№2-357/2011 Иск о предоставлении вне очереди жилого помещения



Дело № 2-357/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.

при секретаре Калининой О.П.,

с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми Касьяновой М.А., истца Кацендорф Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 ноября 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах Кацендорф Е.А. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении вне очереди жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми обратился в суд с иском в защиту жилищных прав Кацендорф Е.А., заявив требование обязать администрацию муниципального района «Троицко-Печорский» предоставить ей жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи из двух человек в п. Троицко-Печорске общей площадью не менее нормы предоставления на условиях договора социального найма. В исковом заявлении указал, что Кацендорф Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец умер ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истица жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена, имеет несовершеннолетнюю дочь, с которой временно проживает в квартире матери своего мужа, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Ссылаясь на положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и также Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», прокурор полагает, что администрация муниципального района обязана обеспечить истицу вне очереди жилым помещением.

В ходе судебного разбирательства прокурор в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ, уточнил исковые требования, просил обязать ответчика предоставить истице вне очереди жилое помещение площадью не менее 42 квадратных метров.

В судебном заседании прокурор и истица поддержали иск, подтвердили доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

В предварительном судебном заседании 11.10.2011 и в судебном заседании 07.11.2011 истица пояснила, что состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, ранее состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Агентстве Республики Коми по социальному развитию. С родителями проживала в <адрес> в служебной квартире, собственного жилья у родителей не было. После смерти родителей ее попечителем был назначен дедушка ФИО5, с которым она проживала до достижения возраста 16 лет, затем она жила самостоятельно, в учреждение для детей-сирот не помещалась. После окончания школы поступила в профессиональное училище, которое окончила в ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение за истицей закреплено не было. В ДД.ММ.ГГГГ родила дочь, в ДД.ММ.ГГГГ году вступила в брак, в настоящее время подала в суд заявление о расторжении брака. Временно зарегистрирована по адресу <адрес>, ранее была зарегистрирована по адресу несуществующего дома на <адрес>, фактически проживает в квартире родителей мужа без регистрации.

Представитель ответчика просил рассмотреть дело без его участия, возражений на иск не представил.

Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.

Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ (далее - Кодекс) предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Кроме этого, согласно части 3 статьи 49 Кодекса, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно части 5 статьи 57 Кодекса по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта).

Статьей 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрено, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Законом Республики Коми от 13.12.2010 внесены изменения в Закон Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в результате чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, исключены из категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма.

В соответствии с Законом Республики Коми от 22.11.2010 «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее - Закон о наделении полномочиями) с 01.01.2011 органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 2 Закона о наделении полномочиями предусматривает, что в соответствии с данным Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 15 Закона о наделении полномочиями предусмотрено, что граждане, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми до вступления в силу данного Закона, а также граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Законом.

Материалами дела удостоверено и ответчиком не оспаривается, что истица относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, признана нуждающейся в получении жилого помещения, состояла на учете в Агентстве Республики Коми по социальному развитию в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми до вступления в силу Закона о наделении полномочиями. Одновременно истица состояла и состоит в настоящее время на учете в администрации муниципального района «Троицко-Печорский» в качестве нуждающейся в жилом помещении. По окончании обучения в профессиональном училище она не была обеспечена жилым помещением. Истица зарегистрирована временно в жилом помещении, принадлежащем лицу, с которым она не состоит в родственных отношениях, и в нем не проживает. Фактически истица проживает без регистрации в жилом помещении, принадлежащем матери супруга, с которым семейные отношения не сложились.

Следовательно, истица имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в п. Троицко-Печорске, обязанность предоставить истцу жилое помещение возлагается Законом на ответчика.

По мнению суда, требование прокурора о предоставлении истице жилого помещения на семью, состоящую из двух человек (с учетом несовершеннолетней дочери истца), является обоснованным.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на внеочередное получение жилой площади, но при этом не регламентирует конкретный порядок обеспечения их жилыми помещениями. Положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений названной категории лиц предусмотрено также пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ. Отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, а следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса РФ.

По смыслу пункта 2 статьи 57 и статьи 58 Кодекса действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также иные федеральные законы не предусматривают каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством).

До 1 января 2011 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилой площадью в соответствии с Законом Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма». Согласно статье 10 указанного Закона, жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры по нормам: 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 33 квадратных метра общей площади - на одинокого гражданина, 42 квадратных метра общей площади - на семью из двух человек. Таким образом, республиканское законодательство предусматривало обеспечение жильем указанной категории лиц с учетом состава их семьи.

Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (в редакции Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 32-РЗ) указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (в редакции Закона Республики Коми от 29.04.011 № 32-РЗ) в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми.

Истица состояла на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в период, когда на нее распространялись нормы Закона Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», однако жильем в соответствии с требованиями ст. 10 вышеуказанного Закона обеспечена не была. Следовательно, в соответствии с приведенной выше правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и постановления Конституционного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ истица сохраняет право на получение жилого помещения по нормам, предусмотренным статьей 10 вышеуказанного Закона, то есть на семью из двух человек в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 42 квадратных метров по месту жительства в п. Троицко-Печорске.

Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Троицко-Печорский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Кацендорф Елене Андреевне по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям пгт. Троицко-Печорск Республики Коми и находящееся в черте данного населенного пункта на состав семьи два человека общей площадью не менее 42 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 14.11.2011.

Судья                                                                                  Д.Б.Диатроптов