локального акта требованиям законодательства не может являться трудовым спором. Суммы, выплачиваемые из фонда материального стимулирования являются разовыми, носят поощрительный характер. Работодатель не обязан выплачивать ежемесячно такие суммы.

Выслушав участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о переводе на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ -к Даньщикова В.В. состоит в трудовых отношениях с МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» в должности <данные изъяты> (л.д. 29, 31).

Как следует из справки о заработной плате за 2010 год истице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выплата заработной платы осуществлена с учетом стимулирующих выплат, в частности надбавки за стаж непрерывной работы. Иные выплаты стимулирующего характера истцу не начислялись и соответственно не выплачивались.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ под заработной платой работника понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Ст. 57 ТК РФ в качестве обязательного условия к содержанию трудового договора предусматривает обязательное включение в трудовой договор условий оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

Из дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в качестве стимулирующей выплаты, подлежащей обязательной выплате истцу указана надбавка за продолжительность непрерывной работы в размере <данные изъяты> %. Прочие стимулирующие выплаты выплачиваются на основании Положения «О материальном стимулировании работников учреждений здравоохранения».

В МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ действует Положение об условиях оплаты труда работников МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», которое разработано на основании постановления Правительства РК от 11.09.2008 года № 239, постановления Правительства РК от 11.09.2008 года № 234, постановления Администрации МР «Троицко-Печорский» от 26.09.2008 года № 9/789. Данное положение определяет порядок и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений здравоохранения, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Названные нормативные акты определяют условия оплаты труда работников, в частности работников государственных учреждений республики Коми и работников муниципальных учреждений здравоохранения МР «Троицко-Печорский».

Согласно приложения № 4 утвержденного постановлением Правительства РК от 11.09.2008 года № 239 выплатами стимулирующего характера работникам государственных учреждений здравоохранения РК являются: 1) надбавки за стаж непрерывной работы; 2) надбавки за интенсивность и высокие результаты работы; 3) надбавки за качество выполняемых работ; 4) премиальные выплаты по итогам работы.

В данном постановлении отражены категория работников, условия начисления относительно надбавки за стаж непрерывной работы.

Относительно осуществления иных выплат стимулирующего характера, в частности вида стимулирующих выплат, размера, условия их осуществления законодатель оставил на усмотрение работодателя, что следует из пункта 5 приложения № 4 настоящего постановления, из которого следует, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются учреждениями здравоохранения самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников.

Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, заместителям руководителя, главным бухгалтерам и остальным работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми устанавливаются приказом руководителя учреждения.

Пунктом 9 настоящего постановления рекомендовано органам местного самоуправления в Республике Коми разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие с 1 декабря 2008 г. систему оплаты труда, аналогичную отраслевой системе оплаты труда, установленной настоящим постановлением.

В силу названного пункта Администрацией МР «Троицко-Печорский» 26.09.2008 года № 9/789 принято постановление «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального района «Троицко-Печорский», согласно которого в целях усиления заинтересованности руководителей и специалистов муниципальных учреждений здравоохранения муниципального района "Троицко-Печорский" в повышении эффективности труда, улучшении качества оказываемых ими услуг и росте квалификации специалистов утверждены в том числе выплаты стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений здравоохранения муниципального района "Троицко-Печорский" (приложение № 4).

Пункт 5 приложения № 4 настоящего постановления полностью аналогичен относительно порядка назначения, выплат постановлению Правительства РК № 239, в частности отражено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются учреждениями здравоохранения самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников.

Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, заместителям руководителя, главным бухгалтерам и остальным работникам муниципального учреждения здравоохранения "Троицко-Печорская центральная районная больница" устанавливаются приказом руководителя учреждения.

Пунктом 5.4 раздела 5 Коллективного договора МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», утвержденного на общем собрании коллектива ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено исчисление заработной платы в соответствии с Положением об оплате труда.

В соответствии с названным Положением к выплатам стимулирующего характера работникам МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» относятся: 1) надбавки за стаж непрерывной работы; 2) надбавки за интенсивность и высокие результаты работы; 3) надбавки за качество выполняемых работ; 4) премиальные выплаты по итогам работы (п.5.1 Положения).

Пунктом 5.5 Положения предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются учреждениями здравоохранения самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников.

Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, заместителям руководителя, главным бухгалтерам и остальным работникам муниципального учреждения здравоохранения "Троицко-Печорская центральная районная больница" устанавливаются приказом руководителя учреждения.

Исходя из Положения о материальном стимулировании работников учреждения здравоохранения МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», согласованного с профсоюзным комитетом и утвержденного главным врачом ЦРБ источником средств на оплату труда работников МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» служит фонд заработной платы, сформированный из средств обязательного медицинского страхования, полученных от страховых медицинских компаний по счетам за оказанные медицинские услуги и бюджетных ассигнований, выделенных на текущий год.

Выплаты стимулирующего характера производятся при наличии фонда стимулирующих выплат и экономии фонда заработной платы. Основная (гарантированная) заработная плата начисляется на основании положения об оплате труда работников (п. 1.2- 1.4; л.д. 76-77).

Таким образом, локальными нормативными актами МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» возможность осуществления выплат стимулирующего характера поставлена в зависимость от наличия фонда материального стимулирования.

В разделе 2 названного Положения также предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера работникам МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» производятся за счет фонда материального стимулирования на основании приказа главного врача, при условии наличия средств на данные выплаты.

Выплаты стимулирующего характера могут быть установлены сроком на месяц, квартал, год либо носить разовый характер (в виде персональной надбавки).

Таким образом, исходя из изложенных выше нормативно-правовых актов следует, что стимулирующие выплаты, в частности надбавки за интенсивность и высокие результаты работы; надбавки за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы не являются обязательной составной частью заработной платы за каждый месяц работы, в связи с чем доводы истца о том, что стимулирующие выплаты, при отсутствии каких-либо замечаний по работе, должны начисляться и выплачиваться ежемесячно, не состоятельны.

В ходе рассмотрения дела судом проверялась возможность начисления истцу стимулирующих надбавок.

В обосновании отсутствия денежных средств на выплату стимулирующих надбавок представителем ответчика представлен Анализ денежных средств, предусмотренных на преимущественно одноканальное финансирование МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» за период с апреля 2010 года по февраль 2011 года, помесячно. В данном документе отражены суммы денежных средств на счетах ответчика, суммы заработанных денежных средств, суммы налогов и обязательных платежей, перечисляемых работодателем за работников, суммы на медикаменты и медицинский инвентарь, суммы по начисленной заработной плате работникам (л.д. 89).

Исходя из сведений о суммах начисленной заработной платы и суммах доходов учреждения за определенный период (месяц) следует, что в рассматриваемый период по МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» в полном объем отсутствовал даже фонд оплаты труда, в частности, в <данные изъяты> года заработано <данные изъяты> руб., начислено заработной платы на сумму <данные изъяты> руб., в июне заработано <данные изъяты> руб., выплачено заработной платы <данные изъяты> руб. и тд.

Следовательно, денежных средств на фонд материального стимулирования в рассматриваемый период у ответчика не было, что соответственно не позволяло ему осуществлять выплату стимулирующих надбавок.

Отсутствие в рассматриваемый период приказов руководителя медицинского учреждения о депремировании истца в связи с какими-либо замечаниями в работе, либо некачественного оказания медицинской помощи, исходя из установленных обстоятельств по делу не влияют на вывод суда, поскольку оценка качества предоставленной медицинской услуги в отношении определенного работника осуществляется лишь при наличии фонда материального стимулирования.

Таким образом, учитывая отсутствие нарушения со стороны ответчика, как работодателя, трудовых прав истицы, в удовлетворении исковых требований Даньщиковой В.В. к МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» суд отказывает.

В материалах дела имеется должностная инструкция <данные изъяты> МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», с которой ДД.ММ.ГГГГ ознакомлена истец, о чем имеется ее подпись (л.д. 68-71).

Оспаривая данную должностную инструкцию, истец ссылается на увеличенный объем должностных полномочий, которые фактически входят в обязанности заместителя главного врача по противоэпидемическим вопросам, врача-эпидемиолога и помощника врача-эпидемиолога.

Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 17.09.93 года № 220 «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации» предусмотрено введение в штат лечебно-профилактических учреждений должностей эпидемиологов и помощников эпидемиологов, руководствуясь приложением 10, 11, 12 и 13.

В данных приложениях указаны Положения о враче-эпидемиологе стационара; о враче-эпидемиологе амбулаторно-поликлинического учреждения и Положение о помощнике эпидемиолога лечебно-профилактического учреждения.

В ходе судебного заседания истец поясняла, что не согласна с должностной инструкцией в полном объеме.

Вместе с тем, при таких обстоятельствах и с учетом заявленных исковых требований о приведении должностной инструкции в соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативно-правовых актов Минздрава РФ суд не правомочен подменять работодателя по вопросу занятости работника и наделения его определенными трудовыми функциями, поскольку исходя из позиции истца она фактически ставит требование о разработке новой должностной инструкции <данные изъяты>.

Трудовая функция работника определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией.

Должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности.

Таким образом, суд находит необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Даньщиковой В.В. к МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» о приведении должностной инструкции в соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативно-правовых актов Минздрава РФ.

Учитывая, что требование о возмещении материального ущерба в размере <данные изъяты> руб. производны от требований относительно должностной инструкции, суд также отказывает в удовлетворении данного требования.

Обосновывая исковые требования относительно взыскания суммы в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. истец ссылается на нарушение порядка исчисления дополнительного отпуска. В частности, истец указывает, что в соответствии с трудовым законодательством ежегодные оплачиваемые отпуска исчисляются в календарных днях. Порядок предоставления дополнительных отпусков по работе с вредными и опасными условиями труда регулируется законодательными актами, принятыми до вступления в силу Трудового кодекса РФ, которые определяют продолжительность отпуска и продолжительность дополнительного отпуска в рабочих днях. Следовательно, при подсчете отпуска рабочие дни необходимо переводить в календарные. Исходя из такого расчета 13-ти рабочих дней получается 15 календарных дней, тогда как из расчетного листка следует, что оплачены лишь 12 календарных дней и следовательно необходимо произвести доплату за три календарных дня в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (из расчета среднедневного заработка <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.).

Как следует из ст. 115, 120 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работнику в календарных днях. Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях.

В соответствии со ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 года № 870 установлен размер ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска сроком не менее 7 календарных дней и поручено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

В настоящее время до принятия соответствующих нормативных правовых актов Минсоцздравразвития России действует Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями. Порядок применения Списка определен Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20.

Право на дополнительный оплачиваемый отпуск имеют работники, профессии, должности которых предусмотрены по производствам и цехам в соответствующих разделах Списка.

Как следует из названного Списка истец, как врач-эпидемиолог имеет право на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней.

Из положений коллективного договора МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ следует обязанность Администрации медицинского учреждения на предоставление работникам организации ежегодных дополнительных отпусков и в том числе за работу с вредными условиями труда, в соответствии с приложением.

Согласно Перечня должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда должность истца - <данные изъяты> также включена в данный Перечень и продолжительность дополнительного отпуска установлена продолжительностью 14 календарных дней.

В соответствии со ст. 8 названного Списка полный дополнительный отпуск предоставляется при фактической работе в должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев.

Исходя из сведений, представленных представителем ответчика относительно расчета дополнительного отпуска (л.д. 72) следует, что расчет дополнительного отпуска производился в общем порядке, установленном нормами трудового законодательства, в частности на основании положений, установленных ст. 120 ТК РФ.

Трудовой кодекс РФ не устанавливает механизма исчисления стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск. Пунктом 10 Инструкции такой порядок определен и подлежит применению в силу части 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ.

Вместе с тем, истица оспаривает именно порядок исчисления стажа, указывая на то, что исчислять стаж работы, дающий право на новый дополнительный отпуск необходимо с момента использования работником текущего дополнительного отпуска.

По мнению суда, данный довод противоречит установленным правилам исчисления стажа, поскольку продолжительность работы во вредных условиях труда (не менее 11 месяцев), дающая возможность предоставления такого отпуска связано именно с правом работника на предоставление такого отпуска ( п. 8 Инструкции), но никак не с исчислением стажа применительно к текущему дополнительному отпуску.

Суд не принимает в качестве обоснования порядка исчисления стажа ссылку истца на ответы с Управления труда Минэконразвития РК (л.д. 32, 33), поскольку они не являются относимыми по делу доказательствами, так как данные ответы даны относительно должностей R-лаборанта и лаборанта. К трудовой деятельности истца и рассматриваемому делу данные письма отношения не имеют.

Судом был проверен порядок исчисления стажа, дающего право на предоставление дополнительного отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ используя периоды не в календарных днях, а в рабочих, как того требует Инструкция.

- За данный период число рабочих дней составляет 248;

- Среднемесячное количество рабочих дней составило 20,66 (248 : 12);

- Учитывая, что в стаж работы в данном случае включается только фактически отработанное время из общего количества рабочих дней вычитаем периоды основного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 20 раб. дней; период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 12 раб. дней; период командировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 раб. дней; отпуск без сохранения заработной платы - 2 раб. дня. (всего 44 раб. дня);

- Количество полностью отработанных рабочих дней составит 204 раб. дня (248 - 20 - 12 - 10 - 2);

- Количество полных месяцев, фактически отработанных во вредных условиях труда составит 10 мес., с учетом округления ( 204 : 20,66 = 9,87);

- количество дней дополнительного отпуска 10 раб. дней ( 12 раб. дней (согласно Инструкции) : 12 мес. х 10);

- с учетом перевода 10-ти раб. дней в календарные получаем 12 календарных дней.

При расчете работодателем в календарных днях, продолжительность дополнительного отпуска установлена в аналогичном размере.

Следовательно, учитывая, что ответчиком верно определена продолжительность дополнительного отпуска за работу на вредных условиях труда, суд отказывает в удовлетворении исковых требований истца Даньщиковой В.В. о взыскании материального ущерба в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Статья 237 ТК РФ предусматривает в качестве оснований взыскания морального вреда, причиненного работнику наличие неправомерных действий или бездействия работодателя.

Учитывая, что в ходе судебного заседания не установлено нарушение трудовых прав истца действиями ответчика, как работодателя, у суда нет оснований для взыскания компенсации морального вреда, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Даньщиковой к МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» о компенсации морального вреда.

Суд также отказывает в удовлетворении исковых требований о направлении материалов по данному делу в соответствующие органы для проверки финансово-хозяйственной деятельности ответчика, поскольку указанная в обосновании данного требования правовая норма - ст. 419 ТК РФ предусматривает лишь виды ответственности за нарушение трудового законодательства и устанавливает, что лица виновные в нарушении трудового законодательства привлекаются к различным видам ответственности ( дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и тд.). Таким образом, данная норма носит лишь отсылочный характер относительно возможности привлечения к видам наказаний.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Даньщиковой Веры Викторовны к МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» об обязании приведения выплат из фонда стимулирования и приведения должностной инструкции в соответствии с требованиями Федерального законодательства и нормативно-правовыми актами Минздравсоцразвития Российской Федерации, взыскании ущерба, компенсации морального вреда, направление материалов в соответствующие органы для проверки финансово-хозяйственной деятельности, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья                                Леконцев А.П.