Дело № 2-424/2011
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.
при секретаре Поповой С.Б.,
с участием истца Лёвкиной О.Г. и представителя ответчика Семеновой Х.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Лёвкиной Ольги Герасимовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми о присуждении к обязанности засчитать в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов отпусков и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Лёвкина О.Г. обратилась в Троицко-Печорский районный суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми (далее – УПФР, ответчик). В исковом заявлении указала, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, при этом в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не были засчитаны периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец потребовал обязать ответчика засчитать спорные периоды в стаж педагогической деятельности и обязать его назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании Лёвкина поддержала свои требования, подтвердила доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что в спорные периоды работала <данные изъяты> и заочно обучалась в <данные изъяты>. Для сдачи сессий ей предоставлялись оплачиваемые учебные отпуска. На курсы повышения квалификации выезжала раз в пять лет по распоряжению работодателя.
Ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором с требованиями истца не согласился, полагая, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение страховой стаж и в стаж педагогической деятельности периодов обучения на курсах повышения квалификации и учебных отпусков.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. ст. 27 данного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого же закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пунктом 5 этих Правил предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из материалов дела, истица с 1984 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в должностях воспитателя школьного интерната и учителя школы.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 19 п. 1 ст. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Заявление Лёвкиной рассмотрено комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу заседания комиссии, ответчиком установлено, что истица на день обращения за назначением пенсии имеет календарный педагогический стаж <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, при этом в стаж её педагогической деятельности не засчитаны следующие периоды учебных отпусков и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ Лёвкиной отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью педагогического стажа.
Справкой, уточняющей особый характер работы истца, выданной МОУ <данные изъяты>, а также копиями приказов подтверждается, что Лёвкина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказов директора школы направлялась на курсы повышения квалификации.
Статьей 167 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны быть засчитаны в стаж ее педагогической деятельности.
Справкой, уточняющей особый характер работы истца, выданной МОУ <данные изъяты>, а также копиями приказов работодателя подтверждается, что Лёвкиной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись оплачиваемые отпуска в связи с обучением в <данные изъяты> для сдачи экзаменационных сессий и подготовки к экзаменам.
Статья 198 КЗоТ РСФСР предусматривала, что студентам, успешно обучающимся в заочных высших специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставлялся отпуск на первом и втором курсах – 30 календарных дней, на третьем и последующих курсах – 40 календарных дней. Студентам заочных высших специальных учебных заведений на период сдачи государственных экзаменов предоставлялся отпуск 30 календарных дней. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в заочных высших специальных учебных заведениях, за работником сохранялась заработная плата. Данный отпуск являлся дополнительным к основному ежегодному оплачиваемому отпуску.
Поскольку Лёвкина в периоды работы <данные изъяты> обучалась в заочном высшем специальном учебном заведении, и в спорные периоды ей в связи с обучением по месту работы предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением заработной платы, то в силу приведенных выше положений законодательства спорные периоды дополнительных оплачиваемых отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
По смыслу п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Лёвкина О.Г. обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ. Согласно подсчету, выполненному ответчиком, без учета спорных периодов на указанную дату стаж её педагогической деятельности составлял <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня.
Продолжительность спорных периодов, подлежащих по мнению суда включению в стаж педагогической деятельности истца, составляет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> дней, а всего – <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.
Таким образом, стаж педагогической деятельности Лёвкиной О.Г. на день обращения с заявлением о назначении пенсии превышал 25 лет (<данные изъяты> года 6 месяцев <данные изъяты> дня + <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней). Следовательно, она имела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Требование истца о присуждении ответчику обязанности засчитать в стаж педагогической деятельности периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит, поскольку оно не подтверждено письменными доказательствами. Данные периоды указаны в справке, уточняющей особый характер работы истца, в перечне периодов учебных отпусков и курсов повышения квалификации. Однако приказов работодателя о предоставлении в указанные периоды оплачиваемых отпусков или направлении в служебную командировку истец не представил.
Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми засчитать Лёвкиной Ольге Герасимовне в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также назначить Лёвкиной Ольге Герасимовне с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Отказать в удовлетворении требования о зачете в стаж периодов со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 19.12.2011.
Судья Д.Б.Диатроптов