№2-353/2011 Иск о предоставлении вне очереди жилого помещения



Дело № 2-353/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.

при секретаре Калининой О.П.,

с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми Касьяновой М.А., истца Караваевой А.В.,, представителя ответчика Зюзевой В.Е., третьего лица Караваева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 ноября 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах Караваевой Анны Васильевны к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении вне очереди жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в защиту жилищных прав Караваевой А.В., заявив требование обязать администрацию муниципального района «Троицко-Печорский» предоставить ей в <адрес> жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи из четырех человек, включая двух детей и мужа истца, общей площадью не менее нормы предоставления на условиях договора социального найма.

В ходе судебного разбирательства прокурор отказался от иска в части требования о предоставлении жилого помещения на мужа истца ФИО6 Истец Караваева А.В. поддержала заявление прокурора о частичном отказе от иска. Судом принят частичный отказ от иска, производство по делу в данной части прекращено определением суда от 07.11.2011.

В обоснование своих требований прокурор в исковом заявлении указал, что Караваева А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отцовство в отношении нее не установлено, а мать лишена родительских прав решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истица жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена, ранее жилое помещение за ней не закреплялось, она имеет двух несовершеннолетних детей, с которыми временно проживает в чужой квартире по договору найма. Истица состоит на учете в администрации муниципального района «Троицко-Печорский» в качестве нуждающейся в жилом помещении. Ссылаясь на положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и также Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», прокурор полагает, что администрация муниципального района обязана обеспечить истицу вне очереди жилым помещением.

В судебном заседании прокурор и истица поддержали иск, подтвердили доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Третье лицо ФИО6 поддержал иск.

В предварительном судебном заседании 11.10.2011 и в судебном заседании 07.11.2011 истица пояснила, что осталась без родительского попечения в ДД.ММ.ГГГГ, после чего была помещена в детский дом; при этом жилое помещение за ней не закреплялось. Окончила среднюю общеобразовательную школу, в других учебных заведениях не обучалась, была выпущена из детского дома в связи с беременностью, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении была поставлена, когда уже имела ребенка, в ДД.ММ.ГГГГ родила вторую дочь. В настоящее время она вместе с детьми временно зарегистрирована на срок 1 год в жилом помещении родственников мужа.

Представитель ответчика признал иск в части требования о предоставлении истице жилого помещения на семью из трех человек, включая двух несовершеннолетних детей, не согласен с требованием о внеочередном предоставлении жилого помещения. Представитель ответчика не оспаривает право истца на получение жилого помещения, подтвердил, что истица не имеет закрепленного жилого помещения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилья с ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, разрешая спор в пределах заявленных требований, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ (далее - Кодекс) предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Кроме этого, согласно части 3 статьи 49 Кодекса, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно части 5 статьи 57 Кодекса по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта).

Статьей 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрено, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с Законом Республики Коми от 22.11.2010 «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее - Закон о наделении полномочиями) с 01.01.2011 органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 2 Закона о наделении полномочиями предусматривает, что в соответствии с данным Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Материалами дела удостоверено и ответчиком не оспаривается, что истица относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, является матерью двух малолетних детей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, признана нуждающейся в получении жилого помещения, состоит на учете в администрации муниципального района «Троицко-Печорский» в качестве нуждающейся в жилом помещении. По окончании обучения в профессиональном училище она не была обеспечена жилым помещением. Установлено, что истица зарегистрирована временно в жилом помещении, принадлежащем другим лицам, фактически в нем не проживает, а проживает без регистрации в другом жилом помещении по договору найма. Данные обстоятельства подтверждаются как объяснениями сторон, так и материалами дела: свидетельствами о рождении детей (л.д. 10, 11), свидетельством о временной регистрации (л.д. 12), справкой органа опеки и попечительства о правовом статусе истца (л.д. 13), сведениями БТИ и Росреестра об отсутствии данных о регистрации за истицей и ее детьми прав на недвижимое имущество (л.д. 15-20), копией постановления администрации муниципального образования «Троицко-Печорский район» от ДД.ММ.ГГГГ о постановке истицы на внеочередной учет детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 40-41).

Следовательно, истица имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в п. Троицко-Печорске, обязанность предоставить истцу жилое помещение возлагается Законом на ответчика.

Требование прокурора о предоставлении ответчику жилого помещения на семью, состоящую из трех человек (с учетом двух несовершеннолетних детей истицы), является обоснованным.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на внеочередное получение жилой площади, но при этом не регламентирует конкретный порядок обеспечения их жилыми помещениями. Положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений названной категории лиц предусмотрено также пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ. Отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, а следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса РФ.

По смыслу пункта 2 статьи 57 и статьи 58 Кодекса действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также иные федеральные законы не предусматривают каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством).

Требование прокурора о предоставлении истице жилого помещения площадью не менее установленной органом местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения соответствует положениям статьи 50 Жилищного кодекса РФ; в данной части суд удовлетворяет иск в пределах заявленных требований.

Суд устанавливает срок исполнения настоящего решения с учетом срока действия временной регистрации истицы, который истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Троицко-Печорский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Караваевой Анне Васильевне по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям пгт. Троицко-Печорск Республики Коми и находящееся в черте данного населенного пункта на состав семьи три человека общей площадью не менее установленной органом местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 14.11.2011.

Судья                                                                                  Д.Б.Диатроптов