Дело № 2-26/2012
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.
при секретаре Поповой С.Б.,
с участием истца Калатановой В.М. и представителя ответчика Семеновой Х.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2012 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Калатановой Валентины Михайловны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми о присуждении обязанности засчитать в стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения в командировке в г. Печоре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и установить повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Калатанова В.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе (далее – УПФР, ответчик) о присуждении обязанности засчитать в стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения в командировке в г. Печоре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и установить повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. В исковом заявлении указала, что работает в МУЗ <данные изъяты>, на основании приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ была направлена в командировку в г. Печору с целью сопровождения больного в тубдиспансер. После командировки истица обратилась в УПФР с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости в связи с пребыванием в командировке в районе Крайнего Севера на основании статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете размера трудовой пенсии по старости истице было отказано по мотивам того, что она не отработала в районе Крайнего Севера полный рабочий день. Истица считает решение УПФР незаконным.
Ответчик представил отзыв на иск, в котором указал, что истице было отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у нее стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом ответчик не отрицает факт пребывания истицы в служебной командировке в г. Печоре. Ссылаясь на нормы подзаконных правовых актов, устанавливающих правила исчисления периодов работы, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, ответчик указал, что в стаж работы, дающей право на перерасчет трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, а под полным рабочим днем понимается выполнение работы в особых условиях труда не менее 80 процентов рабочего времени. Исчислив время, в течение которого истица следовала по территории района Крайнего Севера до момента передачи сопровождаемого больного в лечебное учреждение, ответчик пришел к выводу, что истица выполняла служебное задание в течение 4 часов 26 минут, что меньше 80 процентов ее ежедневного рабочего времени.
В судебном заседании истица поддержала иск, подтвердила доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Не согласилась с расчетом рабочего времени, произведенным ответчиком. Считает, что в период выполнения работы в районе Крайнего Севера должно быть засчитано время следования из г. Печоры.
Представитель ответчика иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.10.1967г. №1029 (с последующими дополнениями и изменениями), г. Печора с подчиненной ему территорией отнесен к районам Крайнего Севера.
Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» были внесены изменения, предусматривающие с 01.01.2010 установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости отдельным категориям лиц, проработавших в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно пункту 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера; т.е. период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в этом случае должен быть не менее 20 лет (15 * 12 : 9).
Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, производится соответствующий перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера является осуществление трудовых обязанностей, в том числе в период нахождения в служебной командировке, в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях.
Федеральным законом не определена продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях. Следовательно, для определения права такого лица на перерасчет страховой части пенсии по основанию, предусмотренному п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», достаточно установить факт его работы в районе Крайнего Севера в течение не менее чем одного полного рабочего дня.
Из материалов дела следует, что истица является получателем трудовой пенсии по старости и работает в МУЗ «<данные изъяты>». На основании приказа ДД.ММ.ГГГГ она направлялась в служебную командировку в г. Печору сроком на 4 дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью сопровождения больного в туберкулезный диспансер. Согласно копии командировочного удостоверения, истица выехала из Троицко-Печорска ДД.ММ.ГГГГ, прибыла в г. Печору ДД.ММ.ГГГГ, выбыла из г. Печоры в тот же день и прибыла из командировки в п. Троицко-Печорск ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УПФР с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера. По состоянию на день обращения с заявлением о перерасчете пенсии истица имела страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, превышающие 21 год.
При исчислении стажа работы применяются Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516. В соответствии с п. 4 этих Правил в стаж работы засчитывается работа, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно Разъяснению Минтруда России от 22.05.1996 № 5 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в особых условиях труда не менее 80 процентов рабочего времени (пункт 5 Разъяснения).
Проверяя наличие у истицы стажа работы в районах Крайнего Севера, ответчик при исчислении продолжительности пребывания истицы в служебной командировке в районе Крайнего Севера засчитал в него период следования в поезде от ст. Зеленоборск до г. Печоры, а также время с момента прибытия истицы в г. Печору до передачи сопровождаемого больного в туберкулезный диспансер.
Суд не согласен с таким исчислением периоды работы исходя из следующего.
Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 утверждено Положением об особенностях направления работников в служебные командировки (далее – Положение).
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что на основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дата приезда в пункт назначения и дата выезда из него.
Вместе с тем, согласно пункту 4 Положения срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения.
Истица направлялась в командировку с целью сопровождения больного в лечебное учреждение. Особенность данного истице служебного поручения заключается в том, что оно должно выполняться в пути, а не в определенном месте или в организации, на истицу не распространялся режим работы другой организации, служебное поручение выполнялось за пределами рабочего дня, в том числе в ночное время. Поэтому срок командировки не может определяться датами приезда в пункт назначения и выезда из него. Следовательно, в рассматриваемом случае время нахождения работника в пути при сопровождении больного должно быть засчитано в срок командировки. Период пребывания истицы в г. Печора до момента ее выезда в обратном направлении также должен быть засчитан в срок командировки, поскольку пребывание истицы в месте назначения было обусловлено исполнением служебного поручения.
Из материалов дела следует, что истица следовала поездом в г. Печору ДД.ММ.ГГГГ и обратно ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке билетной кассы, время в пути в пассажирском поезде ДД.ММ.ГГГГ, следующем по маршруту Зеленоборск – Печора (то есть по территории, относящейся к районам Крайнего Севера) составляет 2 часа 26 минут. Проездными билетами удостоверено, что истица прибыла в г. Печору в 22 часа 58 минут ДД.ММ.ГГГГ и убыла из г. Печоры в 2 часа 38 минут ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, время нахождения истицы в служебной командировке в районе Крайнего Севера составило 6 часов 06 минут согласно расчету: 2 часа 26 минут + 1 час 2 минуты + 2 часа 38 минут.
Согласно справке работодателя, продолжительность полного рабочего дня истицы составляет 6 часов 36 минут (с 9 часов до 13 часов 36 минут и с 15 часов до 17 часов).
Таким образом, истица выполняла работу в районе Крайнего Севера не менее 80% рабочего времени, то есть полный рабочий день. Следовательно, один рабочий день должен быть засчитан истице в стаж как период работы в районе Крайнего Севера. Суд считает возможным засчитать в спорный стаж ДД.ММ.ГГГГ, поскольку выполнение работы окончено в этот день.
Согласно ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Заявление истицы о перерасчете страховой части пенсии принято органом Пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ, поэтому перерасчет размера страховой части трудовой пенсии истцу следует произвести с ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для зачета истице в стаж работы в районе Крайнего Севера рабочих дней ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поэтому в удовлетворении иска в данной части суд отказывает.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные истцом в связи с обращением в суд, подлежат возмещению за счет ответчика. При этом правило о возмещении расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований не применяется, поскольку истец заявил требование, не подлежащее оценке.
Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми засчитать Калатановой Валентине Михайловне в стаж работы в районах Крайнего Севера один рабочий день нахождения ее в служебной командировке ДД.ММ.ГГГГ и установить Калатановой Валентине Михайловне с ДД.ММ.ГГГГ фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в сумме, предусмотренной пунктом 7 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ), с учетом наличия у нее стажа работы в районах Крайнего Севера.
Отказать в удовлетворении требования о возложении на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми обязанности засчитать Калатановой Валентине Михайловне в стаж работы в районах Крайнего Севера дни ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми в пользу Калатановой Валентины Михайловны возмещение судебных расходов в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 18.01.2012.
Судья Д.Б.Диатроптов