Дело № 2-295/2011
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.
при секретаре Поповой С.Б.,
с участием истца Даньщиковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 декабря 2011 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Даньщиковой Веры Викторовны о взыскании компенсации за два дня ежегодного дополнительного отпуска, возмещении материального ущерба в счет невыплаченных сумм из фонда материального стимулирования за период с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Даньщикова В.В. обратилась в суд с иском к МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» о возложении на ответчика обязанности привести выплаты из фонда стимулирования в соответствие с требованиями Федерального законодательства и нормативно-правовыми актами Минздравсоцразвития Российской Федерации, о возмещении ущерба в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб., причиненного невыплатой ей сумм из фонда материального стимулирования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, о возложении на ответчика обязанности привести должностную инструкцию в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов Минздрава РФ, о возмещении ущерба в размере <данные изъяты> руб., причиненного несоответствием уровня оплаты труда выполняемым должностным обязанностям, о возмещении материального ущерба в сумме <данные изъяты> руб., причиненного невыплатой отпускных за три дня дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда, о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, о направлении материалов дела в соответствующие органы для проверки финансово-хозяйственной деятельности ответчика.
Решением Троицко-Печорского районного суда от 08.04.2011 в удовлетворении иска полностью отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 23.05.2011 решение Троицко-Печорского районного суда от 08.04.2011 в части отказа в удовлетворении требований о возмещении материального ущерба, причиненного невыплатой отпускных, отменено. В этой части принято новое решение о признании за Даньщиковой В.В. права на оплату 2-х дней ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Для определения размера оплаты дополнительного отпуска дело в данной части возвращено в Троицко-Печорский районный суд на новое рассмотрение.
Этим же кассационным определением решение районного суда в части отказа в удовлетворении требований о возмещении ущерба в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб., причиненного невыплатой истцу сумм из фонда материального стимулирования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, отменено; дело в данной части направлено в Троицко-Печорский районный суд на новое рассмотрение.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Таким образом, районный суд должен разрешить дело по следующим исковым требованиям Даньщиковой В.В. к МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ»:
о возмещении ущерба в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб., причиненного невыплатой ей сумм из фонда материального стимулирования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ;
о взыскании оплаты дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и (или) опасными условиями труда в сумме <данные изъяты> руб.
В обоснование требования о возмещении ущерба, причиненного невыплатой сумм из фонда материального стимулирования, истица в исковых заявлениях и письменных пояснениях указала следующее.
Истице были произведены выплаты из фонда материального стимулирования по итогам работы в январе – <данные изъяты>%, в феврале – <данные изъяты>%, в марте – <данные изъяты> %. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стимулирующие выплаты не производились, в ДД.ММ.ГГГГ произведена выплата в минимальном размере <данные изъяты>%. Истица считает, что отсутствие выплат из фонда материального стимулирования по итогам работы является нарушением постановления правительства РФ от 05.08.2008 № 583, приказов Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818 и от 14.08.2008 № 425н, Типового положения по стимулированию работников подведомственных государственных учреждений Министерства труда и социального развития за повышение качества и результативность труда.
По мнению истицы, выплаты из фонда стимулирования по итогам работы должны производиться в течение финансового периода в порядке, установленном специальным положением о выплатах из фонда стимулирования, перечисленных в коллективном договоре МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», где указаны основания полного или частичного уменьшения соответствующих выплат. В соответствующем приказе работодателя должны быть указаны основания принятия им решения о лишении или снижении выплат, а также конкретные размеры выплат сотрудникам. Все это должно доводиться до работника под роспись. Приказов по учреждению о лишении истицы выплат из фонда стимулирования за рассматриваемый период не было, что, по ее мнению, является основанием для осуществления соответствующих выплат в полном объеме.
В ходе нового судебного разбирательства в суде первой инстанции истица поддержала исковые требования, а также доводы и обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях и дополнениях к ним. Заявила также дополнительное исковое требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, причиненного нарушением ее трудовых прав на получение стимулирующих выплат и оплату дополнительного отпуска.
Суд принял к рассмотрению дополнительное исковое требование, поскольку оно производно от рассматриваемых судом первоначальных требований.
В судебном заседании 02.08.2011 представитель ответчика адвокат Керимов Г.М. согласился с иском в части требования о взыскании оплаты дополнительного отпуска. В остальной части иск не признал, сославшись на то, что стимулирующие выплаты производятся при наличии у организации денежных средств на эти цели, данные выплаты обязательными не являются, имеются приказы о лишении Даньщиковой стимулирующих выплат.
В последующих судебных заседаниях представитель ответчика не участвовал.
В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика Кузнецов А.А. иск о возмещении ущерба не признавал и пояснял следующее.
Ответчик в лице специальной комиссии определяет возможность осуществления стимулирующих выплат исходя из сумм начисленной заработной платы и остатка денежных средств на лицевом счете. Решение принимается на основании документов, представленных главным бухгалтером и экономистом. Экономист представляет анализ производственных показателей, т.е данные о том, сколько учреждение заработало денег в месяце. Средства для фонда стимулирования заложены в цену посещения каждого пациента. Если ЦРБ выполняет программу государственных гарантий по оказанию медицинской помощи, то фонд стимулирования имеется, если же такая программа не выполняется, в таком случае фонда стимулирования нет. В спорные месяцы денежных средств для фонда стимулирования нет имелось. Более того, с апреля 2010 года по денежным средствам не был сформирован даже фонд основной заработной платы. Произошло это вследствие введения одноканального финансирования, когда денежные средства поступают через Фонд обязательного медицинского страхования в зависимости от выполнения лечебным учреждением плана.
Выслушав стороны, оценив доводы сторон и исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, приказу о переводе на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ №-к Даньщикова В.В. в спорный период состояла в трудовых отношениях с МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» в должности <данные изъяты>.
Как следует из справки о заработной плате, истице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведена выплата надбавки за стаж непрерывной работы; иные выплаты стимулирующего характера истице в эти месяцы не начислялись и не выплачивались. За ДД.ММ.ГГГГ истице произведена стимулирующая выплата в размере <данные изъяты>% оклада.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ под заработной платой работника понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статья 57 Трудового кодекса РФ в качестве обязательного условия к содержанию трудового договора предусматривает включение в него условий оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в качестве стимулирующей выплаты, подлежащей обязательной выплате истцу, указана надбавка за продолжительность непрерывной работы в размере <данные изъяты> %. Прочие стимулирующие выплаты выплачиваются на основании Положения «О материальном стимулировании работников учреждений здравоохранения».
В МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ действует Положение об условиях оплаты труда работников МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», которое разработано на основании постановления Правительства РК от 11.09.2008 № 239, постановления Правительства РК от 11.09.2008 № 234, постановления Администрации МР «Троицко-Печорский» от 26.09.2008 № 9/789.
Постановлением Правительства РК от 11.09.2008 № 239 предусмотрены выплаты стимулирующего характера работникам государственных учреждений здравоохранения РК являются: 1) надбавки за стаж непрерывной работы; 2) надбавки за интенсивность и высокие результаты работы; 3) надбавки за качество выполняемых работ; 4) премиальные выплаты по итогам работы. В данном постановлении отражены категория работников, условия начисления относительно надбавки за стаж непрерывной работы. Данным нормативным актом установлено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются учреждениями здравоохранения самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников. Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, заместителям руководителя, главным бухгалтерам и остальным работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми устанавливаются приказом руководителя учреждения.
Пунктом 9 постановления Правительства РК от 11.09.2008 № 239 органам местного самоуправления в Республике Коми рекомендовано разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие с 1 декабря 2008 г. систему оплаты труда, аналогичную отраслевой системе оплаты труда, установленной данным постановлением.
Администрацией муниципального района «Троицко-Печорский» 26.09.2008 принято постановление № 9/789 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального района «Троицко-Печорский», которым утверждены выплаты стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений здравоохранения муниципального района «Троицко-Печорский». Перечень и порядок назначения этих выплат аналогичны порядку, установленному постановлением Правительства РК от 11.09.2008 № 239. В частности, в муниципальным актом установлено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются учреждениями здравоохранения самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников. Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, заместителям руководителя, главным бухгалтерам и остальным работникам муниципального учреждения здравоохранения «Троицко-Печорская центральная районная больница» устанавливаются приказом руководителя учреждения.
Пунктом 5.4 раздела 5 Коллективного договора МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», утвержденного на общем собрании коллектива 13.03.2009 года, предусмотрено исчисление заработной платы в соответствии с Положением об оплате труда.
Положением об условиях оплаты труда работников МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» определены категории работников, размеры и условия начисления надбавки за стаж непрерывной работы, а также указано, что работникам могут устанавливаться надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за качество выполняемых работ, а также производится премиальные выплаты. Выплаты стимулирующего характера производятся с учетом результатов деятельности учреждения в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда учреждения.
Пунктом 5.5 Положения об условиях оплаты труда предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда и фиксируются в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников. Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, заместителям руководителя, главным бухгалтерам и остальным работникам муниципального учреждения здравоохранения «Троицко-Печорская центральная районная больница» устанавливаются приказом руководителя учреждения.
Согласно Положению о материальном стимулировании работников учреждения здравоохранения МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», согласованным с профсоюзным комитетом и утвержденным главным врачом ЦРБ, источником средств на оплату труда работников МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» служит фонд заработной платы, сформированный из средств обязательного медицинского страхования, полученных от страховых медицинских компаний по счетам за оказанные медицинские услуги и бюджетных ассигнований, выделенных на текущий год. Выплаты стимулирующего характера производятся при наличии фонда стимулирующих выплат и экономии фонда заработной платы. Основная (гарантированная) заработная плата начисляется на основании положения об оплате труда работников.
В разделе 2 Положения о материальном стимулировании также предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера работникам МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» производятся за счет фонда материального стимулирования на основании приказа главного врача при условии наличия средств на данные выплаты. Выплаты стимулирующего характера могут быть установлены сроком на месяц, квартал, год либо носить разовый характер (в виде персональной надбавки).
Таким образом, локальными нормативными актами МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» возможность осуществления выплат стимулирующего характера поставлена в зависимость от наличия фонда материального стимулирования и экономии фонда заработной платы.
Анализ приведенных выше положений нормативных актов дает основания для вывода о том, что постоянный характер носит лишь стимулирующая надбавка за стаж непрерывной работы, остальные стимулирующие выплаты производятся при наличии фонда стимулирующих выплат и экономии фонда заработной платы на основании приказа главного врача с учетом результатов деятельности каждого специалиста.
С целью проверки доводов ответчика об отсутствии в спорный период средств для производства истцу выплат стимулирующего характера суд назначил проведение финансово-экономической экспертизы.
В результате проведенного экспертного исследования установлено, что в <данные изъяты> году у ответчика имелась экономия фонда оплаты труда в ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, по итогам <данные изъяты> года имелась также общая экономия фонда материального стимулирования в сумме <данные изъяты> рубля, а в части выплаты стажевых надбавок экономия составляла <данные изъяты> рублей.
Кроме того, экспертом установлено, что в течение каждого месяца <данные изъяты> года, в том числе в спорный период <данные изъяты> года работникам МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» производились выплаты надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, а также премиальные выплаты, при этом экономия фонда стимулирования в части данных выплат за год составила <данные изъяты> рубль. Факт выплаты необязательных стимулирующих надбавок и премий в <данные изъяты> году подтверждается приказами главного врача МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», которыми были установлены размеры выплат конкретным работникам.
Изложенное опровергает доводы ответчика о том, что у МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» отсутствовала возможность производить истцу выплату стимулирующих надбавок необязательного характера.
Иных доводов обоснованности лишения истца выплат из фонда материального стимулирования ответчик не привел и соответствующих доказательств не представил.
Следовательно, суд приходит к выводу, что оснований для лишения истицы стимулирующих выплат в <данные изъяты> году не имелось.
Согласно справке о выплатах и расчетному листку, в ДД.ММ.ГГГГ истице была произведена выплата из фонда материального стимулирования в минимальном размере <данные изъяты>% должностного оклада.
По заключению эксперта, в МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» за ДД.ММ.ГГГГ допущен перерасход фонда оплаты труда на <данные изъяты> рубль; средств для выплат из фонда материального стимулирования у работодателя не имелось, однако выплаты фактически производились.
С учетом выводов эксперта и установленных судом фактов следует признать, что в результате необоснованного лишения истицы выплат из фонда материального стимулирования в <данные изъяты> году при том, что другим работникам они производились, был нарушен принцип равенства прав и возможностей работников, а также принцип обеспечения права работника на выплату справедливой заработной платы.
Вместе с тем, суд учитывает, что на основании приказа главного врача от ДД.ММ.ГГГГ истице была произведена выплата из фонда материального стимулирования в размере <данные изъяты> должностного оклада за IV квартал, то есть за октябрь, ноябрь и декабрь <данные изъяты> года. Следовательно, право истицы на получение выплат стимулирующего характера за указанные месяцы <данные изъяты> года нарушено не было. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске, трудовую деятельность не осуществляла. Следовательно, оснований для производства истице выплат из фонда материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
В соответствии с действующим правовым регулированием определение размера спорных выплат зависит от оценки качества работы определенного работника. Оценка профессиональной деятельности истицы и определение размера полагающихся ей стимулирующих выплат относится к исключительной компетенции работодателя, и суд не вправе подменять его при разрешении данного вопроса. Поэтому, с целью восстановления нарушенного права суд считает возможным обязать ответчика произвести истице спорные выплаты за ДД.ММ.ГГГГ, оставив вопрос о конкретных размерах этих выплат на разрешение работодателя. При этом в иске о возмещении материального ущерба суд отказывает, поскольку размер ущерба не доказан.
Вступившим в законную силу определением суда кассационной инстанции признано право истицы на оплату двух дней дополнительного отпуска. Согласно справке МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», размер полагающейся истице выплаты за два дня дополнительного отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Произведенный ответчиком расчет оплаты неиспользованного отпуска истица не оспаривает, поэтому суд его принимает. Таким образом, с ответчика в пользу истицы следует взыскать <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а в удовлетворении остальной части требования на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки следует отказать.
В силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса РФ суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
С учетом указанных положений Закона и обстоятельств дела суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Обязать МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» установить Даньщиковой Вере Викторовне размер выплат стимулирующего характера за ДД.ММ.ГГГГ и произвести их выплату.
Взыскать с МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» в пользу Даньщиковой Веры Викторовны:
компенсацию за два дня ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;
компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Отказать в удовлетворении иска в части взыскания компенсации за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, а также в удовлетворении требований о возмещении материального ущерба в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. в счет невыплаченных сумм из фонда материального стимулирования.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 30.12.2011.
Судья Д.Б.Диатроптов