Дело № 2-143/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б. при секретаре Поповой С.Б., с участием истца Малышевой А.П., представителей ответчика ГУ РК «ЦСЗН Троицко-Печорского района» Мелехиной М.В. и Гриневой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 10 мая 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Малышевой Альбины Павловны к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района», Агентству Республики Коми по социальному развитию, Министерству обороны российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации о признании Малышевой А.П. вдовой инвалида из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, присуждении ответчика к обязанности выдать удостоверение о праве на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», о назначении ежемесячной денежной выплаты и единовременном взыскании ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения с индексацией; о перерасчете и единовременном взыскании сумм возмещения вреда здоровью, не полученных при жизни ФИО6, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с индексацией; об установлении истцу ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки и единовременном взыскании недополученной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения с индексацией; о перерасчете и единовременном взыскании ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, не полученной при жизни мужем ФИО6, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с индексацией; о перерасчете выплачиваемой истцу ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров; о взыскании компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Малышева А.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района» (далее - ЦСЗН). В исковом заявлении указала, что её муж ФИО6 во время прохождения военных сборов военнослужащих запаса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. После этого в связи с ухудшением здоровья ему с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была установлена вторая группа инвалидности и 60% утраты профессиональной трудоспособности, а с ДД.ММ.ГГГГ - первая группа инвалидности и 100% утраты профессиональной трудоспособности в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производились выплаты в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме как инвалиду второй, а затем - как инвалиду первой группы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер, причина его смерти связана с воздействием радиационных факторов при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Истец полагает, что полученное ФИО6 заболевание является профессиональным, поэтому исчисление возмещения вреда здоровью должно было производиться из его среднего заработка, полученного в период ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением повышающих коэффициентов и индексации, предусмотренных законодательством, что для ФИО6 было бы более выгодным. По мнению истца, ФИО6, выполняя в период прохождения военных сборов работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, исполнял обязанности военной службы. Став вследствие этого инвалидом, ФИО6, по мнению истца, имел право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах» для инвалидов, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, поэтому ему должны были выдать соответствующее удостоверение о праве на льготы. Истец как нетрудоспособный член семьи ФИО6 претендует на получение льгот в качестве вдовы участника боевых действий (инвалида войны), на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», а также на получение возмещения вреда в размере половины суммы возмещения вреда здоровью, исчисленного из среднего заработка пострадавшего, с применением индексов роста пенсии. Истица указывает, что ФИО6 являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, которая должна была повышаться с целью защиты от инфляции с 1997 года пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. Однако такая индексация не производилась. С учетом изложенного истица заявила требования признать ее вдовой ветерана (инвалида) войны (вдовой ветерана боевых действий), обязать ЦСЗН выдать ей удостоверение о праве на льготы, предусмотренные для данной категории граждан, назначить ей ежемесячные выплаты (компенсации), предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», а также обязать ЦСЗН выплатить задолженность по этим компенсациям с ДД.ММ.ГГГГ с индексацией, обязать ЦСЗН установить ей ежемесячную компенсацию возмещения вреда, исчисленную из среднего заработка пострадавшего с учетом степени утраты им профессиональной трудоспособности, взыскать с ЦСЗН за счет средств федерального бюджета недополученные ФИО6 при жизни суммы возмещения вреда здоровью, исчисленного из среднего заработка пострадавшего, а также недополученную ФИО6 при жизни компенсацию на приобретение продовольственных товаров, произвести перерасчет выплачиваемой ей ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Все заявленные к взысканию суммы истица просила проиндексировать. Впоследствии Малышева А.П. дополнила исковые требования. Указала, что смерть ФИО6 наступила вследствие привлечения его государством к работам в зоне радиационного загрязнения. Истица испытывала нравственные страдания в связи с развившимся у ФИО6 заболеванием, ей причинен моральный вред, который она требует компенсировать в сумме 500000 рублей. Суд с учетом характера спорных правоотношений с согласия истца привлек к участию соответчиков: по требованиям о признании права истицы на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», о выдаче удостоверения о праве на льготы - Агентство <адрес> по социальному развитию, по требованию о взыскании компенсации морального вреда - Министерство финансов Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации. Представители ЦСЗН представили письменные отзывы на иск, в которых с требованиями Малышевой А.П. не согласились. По мнению ответчика, размер компенсации в возмещение вреда нетрудоспособному члену семьи инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы, умершего после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, может быть определена только исходя из твердой денежной суммы возмещения вреда, предусмотренной пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того, истица имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации за потерю кормильца в соответствии со ст. 41 Базового закона, размер которой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № составляет 159,56 рублей. Ответчик не согласен с требованиями Малышевой о взыскании в ее пользу не полученных ФИО6 при жизни сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом требуемого истицей перерасчета, полагая право на указанные компенсации неразрывно связано с личностью пострадавшего. По мнению ответчика, с требованием о перерасчете указанных сумм был вправе обратиться только их получатель ФИО6, его наследникам это право не переходит. Ответчик считает, что ФИО6 не может быть отнесен к категории инвалидов, ветеранов войны (боевых действий), поэтому истица не вправе претендовать на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» и требовать выдачи ей удостоверения о праве на эти льготы. Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство) представил письменный отзыв на иск, в котором также не согласился с требованиями истицы о выдаче ей удостоверения о праве на льготы, взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда как нетрудоспособному члену семьи умершего инвалида, а также неполученных ФИО6 при жизни сумм возмещения вреда и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Мотивы несогласия с иском аналогичны доводам, изложенным в письменном отзыве ЦСЗН. Представитель Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) в письменном отзыве на иск указал, что Минфин не может выступать в качестве надлежащего ответчика по требованиям истицы о взыскании компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку решения об их назначении и выплате принимают органы социальной защиты населения. Полагая, что требование истицы о взыскании компенсации морального вреда производно от имущественных требований, представитель Министерства, ссылаясь на положения ст. ст. 151 и 1099 ГК РФ, не усматривает оснований для взыскания компенсации морального вреда. В судебном заседании истица поддержала иск, подтвердила доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представители ЦСЗН с иском не согласились и поддержали доводы, изложенные в их письменных возражениях. Представители Агентства Республики по социальному развитию и Минфина просили суд рассмотреть дело без их участия. Представитель Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил. Выслушав стороны, изучив изложенные суду доводы и исследовав материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований следует полностью отказать. Согласно представленным сторонам документам и объяснениям, ФИО6 являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году в 30-километровой зоне в качестве гражданина, призванного на военные сборы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 был освидетельствован Троицко-Печорский районной ВТЭК; ему была установлена вторая группа инвалидности, а также 60% утраты профессиональной трудоспособности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 был повторно освидетельствован Троицко-Печорским бюро МСЭ; ему была установлена вторая группа инвалидности, а также 60% утраты профессиональной трудоспособности по тем же причинам. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 был досрочно переосвидетельствован Троицко-Печорским бюро МСЭ; ему была установлена первая группа инвалидности, а также 100% утраты профессиональной трудоспособности по тем же причинам. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 и Малышева А.П. заключили брак. Ранее с ДД.ММ.ГГГГ истица и ФИО6 проживали совместно вне брака. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер. Согласно решению Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ, смерть ФИО6 связана с воздействием радиационных факторов при выполнении им работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На момент смерти ФИО6 Малышева А.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не работала, с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем трудовой пенсии по старости. Таким образом, ФИО6 относился к категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в ДД.ММ.ГГГГ для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы. Истица относится к категории нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. Согласно пояснениям представителя ЦСЗН и материалам личного дела ФИО6, с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена выплата в возмещение вреда здоровью в соответствии с п. 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» исходя из заработка пострадавшего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за 12 месяцев, предшествующих утрате трудоспособности) с учетом степени утраты трудоспособности 60%. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 назначена выплата в возмещение вреда здоровью (впоследствии - ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда) в размере фиксированной денежной суммы, предусмотренной пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ, которая для инвалидов I и II группы составляла соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты> рублей и подлежала повышению (индексации). Кроме того, ФИО6 на основании ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 231 Федерального закона «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Согласно пункту 1 статьи 21 этого же Закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). По смыслу закона, меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Лица, которым установлена формулировка причины инвалидности, обусловленная катастрофой на Чернобыльской АЭС, в названной норме не указаны. Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в пункте 41 раздела VII вышеназванного Положения. Так, в соответствии с подпунктом "а" данного пункта, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма». Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то в силу подпункта "г" этого же пункта причинная связь устанавливается с формулировкой «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». Формулировки причин инвалидности, которые применяются Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 № 17. Как следует из п. 7 вышеназванного Разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма». Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п. п. 9 - 12 Разъяснения от 15.04.2003 № 17 с иными формулировками, например «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья. Следовательно, меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», не распространяются на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС. По этой же причине истица как член семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы не имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах». Малышева, не соглашаясь с размером выплаченных ФИО6 при жизни денежного возмещения вреда здоровью и компенсации на приобретение продовольственных товаров, требует произвести перерасчет этих выплат в сторону повышения и взыскать в ее пользу недополученные ФИО6 денежные суммы с индексацией. В соответствии со статьей 1110 ГК РФ при наследовании наследственное имущество переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное. Статья 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследственного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно пункту 2 данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами. Гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на возмещение вреда и получение компенсаций, предусмотренных Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Реализация этого права предполагает для лица, имеющего право на социальное обеспечение, требовать соблюдения его прав и совершения в его интересах соответствующих действий, а также возможность обращаться за судебной защитой своих прав в случае их нарушения. При этом реализация гражданином своего субъективного права на социальное обеспечение не может быть осуществлена без принятия правоприменительным органом решения о предоставлении ему определенного вида выплат и установления их размера, в силу которого у органа, осуществляющего выплату, возникают обязанности по своевременной и в полном объеме выплате гражданину приминающихся ему компенсаций. Следовательно, право на социальные выплаты и компенсации, включающее право требовать их установления и выплаты в надлежащем размере, неразрывно связано с личностью гражданина, которому они причитаются. Из статьи 1183 ГК РФ следует, что право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. Получение причитающихся гражданину социальных выплат и компенсаций связанно с установлением органом социального обеспечения или судом его права на получение выплат конкретного вида и в определенном размере. Поэтому только после принятия соответствующего решения о назначении выплаты или компенсации у органа социального обеспечения возникает обязанность выплатить данному гражданину денежную сумму в определенном размере. Наследники же не являются участниками правоотношений, связанных с назначением и выплатой денежных сумм наследодателю, поэтому они не вправе требовать перерасчета назначенных ему при жизни выплат и компенсаций. С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении требований Малышевой А.П. о взыскании с ЦСЗН в ее пользу сумм возмещения вреда здоровью, не полученных при жизни мужем ФИО6, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с индексацией, и о взыскании ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, не полученной при жизни мужем ФИО6, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с индексацией. Не соглашаясь с размером возмещения вреда, которое ей выплачивается как нетрудоспособному члену семьи, находившемуся на иждивении инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, Малышева А.П. требует произвести перерасчет этих выплат исходя из среднего заработка пострадавшего, обязать ЦСЗН установить ей данную сумму возмещения вреда с учетом перерасчета и обязать ЦСЗН выплатить ей сумму задолженности, образовавшуюся со ДД.ММ.ГГГГ. Согласно материалам личного дела, Малышева А.П. обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, ДД.ММ.ГГГГ. Согласно части второй статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действовавшей во время обращения истицы за выплатой компенсации, в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 данного Закона, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Пункт 25 статьи 14 указанного Закона предусматривал назначение возмещение вреда инвалиду исключительно в твердой семе в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка пострадавшего. Из содержания приведенных норм закона следует, что нетрудоспособный иждивенец умершего инвалида имел право на компенсацию, рассчитанную из твердой суммы возмещения вреда, предусмотренной пунктом 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Следовательно, требования истицы о перерасчете полагающейся ей ежемесячной компенсации в возмещение вреда исходя из среднего заработка пострадавшего, установлении размера данной компенсации с учетом перерасчета и возложении на ЦСЗН обязанности выплатить сумму задолженности со ДД.ММ.ГГГГ не основано на Законе и удовлетворению не подлежит. Истица настаивает на перерасчете выплачиваемой ей ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Из искового заявления следует, что, по мнению истицы, компенсация должна рассчитываться из трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного законом в момент назначения данной компенсации ФИО6, с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда. Из материалов личного дела Малышевой А.П. следует, что с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров она обратилась в органы социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколам о предоставлении социальной выплаты, истице назначена данная компенсация с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей и с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей. Определенный ответчиком размер компенсации соответствует требованиям статьи 5 и пункта 13 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку установленный данным законом базовый размер компенсации - 300 рублей проиндексирован в порядке, предусмотренном Постановлениями Правительства РФ от 16.12.2009 № 1024 и от 21.12.2010 № 1079. Требования истицы о перерасчете размера компенсации на приобретение продовольственных товаров исходя из трехкратного минимального размера оплаты труда основаны на нормах Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действовавшей до 31.12.2000, которые не подлежали применению при назначении ей спорной компенсации в 2010 году. Требование истицы о компенсации морального вреда производны от факта причинения ФИО6 вреда здоровью в период выполнения им работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Действовавшее в указанное время законодательство не предусматривало право потерпевшего на компенсацию морального вреда. По смыслу Закона, если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации). Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении иска Малышевой Альбины Павловны к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района», Агентству Республики Коми по социальному развитию, Министерству обороны российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации о признании Малышевой А.П. вдовой инвалида из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, присуждении к обязанности выдать удостоверение о праве на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», о назначении ежемесячной денежной выплаты и единовременном взыскании ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения с индексацией; о перерасчете и единовременном взыскании сумм возмещения вреда здоровью, не полученных при жизни ФИО6, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с индексацией; об установлении истцу ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки и единовременном взыскании недополученной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения с индексацией; о перерасчете и единовременном взыскании ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, не полученной при жизни мужем ФИО6, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с индексацией; о перерасчете выплачиваемой истцу ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров; о взыскании компенсации морального вреда. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 15.05.2011. Судья Д.Б.Диатроптов