Дело № 2-387/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 ноября 2011 года Троицко-Печорский районный суд РК в составе Председательствующего судьи Леконцева А.П., с участием истца Асташкиной Е.В., при секретаре Балака О.П., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Асташкиной Елены Валерьевны к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения УСТАНОВИЛ Асташкина Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения по установленным социальным нормам либо выдачи ей жилищного сертификата на получение субсидий для приобретения жилого помещения. В качестве обоснования исковых требований истец указала, что по решению Ухтинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ее родители - ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала у своей тети ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ мама умерла, место нахождение отца ей неизвестно. На основании постановления Администрации МР «Троицко-Печорский» от 26.09.2007 года № 9/835 она была включена в список на внеочередное улучшение жилищных условий по категории дети-сироты, на основании ст. 57 ч. 2 ЖК РФ, как ФИО3 (в ДД.ММ.ГГГГ вышла замуж, в ДД.ММ.ГГГГ супруг ФИО7 умер. В ДД.ММ.ГГГГ вновь заключила брак, поменяв фамилию на Асташкину). Согласно письма Агентства РК по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ ей сообщили, что она состоит в списке лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении под номером 88. На основании письма Администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ она вновь предоставила необходимые документы в связи с переучетом граждан. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она проживает на съемной квартире в <адрес>, своего жилья не имеет. По месту ее регистрации, в <адрес> дома фактически не существует, поскольку он списан и снесен, что подтверждается справками Администрации СП «Нижняя Омра». В судебном заседании истец Асташкина Е.В. уточнила исковые требования, просит предоставить вне очереди жилое помещение пригодное для постоянного проживания, на состав семьи из двух человек в пгт. Троицко-Печорск, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на условиях социального найма. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, суду показала, что с периода признания ее ребенком, оставшимся без попечения родителей жилым помещением со стороны Администрации района она не обеспечивалась. Представитель ответчика на рассмотрение дела не явился, до рассмотрения дела по существу направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. Выслушав истца, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В части 2 названной нормы перечислены случаи предоставления жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. В частности, к таким случаям относится предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Закон РК «О наделении органов местного самоуправления в республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» от 22.11.2010 года № 139-РЗ наделил органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих, в том числе закрепленного жилого помещения (ст. 1). В силу ст. 2 названного закона жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (пункты 1, 2). Следовательно, в силу названных правовых норм Администрация МР «Троицко-Печорский» наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений рассматриваемой льготной категории граждан по договорам социального найма. Статья 9 ч. 1 Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ (в редакции Закона РК от 29.04.2011 года № 32-РЗ) предусматривала предоставление жилых помещений гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления. Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года данная норма (часть 1 ст. 9) в редакции закона РК от 29.04.2011 года № 32-РЗ в части предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми по основанию существенного ухудшения условий предоставления жилых помещений рассматриваемой категории граждан, относящихся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающихся в жилье, поскольку эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра. Ранее, до принятия Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, регулировались законом Республик Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 33 квадратных метра на одинокого гражданина; 42 кв. метра общей площади - на семью из двух человек. Данный порядок по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратил силу в связи с введением в действие с 1 января 2011 года Закона Республики Коми от 22.11.2010 года № 139-РЗ, но при этом был сохранен как для граждан, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми на меры социальной поддержки (инвалидов боевых действий, родителей и детей погибших ветеранов боевых действий, вдов погибших ветеранов боевых действий, не вступивших в новый брак), так и для иных лиц, указанных в статье 1 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ. В силу ст. 57 ч. 5 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Часть 4 названной нормы предусматривает возможность предоставления категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. К таким категориям граждан, исходя из Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ и Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ относятся дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей. Учитывая, что положение Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ предусматривающее предоставление жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления признано неконституционным, такой нормой предоставления жилой площади является норма, указанная в ст. 10 ч. 2 Закона РК «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 04.07.2006 года № 54-РЗ - в виде отдельной квартиры по норме 33 квадратных метра общей площади. Иных норм предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, законодательством Республики Коми не предусмотрено. Истец Асташкина (ФИО3) Е.В. состоит на учете в Администрации МР «Троицко-Печорский» в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления Администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ № и имеет статус ребенка-сироты, поскольку мать истицы умерла, местожительства отца неизвестно. Из сведений Администрации СП «Нижняя Омра» следует, что за Асташкиной (ФИО3 Е.В. закреплено жилье по адресу: <адрес> Дом непригоден для проживания, износ дома 100 %, дом списан и снесен. Таким образом, учитывая, что Асташкина Е.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеет закрепленного за ней жилого помещения, до настоящего времени в установленном порядке жильем не обеспечена, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Определяя размер общей площади, который необходимо предоставить истице, суд исходит из нормы 33 кв. метра, независимо от наличия у истицы членов семьи, в частности супруга, поскольку предоставление жилого помещения во внеочередном порядке зависит от определенного правового статуса лица, претендующего на такое жилое помещение. В рассматриваемом деле таким лицом является ребенок-сирота, ребенок оставшийся без попечения родителей. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Исковые требования Асташкиной Елены Валерьевны к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, удовлетворить частично. Обязать Администрацию МР «Троицко-Печорский» предоставить Асташкиной Елене Валерьевне, <данные изъяты> вне очереди жилое помещение пригодное для постоянного проживания на состав семьи из одного человека, в виде отдельной квартиры в пгт. Троицко-Печорск по норме предоставления не менее 33 кв. метров общей площади, на условиях договора социального найма. В удовлетворении исковых требований Асташкиной Елены Валерьевны к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения на состав семьи из двух человек, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течении 10 дней со дня его вынесения. Судья Леконцев А.П.