№2-221/2011 Иск об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № 2-221/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.

при секретаре Поповой С.Б.,

с участием представителя истца Швецовой И.Н и представителя ответчика Семеновой Х.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Швецова Сергея Викторовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми о присуждении к обязанности засчитать в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы <данные изъяты> в Белгородском леспромхозе и АОЗТ «Омралес», и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Швецов С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми (далее - УПФР, ответчик). В исковом заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 7 пункта 1 статьи 27 и статьей 281 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ответчик в назначении досрочной трудовой пенсии Швецову отказал в связи с отсутствием стажа работы на лесозаготовках и с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев. В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Основаниями для исключения указанных периодов при подсчете стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию, послужили не соответствие записи в трудовой книжке истца наименованию должности, указанной в нормативном правовом акте, регламентирующем вопросы назначения пенсии, а также отсутствие документального подтверждения факта работы на лесозаготовках и с тяжелыми условиями труда. Истец оспаривает решение УПФР, считает его незаконным и нарушающим его права. Утверждает, что работал <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Томаровской МПМК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Белгородском леспромхозе, впоследствии преобразованном в АОЗТ «Омралес», и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в АОЗТ «Омралес». Истец считает возможным подтвердить факт своей работы на лесозаготовках в качестве <данные изъяты> свидетельскими показаниями, поскольку сведения о его работе утрачены вследствие неправильного ведения документов работниками кадровой службы и небрежного хранения. Истец просит суд обязать ответчика засчитать в стаж его работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором выразил несогласие с требованиями истца. Указал, что при подсчете стажа работы на лесозаготовках и с тяжелыми условиями труда совокупная продолжительность стажа работы истца, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, с применением льготного порядка исчисления составила 1 год 3 месяца 6 дней. Заявленные истцом спорные периоды работы не засчитаны в стаж, поскольку относящиеся к ним записи в трудовой книжке истца не соответствуют перечню профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, а иные документы не подтверждают занятость истца в едином технологическом процессе лесозаготовок. Ответчик не согласен с доводами истца о возможности подтверждения стажа работы на лесозаготовках свидетельскими показаниями, поскольку в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

В судебном заседании представитель истца поддержал иск, подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, утверждал, что в спорные периоды истец работал в едином технологическом процессе лесозаготовок водителем на вывозке леса в хлыстах.

Представитель ответчика иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве ответчика.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Подпунктом 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Статья 281 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 11.07.2002). Согласно пунктам 2 и 3 Правил от 11.07.2002 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости суммируются путем прибавления периоды работы с тяжелыми условиями труда и работы в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.

Согласно материалам персонального дела Швецова С.В., заведенного УПФР в связи с рассмотрением вопроса о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, он обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, когда ему исполнилось 50 лет. На момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости страховой стаж истца составлял более 40 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера - более 20 лет. Исчисляя стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, путем суммирования периодов работы с тяжелыми условиями труда и работы на лесозаготовках, ответчик установил его в размере <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, УПФР не засчитало в стаж работы истца на лесозаготовках периоды ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В трудовой книжке истца имеются записи, относящиеся к спорным периодам, из которых следует, что истец работал:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в автогараже Липецкого леспромхоза;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на лесозаготовках в Томаровской МПМК в Коми АССР (профессия не указана);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> в Белгородском леспромхозе;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> в Белгородском леспромхозе;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> в Белгородском леспромхозе, преобразованном в АОЗТ «Омралес»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> машины АОЗТ «Омралес».

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ , представленной истцом с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в документах по личному составу Белгородского леспромхоза за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержатся следующие сведения о его работе:

ДД.ММ.ГГГГ принят в Белгородский леспромхоз <данные изъяты>;

ДД.ММ.ГГГГ переведен в <данные изъяты>;

ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>;

ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>;

ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ уволен в качестве <данные изъяты> с ликвидацией предприятия.

В архивной справке указано, что документы по личному составу Белгородского леспромхоза за ДД.ММ.ГГГГ на хранение в архив не поступали.

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ , представленной истцом с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в расчетных ведомостях по начислению заработной платы профессия истца в документах ДД.ММ.ГГГГ указана <данные изъяты> в документах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы - «<данные изъяты>».

С учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-п, при исчислении стажа на соответствующих видах работ для определения права на досрочную пенсию в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанный стаж включаются все периоды работ, которые засчитывались в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы,с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Основным документом при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда является трудовая книжка, в которую вносятся необходимые сведения о работе, в том числе наименование профессии или должности.

Трудовой книжкой истца удостоверено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал <данные изъяты> в Белгородском леспромхозе, впоследствии преобразованном в АОЗТ «Омралес». В момент трудоустройства по данной профессии пенсии на льготных условиях назначались в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» и Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, которым были утверждены списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Статьей 9 Закона СССР «О государственных пенсиях» предусматривалось, что рабочие-мужчины на работах с тяжелыми условиями труда по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР, имеют право на пенсию по старости на льготных условиях по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.

Согласно Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей, с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (далее - Список №2), правом на досрочное пенсионное обеспечение пользовались шоферы лесовозных автомобилей.

Ни Закон СССР «О государственных пенсиях», ни Постановление Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 не содержали каких-либо дополнительных требований, характеризующих работу по профессии шофера лесовозных автомобилей, которые бы обуславливали возникновение у данных работников права на досрочное пенсионное обеспечение.

Указанные нормативные акты подлежали применению до 31.12.1991.

С 01.01.1992 назначение досрочных трудовых пенсий по старости регламентировалось Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Согласно ст. 12 данного Закона (в редакции Закона РФ от 27.12.1991 № 2121-1) пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам по достижении 55 лет, если они трудились не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (по списку профессий, должностей и производств), и имеют общий трудовой стаж не менее 25 лет.

Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 273 был утвержден Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. Согласно данному списку, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользовались водители на вывозке леса. Согласно примечанию к данному списку, приведенный в нем перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.

Таким образом, обязательное условие о занятости работника в едином технологическом процессе лесозаготовок и на лесосплаве, необходимое для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, было введено законодателем с 01.01.1992, а ранее действовавшее пенсионное законодательство такого условия не содержало.

Запись в трудовой книжке истца о его работе по профессии <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не совпадает с дословным наименованием профессии «шофер лесовозных автомобилей», указанным в Списке №2. Однако это несоответствие не является существенным, поскольку указанная запись несомненно свидетельствует о том, что Швецов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты>.

С учетом изложенного суд считает необходимым засчитать в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы истца <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением дня прогула ДД.ММ.ГГГГ, который удостоверен архивной справкой.

В подтверждение своих доводов о работе по профессии, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, истец ссылается на показания свидетелей ФИО7, ФИО8 и ФИО9, которые в судебном заседании утверждали, что в остальные спорные периоды истец был занят в едином технологическом процессе лесозаготовок и осуществлял вывозку леса с делянки до верхнего склада и с верхнего склада до нижнего склада.

Поясняя о занятости истца в едином технологическом процессе лесозаготовок и описывая его трудовую функцию, свидетели тем самым давали показания о характере работы Швецова в спорные периоды. Суд не принимает показания свидетелей в качестве допустимого доказательства, поскольку статьей 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Кроме того, показания свидетелей противоречат записям в трудовой книжке истца, из которой следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал <данные изъяты>, т.е. не был занят на вывозке леса. Суд также учитывает, что в сведениях индивидуального персонифицированного учета, представленных работодателем ЗАО «Омралес», занятость истца на лесозаготовках в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтверждается, поскольку отсутствует код особых условий труда.

Включение периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы <данные изъяты> не повлечет возникновение у Швецова с ДД.ММ.ГГГГ права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку совокупный стаж его работы с тяжелыми условиями труда и на лесозаготовках будет менее 12 лет 6 месяцев. В связи с этим суд отказывает в удовлетворении требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с указанной даты.

Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми засчитать Швецову Сергею Викторовичу в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период его работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением дня прогула ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 30.05.2011.

Судья                                                                              Д.Б.Диатроптов