№2-157/2011 Иск о взыскании ущерба в доход бюджета Республики Коми



Дело № 2-157/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.

при секретаре Рожковой В.Ю.,

с участием прокурора Кармановой Ю.В., ответчика Лупиновича В.В., представителя третьего лица Пупковой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми к Лупиновичу Владимиру Владимировичу о взыскании в доход бюджета Республики Коми <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми обратился в суд с иском к Лупиновичу В.В. о взыскании с него в пользу государства возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации, в сумме <данные изъяты> рублей и ущерба, причиненного Республике Коми, в сумме <данные изъяты> рубля. В исковом заявлении привел доводы о том, что Лупинович с целью обмана предоставил в отделение Сбербанка России подложные документы о целевом использовании полученного им кредита, на основании которых незаконно получил из федерального и республиканского бюджетов субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по полученному в Сбербанке кредиту.

Выступающее на стороне истца Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми в своем письме иск прокурора и приведенные в обоснование его доводы поддержало, указав, что ответчик нарушил правила предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик заключил со Сбербанком России кредитный договор, на основании которого получил целевой кредит в сумме <данные изъяты> рублей для приобретения малогабаритной сельскохозяйственной техники. Для получения из бюджета субсидии на возмещение своих затрат на уплату процентов по данному кредитному договору ответчик представил в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми документы о покупке сельскохозяйственной техники, на основании которых ему была перечислена субсидия из федерального бюджета в сумме <данные изъяты> рублей и из республиканского бюджета в сумме <данные изъяты> рублей на возмещение части затрат на уплату процентов по полученному кредиту. Впоследствии при расследовании уголовного дела было установлено, что представленные Лупиновичем документы являются подложными. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ субсидия Лупиновичу не выплачивается.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика в доход республиканского бюджета Республики Коми возмещение ущерба в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор поддержал иск, подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель истца - Минсельхозпрода Республики Коми - просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик иск не признал. В судебных заседаниях 05.05.2011 и 26.05.2011 пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ заключил со Сбербанком договор о предоставлении ему банковского кредита в сумме <данные изъяты> рублей на срок 5 лет для приобретения сельскохозяйственной техники: трактора, тракторного прицепа и тракторных граблей. Обязательства заемщика исполняет, у банка к нему претензий нет. Во время оформления кредитного договора был подготовлен пакет документов для получения из бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, документы эти направлялись в Минсельхозпрод Республики Коми банком. Трактор приобрел у шурина ФИО2 за <данные изъяты> рублей. По его просьбе ФИО2 во время командировки подыскал ему трактор, приобрел его на свои средства и доставил Лупиновичу. У кого ФИО2 приобретал трактор истцу неизвестно. Лупинович купил трактор у ФИО2. Позже Лупинович составил договор купли-продажи трактора и расписку от имени ФИО2 в получении денег в сумме <данные изъяты> рублей, сам подписал эти документы от своего имени и от имени продавца, предварительно согласовав это с ФИО2. Тракторный прицеп приобрел у ФИО3, которому заплатил деньгами <данные изъяты> рублей и примерно <данные изъяты> рублей в натуральной форме навозом и молоком. Поскольку прицеп был в неисправном состоянии, Лупинович приобрел запчасти и отремонтировал его. Совокупные расходы на приобретение прицепа (в денежной и натуральной форме), а также на приобретение запчастей и ремонт прицепа составили <данные изъяты> рублей. Поэтому Лупинович попросил ФИО3 подписать письменный договор купли продажи прицепа с ценой <данные изъяты> рублей. ФИО3 согласился, подписал такой договор, а также расписку в получении <данные изъяты> рублей. Тракторные грабли приобрел у ФИО1 на следующих условиях: ФИО1 передает ему грабли, Лупинович уплачивает ему <данные изъяты> рублей и передает в счет оплаты граблей запасные части к автомашине, в которых ФИО1 нуждался. В совокупности сумма оплаты как в денежной, так и в натуральной форме составила <данные изъяты> рублей. Лупинович составил договор купли-продажи тракторных граблей и расписку от имени ФИО1 в получении денег. Оставил эти документы на работе в бухгалтерии и договорился с ФИО1 о том, чтобы он приехал и подписал их. В конце дня документы оказались подписанными, кто их подписал ответчику неизвестно. Впоследствии приобретенную технику он зарегистрировал в Государственной инспекции технадзора, договоры и расписки в соответствии с кредитным договором представил в банк. О том, что ему перечисляется субсидия, узнал, когда обращался в банк для совершения операций по вкладу.

Представитель третьего лица - ОАО «Сбербанк России» - Пупкова З.В. воздержалась от высказывания своей позиции по иску. Пояснила, что кредит предоставлялся ответчику для приобретения сельскохозяйственной техники под более низкий льготный процент. В соответствии с условиями кредитного договора заемщик обязан был отчитаться о целевом использовании средств кредита. После получения от заемщика соответствующих документов сотрудники банка проверяли наличие приобретенной техники, она у заемщика имелась. В случае нецелевого использования кредита, в том числе приобретения на средства кредита вместо сельскохозяйственной техники запчастей для её ремонта банк, возможно, потребовал бы от заемщика досрочного возврата кредита. Документы для предоставления заемщику субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту от имени заемщика в Минсельхозпрод представлял банк. Впоследствии банк направлял в Минсельхозпрод сведения об уплаченных заемщиком процентов по кредиту, на основании которых на счет заемщика перечислялась субсидия.

Выслушав стороны, свидетелей и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действовавшей с 30.12.2006, предусматривались такие формы бюджетных расходов как субсидии физическим и юридическим лицам и межбюджетные трансферты.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 № 116-ФЗ) допускалось предоставление субсидий из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными и региональными целевыми программами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 2 данной статьи предусматривала, что субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет в случае их нецелевого использования.

В соответствии со ст. 129 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ) одной из форм межбюджетных трансфертов являлись субсидии, предусмотренные статьей 132 Бюджетного кодекса РФ.

Статья 132 Бюджетного кодекса РФ (в первоначальной её редакции) предусматривала предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, для поддержки созданных субъектами Российской Федерации фондов муниципального развития, для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также для иных целей в случаях, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ приведенные выше нормы Бюджетного кодекса РФ были изложены в новой ныне действующей редакции.

Так, статья 69 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) устанавливает, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также на предоставление межбюджетных трансфертов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ акты бюджетного законодательства, регулирующие предоставление субсидий вышеуказанным категориям лиц, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий. Такие акты также должны содержать указание на цели, порядок и условия предоставления субсидий и порядок их возврата в случае нарушения установленных при их предоставлении условий.

Статьей 129 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) в качестве одной из форм межбюджетного трансферта предусмотрены субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального от 26.04.2007 № 63-ФЗ) под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Пунктом 9 части 1 статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» в составе раздела «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации были утверждены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 20 786 900 тыс. рублей, предоставляемые в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. В частности, указанные субсидии предоставлялись на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка сельскохозяйственных животных, кормов, ветеринарных препаратов, на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ на срок до двух лет, а также по кредитам на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям, полученным ими на срок до пяти лет.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 832 утверждено Положение о предоставлении в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса. Согласно Положению, средства федерального бюджета, предусмотренные Министерству сельского хозяйства Российской Федерации в федеральном бюджете на 2007 год по подразделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней» раздела «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий (пункт 2). Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии осуществления ими долевого финансирования указанных расходов в размере не менее 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации (пункт 3).

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 № 827 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006 - 2007 годах на срок до 5 лет.

Данные Правила устанавливали порядок и условия предоставления в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006 - 2007 годах.

Согласно пункту 1 данных Правил возмещение затрат на уплату процентов предусматривалось по кредитам, полученным:

на срок до 2 лет - для закупки горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка сельскохозяйственных животных, кормов, ветеринарных препаратов, а также уплаты страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ,

на срок до 5 лет - для покупки сельскохозяйственной малогабаритной техники, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также реконструкции, модернизации и строительства животноводческих помещений, приобретения газового оборудования и подключения к газовым сетям.

Пунктом 3 Правил устанавливалось, что средства на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам предоставляются заемщикам из бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление этих средств заемщикам производилось в размере 95 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора, но не более 95 процентов фактических затрат на уплату процентов. Указанные средства предоставлялись заемщику при условии своевременного погашения кредита и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками (пункт 4). Для получения целевых средств заемщик или уполномоченное им лицо обязаны были представить в соответствующий уполномоченный орган документы, подтверждающие целевое использование кредита по перечню, установленному Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 9 Положения). Перечисление средств на счет заемщика производилось территориальным органом Федерального казначейства на основании соответствующего расчета и платежного поручения, которые представлял орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 11).

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.01.2007 № 9 были утверждены перечень направлений использования вышеуказанных кредитов, а также перечень документов, подтверждающих целевое использование кредитов.

Приказом установлено, что кредиты на срок до 2-х лет могли быть направлены на приобретение ГСМ, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, материалов для ремонта животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка сельскохозяйственных животных, кормов, ветеринарных препаратов, семян, посадочного материала, топлива, электроэнергии, используемой для орошения, материалов для теплиц и на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур. Кредиты на срок до 5-ти лет могли быть направлены на приобретение отечественных или импортных машин и оборудования (бортовых автомобилей общего назначения; шасси, фургонов и самосвалов полной массой не более 3,5 тонн; тракторных прицепов и полуприцепов; тракторов мощностью до 100 л.с.; сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с тракторами мощностью до 100 л.с.; инструмента, инвентаря и средств малой механизации садово-огородного и лесохозяйственного применения; машин и оборудования для пчеловодства; машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства; холодильного оборудования, холодильных шкафов и камер; электромясорубок; аппаратов для сбивания масла и сепараторов для молока); на приобретение сельскохозяйственных животных; на реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений; на подключение к газовым сетям; на приобретение газового оборудования.

Согласно приказу, документами, подтверждающими целевое использование кредитов, полученных на срок до 5-ти лет, при покупке сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, сельскохозяйственных машин и оборудования являются: оригиналы, копии договоров купли-продажи или накладных или товарных чеков, а также кассовых чеков или приходных кассовых ордеров, оформленных в установленном порядке (при покупке у организаций, в розничной торговле или у индивидуальных предпринимателей); оригиналы, копии договоров купли-продажи и расписок продавцов (поставщиков) о получении денежных средств от заемщика (при приобретении за наличный расчет у физических лиц); копии паспортов транспортных средств с отметкой о постановке на учет в установленном порядке.

Статьей 46 Закона Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год» было предусмотрено субсидирование из республиканского бюджета гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, части затрат на уплату ими в 2007 году процентов по вышеуказанным кредитам в размере 5 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора. Статьей 2 данного Закона субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, отнесены к безвозмездным доходам (поступлениям) республиканского бюджета Республики Коми.

В соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами Правительство Республики Коми 19.02.2007 издало постановление № 26, согласно которому субсидирование из республиканского бюджета гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, части затрат на уплату процентов по вышеуказанным кредитам должно осуществляться в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 827.

С 2008 года предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, а также предоставление указанным заемщикам субсидий на возмещение этих затрат осуществляется на аналогичных условиях и в аналогичном порядке.

Так, предоставление в 2008-2010 годах из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на условиях софинансирования предусматривалось ст. 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», ст. 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и ст. 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Законами Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2008 год», «О республиканском бюджете Республики Коми на 2009 год» и «О республиканском бюджете Республики Коми на 2010 год» к безвозмездным доходам республиканского бюджета отнесены субсидии из федерального бюджета на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Согласно этим законам, в структуре расходов республиканского бюджета предусматривались субсидии на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также порядок и условия предоставления заемщикам субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в 2008-2010 годах были аналогичны вышеизложенным и устанавливались следующим нормативными правовыми актами:

постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 999;

постановлением Правительства Республики Коми от 24.04.20-8 № 88;

приказом Минсельхоза РФ от 01.02.2008 № 25;

постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 № 90;

постановлением Правительства Республики Коми от 29.03.2010 № 74;

приказом Минсельхоза РФ от 13.04.2010 № 123;

приказом Минсельхозпрода Республики Коми от 20.04.2010 № 90.

Согласно письменным материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ ответчик заключил с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (ОАО) (впоследствии переименован в ОАО «Сбербанк России») кредитный договор, в соответствии с которым банк предоставил ответчику кредит в сумме <данные изъяты> рублей на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений под 14 процентов годовых на срок до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на 5 лет. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в договор были внесены изменения, согласно которым кредит предоставляется ответчику на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин. По данному договору заемщик погашает кредит и уплачивает проценты ежемесячно; он обязан использовать кредит только на цели, указанные в договоре, и в течение 45 календарных дней от даты выдачи кредита предоставить кредитору документы, подтверждающие целевое использование кредита (пункты 2.4, 2.5, 5.1 договора). В случае неисполнения заемщиком этих обязательств банк имеет право потребовать от заемщика, а заемщик обязан досрочно возвратить сумму кредита, уплатить причитающиеся банку проценты и неустойку (пункт 4.5 договора). Кроме того, в случае непредоставления заемщиком документов, подтверждающих целевое использование кредита в установленный договором срок процентная ставка за пользование кредитом устанавливается в размере 17 процентов годовых.

В день заключения указанного договора Лупинович подписал адресованные в Минсельхозпрод Республики Коми заявления о предоставлении ему субсидии из федерального и республиканского бюджетов на возмещение части затрат за уплату процентов по полученному кредиту, а также подал заявление о перечислении причитающейся ему субсидии на принадлежащий ему счет. Кроме того, в этот же день Лупинович выдал заведующей универсальным дополнительным офисом Сбербанка России доверенность, в соответствии с которой поручил ей единовременно представить в уполномоченный орган заявление на получение субсидии, выписку из похозяйственной книги, копию кредитного договора, а также ежемесячно до полного исполнения обязательств по кредитному договору представлять в уполномоченный орган расчет размера субсидии и документы, подтверждающие целевое использование кредита.

Из материалов дела следует, что по поручению Лупиновича банк представил Минсельхозпроду Республики Коми вписку из похозяйственной книги на Лупиновича В.В., удостоверяющую наличие у него личного подсобного хозяйства, два заявления о предоставлении ему вышеуказанных субсидий, копию кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ и копию дополнительного соглашения к кредитному договору.

Согласно этим документам, Лупинович относился к категории лиц, которые были вправе претендовать на получение субсидий из федерального и республиканского бюджетов на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитному договору, поскольку он вел личное подсобное хозяйство и получил кредит на приобретение сельскохозяйственной малогабаритной техники, трактора мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ним сельскохозяйственных машин на срок до 5 лет.

ОАО «Сбербанк России», Минсельхозпрод Республики Коми, Государственная инспекция технадзора Троицко-Печорского района и участвующий в деле прокурор представили суду копии и некоторые оригиналы договоров купли-продажи и расписок, которые ответчик предъявлял для подтверждения факта целевого расходования средств кредита, и на основании которых зарегистрировал приобретенную им сельскохозяйственную технику.

Сопоставив документы и копии друг с другом, а также их содержание с объяснениями сторон и показаниями свидетеля, суд пришел к выводу, что документы являются подлинными, а их копии тождественны оригиналам.

Так, согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, составленному от имени продавца ФИО2 и покупателя Лупиновича В.В., первый продал, а второй купил трактор <данные изъяты> за <данные изъяты> рублей. В расписке, составленной от имени этих же лиц, указывается, что ФИО2 получил от Лупиновича деньги в сумме <данные изъяты> рублей за трактор <данные изъяты>

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, составленному от имени продавца ФИО3 и покупателя Лупиновича В.В., первый продал, а второй купил прицеп <данные изъяты>-4 за <данные изъяты> рублей. В расписке, составленной от имени этих же лиц, указывается, что ФИО3 получил от Лупиновича деньги в сумме <данные изъяты> рублей за прицеп <данные изъяты>

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, составленному от имени продавца ФИО1 и покупателя Лупиновича В.В., первый продал, а второй купил грабли тракторные за <данные изъяты> рублей. В расписке, составленной от имени этих же лиц, указывается, что ФИО1 получил от Лупиновича деньги в сумме <данные изъяты> рублей за грабли тракторные.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО3 дал показания об обстоятельствах совершения с Лупиновичем сделки купли-продажи прицепа, которые полностью согласуются с объяснениями ответчика. ФИО3 подтвердил, что в копиях договора купли продажи прицепа и оригинале расписки стоят его подписи. Пояснил суду, что подписал документы по просьбе Лупиновича, денежную сумму, указанную в договоре и расписке, от Лупиновича не получал.

Согласно расходным документам и расчету, представленным Минсельхозпродом Республики Коми, а также выписке из лицевого счета по вкладу Лупиновича В.В. в Сбербанке России, перечисление средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту производилось Лупиновичу из республиканского бюджета Республики Коми с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Всего на вклад Лупиновичу на указанные цели перечислено <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> - за счет средств субсидии федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми, и <данные изъяты> рублей - за счет средств республиканского бюджета в порядке софинансирования.

Из объяснений ответчика и показаний свидетеля ФИО3 следует, что средства кредита, полученные Лупиновичем по договору от ДД.ММ.ГГГГ, на цели, указанные в кредитном договоре, полностью не израсходованы, а документы, представленные им в подтверждение факта их целевого использования, содержат недостоверные сведения. Приобретенную сельхозтехнику ответчик в значительной доле оплатил в безденежной форме, тем самым незаконно сберег часть средств кредита, которую потратил на иные цели, не предусмотренные кредитным договором и правилами предоставления заемщикам средств (субсидий) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Следовательно, законных оснований для предоставления Лупиновичу спорных денежных средств не имелось.

Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация и субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Согласно ст. 1103 ГК РФ эти правила подлежат применению и к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

С учетом приведенных положений ГК РФ неосновательно полученные ответчиком средства должны быть возвращены государству.

Отношения по поводу предоставления спорных средств возникли между ответчиком и распорядителем бюджетных средств - Минсельхозпродом Республики Коми; денежные средства перечислялись ответчику из республиканского бюджета Республики Коми. С учетом данного обстоятельства сумму неосновательного обогащения следует взыскать в доход республиканского бюджета Республики Коми в пользу Минсельхозпрода Республики Коми.

Ущерб, причиненный Российской Федерации нецелевым расходованием средств субсидий из федерального бюджета, должен возмещаться в соответствии нормами бюджетного законодательства, регулирующими межбюджетные отношения и предусматривающими бесспорный порядок возмещения.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину, от уплаты которой был освобожден прокурор, в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки согласно расчету: (<данные изъяты>.

Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Лупиновича Владимира Владимировича в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми в доход республиканского бюджета Республики Коми:

сумму субсидии из федерального бюджета - <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек,

сумму субсидии из республиканского бюджета Республики Коми - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек,

а всего взыскать <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Взыскать с Лупиновича Владимира Владимировича государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Принято в окончательной форме 31.05.2011.

Судья                                                                     Д.Б.Диатроптов