№2-74/2012 Иск об обязании предоставления вне очереди жилого помещения



         Дело № 2-74/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2012 года

Троицко-Печорский районный суд РК в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.,

с участием истца Крыськова А.В.,

помощника прокурора Троицко-Печорского района Маркиной Е.А.,

при секретаре Рожковой В.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района РК в интересах Крыськова Александра Васильевича к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения

УСТАНОВИЛ

Прокурор Троицко-Печорского района РК в интересах Крыськова Александра Васильевича обратился в суд с иском о предоставлении Крыськову А.В. жилого помещения, пригодного для постоянного проживания на состав семьи один человек, площадью не менее нормы предоставления на условиях договора социального найма в пгт. Троицко-Печорск, указав, что в прокуратуру Троицко-Печорского района обратился Крыськов А.В. по вопросу непредоставления жилого помещения со стороны Администрации МР «Троицко-Печорский». Проверкой установлено, что Крыськов А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать – ФИО3, решением суда от 08.09.2004 года лишена судом родительских прав, отец в актовой записи о рождении указан со слов матери. В настоящее время жилым помещением для постоянного проживания истец не обеспечен.

Ст. 40 Конституции РФ каждый имеет права на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В части 2 названной нормы указаны категории граждан которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в не очереди, в том числе пунктом 2 предусмотрено предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Закон РК «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..» от 22.11.2010 года № 139-РЗ наделил органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих в том числе закрепленного жилого помещения.

В силу ст. 2 названного Закона жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющего закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным ЖК РФ.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Следовательно, Администрация МР «Троицко-Печорский» наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам социального найма.

Из справки ФГУП РК «РБТИ» Троицко-Печорского района следует, что Крыськов А.В. в приватизации жилья участия не принимал.

Ранее жилое помещение за истцом не закреплялось.

В настоящее время Крыськов А.В. проживает на съемной квартире по адресу: <адрес>, в связи с чем Крыськов А.В.продолжает состоят на учете Администрации МР «Троицко-Печорский» в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Таким образом, Крыськов А.В. не имеет жилого помещения, нуждается в его предоставлении и имеет право на получение жилья вне очереди.

    В судебном заседании истец Крыськов А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, суду показал, что состоит на очереди на получение жилого помещения еще с нахождения его в интернате, где он обучался с 2004 по 2008 годы, за все время от Администрации района никакого помещения предоставлено не было. Жилое помещение по адресу регистрации, это бывшее здание интерната, оно стоит без окон и дверей, по фактическому адресу он никаких прав на жилое помещение не имеет, проживает у родственников. Ранее снимал жилье, но не потянул, поскольку плата была большая. Никаких уведомлений, постановлений с Администрации района относительно изменения его статуса он не получал.

Помощник прокурора Маркина Е.А. поддерживает заявленные исковые требования.

Представитель ответчика на рассмотрении дела не явился по неизвестной суду причине, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

До рассмотрения дела по существу от представителя ответчика поступила информация о том, что Крыськов А.В. в Администрацию МР «Троицко-Печорский» для подтверждения статуса нуждающегося не обращался. В личном деле присутствуют документы, подтверждающие статус сироты.

Выслушав участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В части 2 названной нормы перечислены случаи предоставления жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. В частности, к таким случаям относится предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Закон РК «О наделении органов местного самоуправления в республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» от 22.11.2010 года № 139-РЗ наделил органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих, в том числе закрепленного жилого помещения (ст. 1).

В силу ст. 2 названного закона жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (пункты 1, 2).

Следовательно, в силу названных правовых норм Администрация МР «Троицко-Печорский» наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений рассматриваемой льготной категории граждан по договорам социального найма.

В соответствии с частью 1 ст. 9 Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ (в редакции Закона РК от 29.12.2011 года № 165-РЗ) жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Ранее, редакция данной части статьи предусматривала, что жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления".

Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года данная норма (часть 1 ст. 9) в редакции закона РК от 29.04.2011 года № 32-РЗ в части предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми по основанию существенного ухудшения условий предоставления жилых помещений рассматриваемой категории граждан, относящихся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающихся в жилье, поскольку эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.

Ранее, до принятия Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, регулировались законом Республик Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 33 квадратных метра на одинокого гражданина; 42 кв. метра общей площади – на семью из двух человек.

Данный порядок по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратил силу в связи с введением в действие с 1 января 2011 года Закона Республики Коми от 22.11.2010 года № 139-РЗ, но при этом был сохранен как для граждан, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми на меры социальной поддержки (инвалидов боевых действий, родителей и детей погибших ветеранов боевых действий, вдов погибших ветеранов боевых действий, не вступивших в новый брак), так и для иных лиц, указанных в статье 1 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ.

В силу ст. 57 ч. 5 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Часть 4 названной нормы предусматривает возможность предоставления категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

К таким категориям граждан, исходя из Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ и Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ относятся дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.

Учитывая, что положение Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ предусматривающее предоставление жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления признано неконституционным, а в настоящее время часть 1 ст. 9 Закона № 139-РЗ вообще издана в иной редакции, такой нормой предоставления жилой площади является норма, указанная в ст. 10 ч. 2 Закона РК «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 04.07.2006 года № 54-РЗ.

Иных норм предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, законодательством Республики Коми не предусмотрено.

Истец Крыськов А.В. состоит на учете в Администрации МР «Троицко-Печорский» в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании постановления Администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ и имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что Крыськов А.В., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, до настоящего времени в установленном порядке жильем не обеспечен.

При данных обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя размер общей площади, который необходимо предоставить истцу, суд исходит из нормы 33 кв. метра, поскольку предоставление жилого помещения во внеочередном порядке зависит от определенного правового статуса лица, претендующего на такое жилое помещение. В рассматриваемом деле таким лицом является истец, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы представителя ответчика о том, что Крыськов А.В. не обращался к ответчику для подтверждения статуса нуждающегося в жилом помещении, не умаляют право данного лица на получение жилого помещения, поскольку Крыськов А.В. в установленном законом порядке был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении еще до вступления в силу Закона РК № 139-РЗ и в силу ст. 15 указанного Закона не утратил права на получение жилого помещения.

Каких-либо решений об исключении истца из списка рассматриваемой льготной категории ответчик суду не представил. Отсутствует такая информация и в представленном ответчиком личном деле Крыськова А.В.

Суд не разрешает вопрос о взыскании судебных расходов с ответчика, поскольку Администрация МР «Троицко-Печорский», как орган местного самоуправления, в силу ст. 333.36 ч. 1 п. 19 НК РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Троицко-Печорского района в интересах Крыськова Александра Васильевича к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию МР «Троицко-Печорский» предоставить Крыськову Александру Васильевичу, <данные изъяты>, вне очереди жилое помещение пригодное для постоянного проживания на состав семьи из одного человека, в виде отдельной квартиры в пгт. Троицко-Печорск по норме предоставления не менее 33 кв. метров общей площади, на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течении 30 дней со дня его принятия.

Судья Леконцев А.П.