№2-258/2011 Иск о присуждении к обязанности засчитать периоды работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-258/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.

при секретаре Рожковой В.Ю.,

с участием представителя ответчика Семеновой Х.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 августа 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Артеева Сергея Дориановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми о присуждении к обязанности засчитать в стаж работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости, периодов отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также назначить досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Артеев С.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми (далее - УПФР, ответчик) о присуждении к обязанности засчитать в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды нахождения в отпусках, а также назначить досрочную трудовую пенсию. В исковом заявлении указал, что по достижении возраста 50 лет ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчик ДД.ММ.ГГГГ принял решение об отказе в назначении пенсии, при этом не засчитал в стаж работы истца в плавсоставе периоды очередных отпусков. Истец считает решение ответчика незаконным, полагает, что периоды отпусков должны быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Впоследствии истец дополнил исковые требования, просил обязать ответчика засчитать в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы <данные изъяты> в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку период работы с аналогичными условиями труда по той же профессии в ЗАО «<данные изъяты>» был засчитан в стаж работы с тяжелыми условиями труда.

Истец просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика представил письменные отзывы на иск, в которых с требованиями Артеева не согласился. Указал, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами при исчислении стажа работы в плавсоставе периоды очередных отпусков засчитываются в стаж, если они предоставлены во время плавания или непосредственно после фактического окончания работы на судне при условии, что работник не переводился на другие работы. Ответчик указывает, что отпуска в спорные периоды предоставлялись истцу не после окончания фактической работы на судне и использования отгулов, поэтому спорные периоды не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Ответчик не согласен с требованием истца о включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы оператором технологических установок в ООО «<данные изъяты>», поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета не содержат данных об особых условиях труда истца в этот период. Занятость истца в спорный период в течение полного рабочего дня в технологическом процессе переработки нефти, газа, газового конденсата, угла и сланца документально не подтверждена. По мнению ответчика, у истца отсутствует стаж работы в плавсоставе и на работах с тяжелыми условиями труда, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных отзывах ответчика.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Согласно подпунктам 2 и 9 пункта 1 статьи 27 и статьей 281 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда и (или) в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщении) не менее 12 лет 6 месяцев, имеют страховой стаж не менее 25 лет и стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.

Исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, производится в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Согласно пункту 5 этих Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

С учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, при исчислении стажа на соответствующих видах работ для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в указанный стаж включаются все периоды работ, которые засчитывались в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

До 01.01.2002 - даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применялся льготный порядок исчисления стажа в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990. Согласно ст. 93 и ст. 94 указанного Закона при подсчете специального стажа работникам плавсостава полный навигационный период на водном транспорте засчитывается в льготный стаж за год работы; период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - в полуторном размере; если работа выполнялась не весь навигационный период, то она включается в стаж на соответствующих видах работ по фактической продолжительности работы.

Материалами дела удостоверено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должностях плавсостава на судах речного флота, не относящихся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам и судам пригородного и внутригородского сообщения (л.д. 29, 30, 37-41).

По достижении возраста 50 лет истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 16-17). Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку у заявителя недостаточно стажа работы в плавсоставе и с тяжелыми условиями труда (л.д. 44). Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии ответчик установил, что у истца продолжительность страхового стажа - более 25 лет, стажа работы в районах Крайнего Севера - более 15 лет, стажа работы с тяжелыми условиями труда и в плавсоставе - 12 лет 4 месяца 26 дней (л.д. 42-43, 44). При этом в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитаны периоды нахождения истца в очередных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы истца <данные изъяты> в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению пенсионных прав граждан, при исчислении стажа работы истца в плавсоставе периоды работы истца засчитаны в стаж в полуторном размере. Данный порядок исчисления стажа истец не оспаривает.

В соответствии с п. 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года N 1-28-У в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 261-О, периоды оплачиваемых отгулов, предоставленных работнику за период навигации, должны быть засчитаны в специальный стаж работника независимо от времени их предоставления. При исчислении стажа работы истца в плавсоставе ответчик данное требование выполнил, засчитав в стаж все отгулы, предоставленные за работу в навигации.

Справкой ОАО «<данные изъяты>» подтверждается, что истец после окончания фактической работы на судне в период навигации и до использования им отгулов и отпусков переводился на другие виды работ по профессиям, не связанным с плавсоставом, лишь дважды в ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ - на береговые работы, с ДД.ММ.ГГГГ - слесарем на 6 месяцев (л.д. 51).

По мнению суда, поскольку отгулы, предоставленные истцу за навигацию, относятся к периоду работы на судне, то очередные оплачиваемые отпуска, предоставленные работнику непосредственно после отгулов, также должны быть засчитаны в специальный стаж. После работы на судне в навигацию ДД.ММ.ГГГГ истец не переводился на другую работу. Следовательно, очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 27 дней, предоставленный непосредственно после отгулов за навигацию ДД.ММ.ГГГГ, подлежит зачету в специальный стаж в полуторном исчислении, что составит 1 месяц 10 дней.

Кроме того, истец после окончания работы на судне в навигации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ использовал очередные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 49 дней и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 38 дней. До начала использования этих очередных отпусков истец продолжал работу в должностях плавсостава, поскольку приказы о переводе его на другие должности либо работы не издавались, последующие отпуска и отгулы за навигацию предоставлялись ему как работнику плавсостава. Следовательно, указанные периоды отпусков также должны быть засчитаны в специальный стаж в полуторном размере продолжительностью соответственно 2 месяца 13 дней (49 * 1,5) и 1 месяц 27 дней (38 * 1,5).

Отпуск в ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен истцу после перевода на другую работу, а отпуска в остальные спорные периоды не были предоставлены истцу непосредственно после окончания работы на судне, поэтому они не подлежит зачету в специальный стаж.

Правом на досрочное назначение пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пользуются операторы технологических установок, предусмотренные Списком №2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, занятые на переработке нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца.

Требуя засчитать в стаж работы с тяжелыми условиями труда период работы оператором технологических установок в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец не представил никаких доказательств, подтверждающих характер его работы в спорный период. Поэтому суд в удовлетворении данного требования отказывает.

С учетом периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж работы истца в плавсоставе и с тяжелыми условиями труда составит более 12 лет 6 месяцев, поэтому его требование о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Следовательно, истцу должна быть назначена досрочная трудовая пенсия со дня обращения за пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми засчитать Артееву Сергею Дориановичу в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в полуторном размере периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми назначить Артееву Сергею Дориановичу досрочную трудовую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ.

Отказать в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности засчитать в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода работы в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 08.08.2011.

Судья                                                                                  Д.Б.Диатроптов