№2-329/2011 Иск об обязании предоставления вне очереди жилого помещения



                                                                                                  Дело № 2-329/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2011 года

Троицко-Печорский районный суд РК в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.,

с участием истца Крыськовой Л.В.,

помощника прокурора Троицко-Печорского района Касьяновой М.А.,

представителя ответчика Администрации МР «Троицко-Печорский» Зюзевой В.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Рожковой В.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района РК в интересах Крыськовой Любовь Васильевны к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения

УСТАНОВИЛ

Прокурор Троицко-Печорского района РК в интересах Крыськовой Любовь Васильевны обратился в суд с иском о предоставлении Крыськовой Л.В. жилого помещения, пригодного для постоянного проживания на состав семьи из двух человек, площадью не менее нормы предоставления на условиях договора социального найма в пгт. Троицко-Печорск, указав, что в прокуратуру Троицко-Печорского района обратилась Крыськова Л.В. по вопросу непредоставления жилого помещения со стороны Администрации МР «Троицко-Печорский». Проверкой установлено, что Крыськова Л.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать - ФИО5, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена судом родительских прав, отец в актовой записи о рождении указан со слов матери. В настоящее время жилым помещением для постоянного проживания истец не обеспечен.

Ст. 40 Конституции РФ каждый имеет права на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В части 2 названной нормы указаны категории граждан которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в не очереди, в том числе пунктом 2 предусмотрено предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Закон РК «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..» от 22.11.2010 года № 139-РЗ наделил органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих в том числе закрепленного жилого помещения.

В силу ст. 2 названного Закона жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющего закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным ЖК РФ.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Следовательно, Администрация МР «Троицко-Печорский» наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам социального найма.

Согласно сведениям Троицко-Печорского сектора Ухтинского отдела УФРС по РК права на объекты недвижимого имущества за Крыськовой Л.В. не зарегистрированы.

Из справки ФГУП РК «РБТИ» Троицко-Печорского района следует, что Крыськова Л.В. в приватизации жилья участия не принимала.

Ранее жилое помещение за истцом не закреплялось.

В настоящее время Крыськова Л.В. с несовершеннолетним ребенком проживает по адресу: <адрес> общей площадью 24 кв. м. Данная комната временно предоставлена Крыськовой Л.В. по договору найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ, срок проживания продлевался дополнительными соглашениями.

В соответствии со ст. 92 ч. 1 п. 2, ст. 94 ч. 1, ст. 102, ст. 103 ч. 1 ЖК РФ жилые помещения в общежитии отнесены к специализированному жилищному фонду, в связи с чем Крыськова Л.В. продолжает состоят на учете Администрации МР «Троицко-Печорский» в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, Крыськова Л.В. фактически не имеет жилого помещения, нуждается в его предоставлении и имеет право на получение жилья вне очереди.

В судебном заседании истец Крыськова Л.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, суду показала, что проживает в комнате в общежитии, иного жилого помещения ей не предоставлялось.

Помощник прокурора Касьянова М.А. поддерживает заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Зюзева В.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично. Не оспаривая по существу обязанность ответчика по предоставлению Крыськовой Л.В. жилого помещения на состав семьи из двух человек, не признает исковые требования относительно предоставления такого жилого помещения вне очереди.

По существу дела представитель ответчика показала, что Крыськова Л.В. состоит на учете в Администрации МР «Троицко-Печорский» по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей под номером 29. Предоставление истцу жилья без очереди повлечет нарушение прав иных граждан той же категории, стоявших в очереди ранее.

Выслушав участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В части 2 названной нормы перечислены случаи предоставления жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. В частности, к таким случаям относится предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Закон РК «О наделении органов местного самоуправления в республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» от 22.11.2010 года № 139-РЗ (с последующими дополнениями) наделил органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих, в том числе закрепленного жилого помещения (ст. 1).

В силу ст. 2 названного закона жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (пункты 1, 2).

Следовательно, в силу названных правовых норм Администрация МР «Троицко-Печорский» наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений рассматриваемой льготной категории граждан по договорам социального найма.

В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичную норма содержится и в ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Как следует из решения Совета МР «Троицко-Печорский» от 29.10.2007 года      № 10/81 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены в размере 14 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (на одного человека).

Истец Крыськова Л.В. состоит на учете в Администрации МР «Троицко-Печорский» в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления муниципального образования «Троицко-Печорский район» от ДД.ММ.ГГГГ и имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца - ФИО5 решением Троицко-Печорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец истца внесен в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Из материалов дела следует, что семья истца состоит из двух человек: она и несовершеннолетний ребенок ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ/р.

Согласно договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Администрацией МР «Троицко-Печорский» (Наймодатель) и Крыськовой Л.В. (Наниматель), Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат, общей площадью 24 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Дополнительными соглашениями продлен срок действия данного договора.

Наличие заключенного договора найма жилого помещения не умаляет права истца Крыськовой Л.В. и членов ее семьи на предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку общежития, в силу ст. 92, 94 ЖК РФ относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначены для временного проживания в них граждан.

Таким образом, учитывая, что Крыськова Л.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеет закрепленного за ней жилого помещения, до настоящего времени в установленном порядке жильем не обеспечена, проживает в жилом помещении, представляющем собой две комнаты в общежитии, что не соответствует требованиям действующего законодательства, суд находит исковые требования прокурора к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставить Крыськовой Любовь Васильевне вне очереди жилое помещение, пригодное для постоянного проживания на состав семьи из двух человек в пгт. Троицко-Печорск на условиях договора социального найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При вынесении решения суд не конкретизирует площадь предоставления жилого помещения, поскольку в силу ст. 50 ЖК РФ как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, так и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов и соответственно в разные периоды времени данные нормы могут быть различны.

В силу ст. 69 ч. 3 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Возражение представителя ответчика относительно несогласия предоставления жилого помещения истцу Крыськовой Л.В. вне очереди не влияют на вывод суда, поскольку в силу действующего законодательства (ст. 57 ч. 2 ЖК РФ), с учетом статуса истца жилое помещение предоставляется вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Суд не разрешает вопрос о взыскании судебных расходов с ответчика, поскольку Администрация МР «Троицко-Печорский», как орган местного самоуправления, в силу ст. 333.36 ч. 1 п. 19 НК РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Троицко-Печорского района РК в интересах Крыськовой Любовь Васильевны к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию МР «Троицко-Печорский» предоставить Крыськовой Любовь Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ/р, уроженке пос. Троицко-Печорск Коми АССР вне очереди жилое помещение, пригодное для постоянного проживания на состав семьи из двух человек в пгт. Троицко-Печорск, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течении 10 дней со дня его вынесения.

Судья                                                        Леконцев А.П.