№2-364/2011 Иск об обязании предоставления вне очереди жилого помещения



                                                                                                Дело № 2-364/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2011 года

Троицко-Печорский районный суд РК в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.,

с участием истца Трошевой А.А.,

ее представителя Одинцова А.В., действующего на основании устной доверенности с полномочиями, отраженными в протоколе судебного заседания,

представителя ответчика Администрации МР «Троицко-Печорский» Зюзевой В.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Рожковой В.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Трошевой Анны Андреевны к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения

УСТАНОВИЛ

Трошева А.А. обратилась в суд с иском к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления на условиях договора социального найма в пгт. Троицко-Печорск, указав, что ее родители: отец ФИО2 умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3. умерла в ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления Администрации МР «Троицко-Печорский» над ней была учреждена опека, опекуном назначена ее тетя ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации МР «Троицко-Печорский» она была поставлена на учет по основании ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ на внеочередное улучшение жилищных условий по категории дети-сироты. Ранее с матерью она проживала по адресу: <адрес>. На основании акта обследования и заключения, данное жилое помещение было признано аварийным, не пригодным для проживания в связи с его разрушением.

Пока ФИО1 исполняла обязанности опекуна (до ДД.ММ.ГГГГ) она была прописана и проживала совместно с ней. В настоящий момент она проживает в ином месте, своих знакомых. Постоянного, закрепленного за ней жилого помещения не имеет.

Она относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ч. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством) не имеющего закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу положений Закона РК «О категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном жилищным кодексом.

Учитывая, что закрепленного жилого помещения она не имеет, жилой площадью не обеспечена, она является лицом имеющим право быть обеспеченным жилой площадью вне очереди.

В судебном заседании истец Трошева А.А. поддержала исковые требования в полном объеме, суду показала, что состоит в списках на получение жилого помещение вне очереди по категории ребенок-сирота.

Представитель ответчика Зюзева В.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично. Не оспаривая по существу обязанность ответчика по предоставлению Трошевой А.А. жилого помещения на состав семьи из одного человека, не признает исковые требования относительно предоставления такого жилого помещения вне очереди.

По существу дела представитель ответчика показала, что Трошева А.А. состоит на учете в Администрации МР «Троицко-Печорский» по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей под номером и у них образовалась отдельная очередь из данной категории граждан, которым по решению суда необходимо предоставить жилое помещение вне очереди.

Выслушав участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В части 2 названной нормы перечислены случаи предоставления жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. В частности, к таким случаям относится предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Закон РК «О наделении органов местного самоуправления в республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» от 22.11.2010 года № 139-РЗ наделил органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих, в том числе закрепленного жилого помещения (ст. 1).

В силу ст. 2 названного закона жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (пункты 1, 2).

Следовательно, в силу названных правовых норм Администрация МР «Троицко-Печорский» наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений рассматриваемой льготной категории граждан по договорам социального найма.

Статья 9 ч. 1 Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ (в редакции Закона РК от 29.04.2011 года № 32-РЗ) предусматривала предоставление жилых помещений гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.

Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года данная норма (часть 1 ст. 9) в редакции закона РК от 29.04.2011 года № 32-РЗ в части предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми по основанию существенного ухудшения условий предоставления жилых помещений рассматриваемой категории граждан, относящихся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающихся в жилье, поскольку эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.

Ранее, до принятия Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, регулировались законом Республик Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра на одинокого гражданина.

Данный порядок по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратил силу в связи с введением в действие с 1 января 2011 года Закона Республики Коми от 22.11.2010 года № 139-РЗ, но при этом был сохранен как для граждан, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми на меры социальной поддержки (инвалидов боевых действий, родителей и детей погибших ветеранов боевых действий, вдов погибших ветеранов боевых действий, не вступивших в новый брак), так и для иных лиц, указанных в статье 1 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ.

В силу ст. 57 ч. 5 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Как следует из постановления Администрации МР «Троицко-Печорский» от 29.10.2007 года № 10/81 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены в размере 14 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (на одного человека).

С учетом изложенного, исходя из позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенном в постановлении от 11.07.2011 года при определении нормы предоставления жилого помещения суд не связан с такой нормой предоставления, установленной органом местного самоуправления, в частности по данному делу, установленной Администрацией МР «Троицко-Печорский».

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Часть 4 названной нормы предусматривает возможность предоставления категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

К таким категориям граждан, исходя из Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ и Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ относятся дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.

Учитывая, что положение Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ предусматривающее предоставление жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления признано неконституционным, такой нормой предоставления жилой площади является норма, указанная в ст. 10 ч. 2 Закона РК «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 04.07.2006 года № 54-РЗ - в виде отдельной квартиры по норме 33 квадратных метра общей площади на одинокого гражданина.

Иных норм предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, законодательством Республики Коми не предусмотрено.

Истец Трошева А.А. состоит на учете в Администрации МР «Троицко-Печорский» в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления Администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ и имеет статус ребенка-сироты, поскольку родители истицы умерли.

Из акта обследования помещений и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, оформленных Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с его разрушением.

Таким образом, учитывая, что Трошева А.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеет закрепленного за ней жилого помещения, до настоящего времени в установленном порядке жильем не обеспечена, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Возражение представителя ответчика относительно несогласия предоставления жилого помещения истцу Трошевой А.А. вне очереди не влияют на вывод суда, поскольку в силу действующего законодательства (ст. 57 ч. 2 ЖК РФ), с учетом ее статуса, жилое помещение предоставляется вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учет.

Истцом в водной части искового заявления в качестве соответчика указано Агентство Республики Коми по социальному развитию. Однако рассматриваемые в судебном заседании требования заявлены лишь к одному из ответчиков - Администрации МР «Троицко-Печорский». Каких-либо требований истец к Агентству Республики Коми по социальному развитию не заявляет. В связи с чем, в настоящем решении суд не дает оценку спорным правоотношениям применительно к Агентству Республики Коми по социальному развитию

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Трошевой Анны Андреевны к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию МР «Троицко-Печорский» предоставить Трошевой Анне Андреевне, ДД.ММ.ГГГГ, уроженке <адрес> вне очереди жилое помещение пригодное для постоянного проживания на состав семьи из одного человека, в виде отдельной квартиры в пгт. Троицко-Печорск по норме предоставления не менее 33 кв. метров общей площади, на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течении 10 дней со дня его вынесения.

Судья                                                        Леконцев А.П.