Дело № 2-17/2012
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.
при секретаре Поповой С.Б.,
с участием истца Батовой Т.И., представителя истца Кошелева М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2012 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Батовой Татьяны Ивановны к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о признании договора социального найма жилого помещения в общежитии незаключенным и недействительным, о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи два человека,
УСТАНОВИЛ:
Батова Т.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о присуждении обязанности предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи два человека. В исковом заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ она лишилась родительского попечения в связи со смертью отца, мать умерла ранее ДД.ММ.ГГГГ. После этого она проживала у тети ФИО6 в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ окончила вечернюю школу, после чего обучалась в ПУ № г. Сыктывкара. По окончании профессионального училища она обращалась в органы опеки и попечительства г. Сыктывкара по вопросу предоставления жилого помещения. В рассмотрении данного вопроса ей отказали, поскольку на учете она состояла в п. Троицко-Печорске. В 2003 году истица обратилась по вопросу предоставления жилого помещения в органы опеки и попечительства Троицко-Печорского района, на что ей предложили обратиться в администрацию района. Истица подготовила и представила в администрацию муниципального района необходимые документы и подала заявление о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако эти документы были оставлены без рассмотрения по мотивам того, что за истицей было закреплено жилое помещение в <адрес>. При этом письменный ответ на заявление истице не давали, документы о закреплении жилого помещения не показывали. Под закрепленным жилым помещением понималась квартира в бараке, которую до смерти занимала мать истицы, и в которой до ДД.ММ.ГГГГ жила бабушка истицы. После ДД.ММ.ГГГГ в этом жилом помещении никто не проживал, квартира пришла в негодность, а в ДД.ММ.ГГГГ барак сгорел. В ДД.ММ.ГГГГ истице из специализированного жилого фонда была предоставлена комната в общежитии по адресу <адрес>. В этом же году истица поступила в ПУ №, которое окончила в ДД.ММ.ГГГГ. По окончании обучения истица вновь обращалась к ответчику по поводу предоставления квартиры, но ей было отказано по мотивам того, что она обеспечена жильем в общежитии. ДД.ММ.ГГГГ истица родила сына. ДД.ММ.ГГГГ истицу вызвали в администрацию муниципального района и предложили подписать договор социального найма жилого помещения в отношении комнаты общежития, которую истица фактически занимала. Ей пояснили, что общежитие переведено в другую категорию жилья, поэтому подписание договора является формальностью. В настоящее время истица обеспечена комнатой в общежитии площадью <данные изъяты> кв.м. Истица утверждает, что ранее жилое помещение за ней фактически не закреплялось. Считает, что ответчик не выполнил свою обязанность обеспечить ее жилым помещением; полагает, что заключение с ней договора социального найма в отношении комнаты в общежитии не освобождает ответчика от обязанности обеспечить ее жилым помещением, поскольку жильем в установленном законом порядке она не обеспечена.
Впоследствии истица дополнила исковые требования, просила признать договор социального найма, заключенный с ней в отношении комнаты в коммунальной квартире недействительным и незаключенным, поскольку договор она подписала под воздействием заблуждения, при его подписании не осознавала последствия заключения такого договора.
В судебном заседании истица поддержала иск, подтвердила доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором с требованиями истицы не согласился. Указал, что истица на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла, в ДД.ММ.ГГГГ ей было предоставлено жилое помещение в общежитии. Обращений от истицы о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не поступало.
Выслушав истицу, свидетелей и исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ (далее – Кодекс) предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Кроме этого, согласно части 3 статьи 49 Кодекса, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно части 5 статьи 57 Кодекса по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта).
Статьей 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрено, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Законом Республики Коми от 13.12.2010 внесены изменения в Закон Республики Коми от 22.06.2006 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в результате чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, исключены из категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма.
В соответствии с Законом Республики Коми от 22.11.2010 «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее – Закон о наделении полномочиями) с 01.01.2011 органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 2 Закона о наделении полномочиями предусматривает, что в соответствии с данным Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно материалам дела, Батова Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители истицы умерли в период ее несовершеннолетия. Мать истицы умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец – ДД.ММ.ГГГГ. То есть Батова Т.И. лишилась родительского попечения в возрасте 13 лет.
Постановлением главы администрации Мылвинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Батовой Т.И., установлено попечительство, попечителем назначена ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ истица окончила вечернюю школу в п. Троицко-Печорске. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в Профессиональном училище № г. Сыктывкара. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Батова Т.И. обучалась в Профессиональном училище № п. Троицко-Печорска.
Согласно выписке из похозяйственной книги, истица была зарегистрирована проживающей по адресу <адрес>:
до ДД.ММ.ГГГГ – с матерью ФИО7, бабушкой ФИО8 и братом ФИО9;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве опекаемой вместе с братом ФИО9 в семье ФИО15.
В паспорте Батовой Т.И. содержатся сведения о том, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу <адрес>.
Согласно справке территориального органа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>, произошел пожар, в результате которого дом уничтожен полностью.
Письмом межрайонного сектора по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ сообщается, что Батова Т.И. после смерти матери проживала с отцом в <адрес>, который умер ДД.ММ.ГГГГ. В письме утверждается, что местом первичного учета ребенка-сироты признается место, в котором он фактически утратил родительское попечение, т.е. <адрес>. Органы опеки и попечительства по месту утраты Батовой Т.И. родительского попечения сведений о закреплении за ней жилого помещения не предоставляли. В письме говорится, что Батовой Т.И. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ предоставлено благоустроенное жилое помещение по адресу <адрес>.
Письмом администрации муниципального района «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ сообщается, что жилое помещение за Батовой Т.И. не закреплялось, поскольку она прибыла из <адрес>.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «Троицко-Печорский район» заключила с Батовой Т.И. договор найма жилого помещения в доме специализированного жилищного фонда (общежитии), по которому истице было предоставлена в пользование комната по адресу <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Батова Т.И. родила сына ФИО10, что удостоверено свидетельством о рождении.
Постановлением главы муниципального района «Троицко-Печорский» от 21.06.2010 № 6/393 специализированные помещения в общежитии, расположенном по адресу <адрес>, переведены в разряд муниципального жилищного фонда социального использования.
ДД.ММ.ГГГГ представителем администрации муниципального района «Троицко-Печорский» и истицей был подписан договор социального найма, по которому наймодатель предоставил Батовой Т.И. и ее сыну в бессрочное владение и пользование комнату <адрес> По договору наймодатель обеспечивает предоставление истице за оплату коммунальных услуг место общего пользования площадью <данные изъяты> кв.м. Сторонами ДД.ММ.ГГГГ также подписан акт приемо-передачи квартиры, согласно которому наймодатель передал нанимателю комнату в коммунальной квартире.
Свидетель ФИО6 пояснила, что Батова Т.И. приходится ей племянницей. До момента смерти её матери в ДД.ММ.ГГГГ истица проживала по соседству с ФИО13 в одном бараке в <адрес>. После этого Батову Т.И. забрала к себе в <адрес> её тётя. Затем истицу перевез в <адрес> её отец, с ним она проживала до его смерти в ДД.ММ.ГГГГ. После этого истица переехала к ФИО6, свидетель была назначена ее попечителем. Прежнюю квартиру матери в тот момент продолжала занимать бабушка истицы. Затем истица уехала в Сыктывкар на учебу, а ФИО6 в ДД.ММ.ГГГГ вместе с семьей переехала жить в <адрес>. После этого дом в <адрес>, в котором они проживали, сгорел. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 вернулась из Сыктывкара и временно проживала у ФИО13, затем по ее просьбе ей предоставили общежитие в <адрес>. Свидетелю также известно со слов Батовой Т.И., что в ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в администрацию муниципального района по поводу улучшения жилищных условий, ей сказали, что в очередь на улучшение жилищных условий она не включена.
Свидетель ФИО11 пояснила, что знает Батову Т.И. с детства, поскольку вместе росли в <адрес>, дружили. После смерти матери Батова Т.И. переехала жить к отцу в <адрес>, затем вернулась в <адрес> и стала проживать у своей тети ФИО13. Затем истица уехала на учебу в Сыктывкар, по окончании учебы вернулась в Троицко-Печорск и вновь поступила в профучилище. ФИО16 разъяснила ФИО14, что ей обязаны предоставить жилье, посоветовала обратиться в районную администрацию. Батова сказала, что уже обращалась туда и ожидает ответа. Затем Батовой предоставили комнату в общежитии. Свидетель вместе с ней осматривала эту комнату, там требовался косметический ремонт, в секции на несколько комнат имелся один санузел. Свидетель рекомендовала Батовой Т.И. добиваться предоставления квартиры, но ей не известно, последовала ли истица ее совету.
Таким образом, установлено, что после того, как истица осталась без родительского попечения, жилое помещение за ней закреплено не было, самостоятельное право на жилое помещение в коммунальной квартире по договору социального найма она приобрела в ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что оснований для закрепления за Батовой жилого помещения не имелось, поскольку она лишилась родительского попечения на Украине, суд признает несостоятельными. На момент смерти её отца местом жительства истицы по факту регистрации в жилом помещении являлась бывшая квартира её матери в <адрес>. Мер к сохранению данного жилого помещения и поддержания его в пригодном для проживания состоянии органы опеки и попечительства не приняли, жилое помещение впоследствии было утрачено в связи с пожаром.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прекращено попечительство Батовой Т.И. в связи с достижением совершеннолетия, ДД.ММ.ГГГГ она окончила вечернюю школу, ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение Профессиональном училище № г. Сыктывкара, ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в Профессиональном училище № п. Троицко-Печорска.
В силу норм статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ каждое из этих обстоятельств являлось самостоятельным юридическим основанием возникновения у Батовой Т.И. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Данное право истицы до настоящего времени не реализовано и не обеспечено.
Предоставление Батовой Т.И. по договору социального найма жилой комнаты в коммунальной квартире не освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставить истице жилое помещение в виде отдельной квартиры.
Так, до 1 января 2011 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилой площадью в соответствии с Законом Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма». Согласно статье 10 указанного Закона, жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры по нормам: 18 квадратных метров общей площади – на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 33 квадратных метра общей площади – на одинокого гражданина, 42 квадратных метра общей площади – на семью из двух человек. Таким образом, республиканское законодательство предусматривало обеспечение жильем указанной категории лиц в виде отдельной квартиры с учетом состава семьи.
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (в редакции Закона Республики Коми от 29.04.2011 № 32-РЗ) указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (в редакции Закона Республики Коми от 29.04.011 № 32-РЗ) в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми.
Следовательно, орган местного самоуправления обязан предоставить истице жилое помещение в виде отдельной квартиры.
Как указывалось выше, республиканское законодательство предусматривало обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом состава семьи. Отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, а следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса РФ. По смыслу пункта 2 статьи 57 и статьи 58 Кодекса действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также иные федеральные законы не предусматривают каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством).
Ранее на истицу распространялись нормы Закона Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», однако жильем в соответствии с требованиями ст. 10 вышеуказанного Закона она обеспечена не была. Следовательно, в соответствии с приведенной выше правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и постановления Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 истица сохраняет право на получение жилого помещения по нормам, предусмотренным статьей 10 вышеуказанного Закона, то есть на семью из двух человек в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 42 квадратных метров по месту жительства в п. Троицко-Печорске.
То обстоятельство, что истица не состояла на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, не умаляет ее право на жилое помещение, поскольку постановка на учет – это лишь способ реализации данного права, а не основание возникновения права.
Требование истицы о признании договора социального найма комнаты в коммунальной квартире от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и не заключенным удовлетворению не подлежит. Содержание данного договора не противоречит нормам жилищного законодательства, жилое помещение истице было фактически предоставлено, каких-либо доказательств, подтверждающих наличие оснований для признания данного договора недействительным, истица не представила.
В силу требований ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать возмещение расходов, понесенных на уплату государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального района «Троицко-Печорский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Батовой Татьяне Ивановне по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям пгт. Троицко-Печорск Республики Коми и находящееся в черте данного населенного пункта на состав семьи два человека общей площадью не менее 42 квадратных метров.
Отказать в удовлетворении требований о признании договора социального найма жилого помещения в общежитии незаключенным и недействительным.
Взыскать с администрации муниципального района «Троицко-Печорский» за счет средств казны муниципального района «Троицко-Печорский» в пользу Батовой Татьяны Ивановны возмещение судебных расходов в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 23.01.2012.
Судья Д.Б.Диатроптов