№ 2-265/2011 Иск о присуждении к обязанности установить стоимость поездки в размере 14 рублей



Дело № 2-265/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.

при секретаре Поповой С.Б.

с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми Кармановой Ю.В., ответчиков индивидуальных предпринимателей Третьякова Ю.Б., Караваева В.А. и Пилпилашвили В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 июня 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по искам прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям Третьякову Юрию Борисовичу, Караваеву Василию Андреевичу и Пилпилашвили Важа Иосифовичу о присуждении к обязанности установить стоимость поездки в пределах территории п. Троицко-Печорск при осуществлении ими регулярных пассажирских перевозок в размере 14 рублей на период действия приказа службы Республики Коми по тарифам от 12.11.2009 № 99/1,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми обратился в суд с исками к индивидуальным предпринимателям Третьякову Ю.Б., Караваеву В.А. и Пилпилашвили В.И., осуществляющим перевозки пассажиров легковым такси. Дела по данным искам объединены в одном производстве.

Полагая, что ответчики осуществляют перевозку пассажиров автомобильным общественным транспортом, прокурор просит суд обязать каждого ответчика установить стоимость поездки в пределах территории п. Троицко-Печорск при осуществлении ими регулярных пассажирских перевозок в размере 14 рублей на период действия приказа службы Республики Коми по тарифам от 12.11.2009 № 99/1. В обоснование данного требования указал, что в соответствии со ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях цена исполнения договора может устанавливаться и регулироваться уполномоченными на то государственными органами. В рассматриваемом случае Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 правительство России уполномочено определять и утверждать перечни продукции, товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию федеральным правительством и органами исполнительной власти субъектов федерации. Постановлением правительства РФ от 07.03.1995 государственное регулирование цен на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного) отнесено к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением правительством Республики Коми данными полномочиями наделена Служба Республики Коми по тарифам. В соответствии с приказом Службы Республики Коми по тарифам предельный максимальный уровень тарифа на перевозки пассажиров в городском сообщении за одну поездку на территории муниципального района «Троицко-Печорский» установлен в размере 14 рублей, однако ответчики взимают с пассажиров по 15 рублей за одну поездку.

В рассматриваемом случае прокурор, обратился в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга граждан на основании статьи 45 ГПК РФ.

Согласно статье 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В силу ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности подведомственны арбитражному суду. При этом арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, специально предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законам - также с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Полномочия прокурора на обращение в арбитражный суд ограничены статьей 52 АПК РФ, которая не предусматривает возможность его обращения в арбитражный суд с иском к индивидуальным предпринимателям в защиту прав и законных интересов граждан по спорам, возникающим из гражданских правоотношений.

Таким образом, спор по заявленным прокурором требованиям с учетом его характера и субъектного состава подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в исковых заявлениях.

Ответчики Третьяков, Караваев и Пилпилашвили с иском не согласились. По мнению Третьякова и Караваева, государственное регулирование цен не распространяется на осуществляемую ими деятельность, поскольку перевозки легковыми такси, в отличие от перевозок, выполняемых общественным транспортом, не субсидируются за счет средств бюджета. Выполнение перевозок по тарифу 14 рублей за одну поездку приведет к их убыточности.

Ответчики пояснили, что каждый из них является зарегистрированным индивидуальным предпринимателем и осуществляет перевозку пассажиров легковым такси на личном автомобиле. Тариф перевозки пассажира за одну поездку до пункта назначения, расположенного на маршруте движения городского автобуса, установлен ими в размере 20 рублей, а за поездку до пункта назначения за пределами автобусного маршрута - 30 рублей. Используемые для перевозки пассажиров автомобили таксометрами не оборудованы. Режим работы устанавливается ответчиками самостоятельно, маршрут движения с органами местного самоуправления и ГИБДД не согласован, расписание движения для них не установлено. По сложившемуся обычаю, базовая стоянка такси располагается рядом с начальной автобусной остановкой квартала Южный. Перевозка пассажиров преимущественно осуществляется по маршруту движения городского автобуса, за исключением случаев, когда до пункта назначения, указанного пассажиром, есть другой более короткий путь, или когда пункт назначения располагается за пределами этого маршрута. При осуществлении пассажирских перевозок ответчики не совершают обязательных остановок в обозначенных местах остановок маршрутных транспортных средств. Высадка и посадка пассажиров осуществляется ими в любом разрешенном месте по требованию пассажира и не зависит от расположения мест остановок маршрутных транспортных средств.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение данного Указа было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», согласно которому регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 03.12.2002 № 196 установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) осуществляет Служба Республики Коми по тарифам.

Указом Главы Республики Коми от 25.06.2009 № 62 утверждено Положение о Службе Республики Коми по тарифам, согласно которому к полномочиям данного органа отнесено регулирование тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 12.11.2009 № 99/1 на территории муниципального района «Троицко-Печорский» с 01.01.2010 установлен и введен в действие предельный максимальный уровень тарифа на перевозки пассажиров автомобильным общественным транспортом в городском сообщении в размере 14 рублей за одну поездку.

Отношения по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются статьями 784, 786, 787, 789 и 790 ГК РФ.

Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Статьей 786 ГК РФ предусмотрено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - плату за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Перевозка может также осуществляться на основании договора фрахтования (ст. 787 ГК РФ) по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Из приведенных норм ГК РФ следует вывод, что предметы договоров перевозки и фрахтования не тождественны, поскольку по договору перевозки оплачивается стоимость проезда пассажира и стоимость провоза багажа, тогда как по договору фрахтования фрахтователь оплачивает стоимость пользования всей либо частью вместимости транспортного средства.

Понятие транспорта общего пользования содержится в статье 789 ГК РФ, согласно которой перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Применительно к рассматриваемому спору понятия «транспорт общего пользования» и «общественный транспорт» являются тождественными.

В соответствии со ст. 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Устав) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси.

Статьей 19 Устава предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки отнесены Уставом к перевозкам транспортом общего пользования (часть 2 статьи 19). Особенность регулярных перевозок заключается в том, что они выполняются по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием (части 3, 4 и 5 статьи 19 Устава). Заключение договора при осуществлении регулярных перевозок удостоверяются билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади или кассовым чеком, в котором содержатся обязательные реквизиты билета или указанных квитанций.

В отличие от регулярных перевозок перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования (ст. 31 Устава). Особенностью данного вида перевозок является то, что он заключается устно, в том числе посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

В соответствии со ст. 3 Устава постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).

Согласно пункту 109 Правил маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. Пунктом 110 Правил предусмотрено, что плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

По информации, полученной от администрации городского поселения «Троицко-Печорск» и ГИБДД ОВД по Троицко-Печорскому району, согласование и открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта для маршрутных такси на территории пгт. Троицко-Печорск не производилось.

Из объяснений ответчиков и материалов дела следует, что выполняемые ими перевозки не относятся к категории регулярных; ответчики осуществляют свою деятельность самостоятельно, режим их работы расписанием движения не регламентирован, маршруты перевозок определяются устным соглашением, заключаемым с пассажиром. Следовательно, ответчики осуществляют перевозку легковым такси на основании публичного договора фрахтования.

Особенность правового регулирования договора фрахтования не позволяет распространить положения приказа Службы Республики Коми по тарифам от 12.11.2009 № 99/1 на перевозки пассажиров легковым такси.

По смыслу данного приказа, предельный максимальный уровень тарифа в размере 14 рублей установлен за одну поездку по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении. Применение этого норматива в отношении перевозок легковыми такси невозможно, поскольку по договору фрахтования взимается не плата за проезд, а плата за пользование транспортным средством. Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, плата за пользование легковым такси определяется на основании тарифа только в том случае, если ее размер определяется исходя из расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования транспортным средством. То есть применительно к данному виду перевозок тариф должен устанавливаться к единице времени пользования такси или к единице расстояния перевозки. Однако приказом Службы Республики Коми по тарифам от 12.11.2009 № 99/1 предельные максимальные уровни таких тарифов не установлены.

В судебном заседании ответчики пояснили, что эксплуатируемые ими легковые такси таксометрами не оборудованы. В таком случае за пользование легковым такси ответчики вправе устанавливать фиксированную плату. Вышеуказанными Правилами применение каких-либо тарифов в случае установления за пользование легковым такси фиксированной платы (без использования таксометров) не предусмотрено.

По мнению суда, ограничение размера платы за пользование легковым такси предельным максимальным уровнем тарифа за единицу поездки противоречило бы правовой природе договора фрахтования, который по существу является договором найма транспортного средства. С учетом этого фиксированный размер платы за пользование легковым такси может определяться фрахтовщиком в зависимости от дальности поездки, характера маршрута движения, длительности пользования транспортным средством, дорожных условий, интенсивности использования транспортного средства фрахтователем, объема занятой фрахтователем вместимости транспортного средства и других обстоятельств.

Таким образом, суд пришел к выводу, что в настоящее время органами исполнительной власти Республики Коми не принято нормативных правовых актов, регулирующих цены на перевозки пассажиров и багажа легковым такси в городском сообщении на территории муниципального района «Троицко-Печорский».

В судебном заседании установлено, что маршруты движения легковых такси в пгт. Троицко-Печорске преимущественно совпадает с маршрутом регулярного автобусного движения. Тем не менее, одно лишь это не может служить основанием для причисления осуществляемых ответчиками перевозок к категории регулярных. Совпадение регулярных автобусных маршрутов и наиболее часто выполняемых маршрутов такси обусловлено особенностями дорожной сети пгт. Троицко-Печорск, которая является слаборазвитой и имеет ограниченное число дорог, пригодных для интенсивного автомобильного движения (улицы Портовая, Советская, Мира, Ленина, Мичурина), что на локальном уровне является общеизвестным и не нуждается в доказывании.

Руководствуясь ст. ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми к индивидуальным предпринимателям Третьякову Юрию Борисовичу, Караваеву Василию Андреевичу и Пилпилашвили Важа Иосифовичу о присуждении к обязанности установить стоимость поездки в пределах территории п. Троицко-Печорск при осуществлении ими регулярных пассажирских перевозок в размере 14 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 14.06.2011.

Судья                                                                                   Д.Б.Диатроптов