№ 2-15/2012 Иск о присуждении к обязанности оранизовать сбор и вывоз мусора и отходов, расположенных на несакционированной свалке



Дело № 2-15/2012

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.

при секретаре Поповой С.Б.,

с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района Маркиной Е.А., представителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск» Серышевой Г.Е., представителя администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Филипповой Л.Ю., представителя Троицко-Печорского районного комитета по охране окружающей среды Пантина М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2012 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» о присуждении обязанности организовать сбор и вывоз мусора и отходов, расположенных на несанкционированной свалке,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Троицко-Печорского района обратился в суд с иском к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» о присуждении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку на территории поселения, расположенную в районе <адрес>. Данное требование обосновал тем, что ответчик в силу требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об отходах производства, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека обязан обеспечивать на территории поселения сбор и вывоз отходов и мусора в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика организовать и осуществить сбор отходов и мусора, расположенных на несанкционированной свалке, а также организовать и осуществить вывоз этих отходов и мусора на свалку, расположенную на <адрес>

В письменных возражениях на иск администрация городского поселения с требованиями прокурора не согласилась. Указала, что к вопросам местного значения поселений относятся организация и вывоз бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. По мнению ответчика, из представленных прокурором в суд документов усматривается, что на спорной несанкционированной свалке размещены отходы, не относящиеся к бытовым, поэтому их ликвидация не может быть вменена администрации городского поселения. Поэтому первоначально сформулированное прокурором требование о ликвидации свалки предъявлено ненадлежащему ответчику, и должно быть адресовано администрации муниципального района «Троицко-Печорский». По мнению ответчика, районный прокурор неправомерно обратился в суд с защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду и возбудил спор экологического характера. Ответчик указал, что надзор за соблюдением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан возложен на природоохранных прокуроров в пределах соответствующего субъекта федерации, и только при отсутствии специализированной прокуратуры данные полномочия возлагаются на прокуроров городов и районов.

В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика в последнем и предыдущих судебных заседаниях иск не признали, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Также пояснили, что спорная свалка действительно является несанкционированной, ее никто не организовывал, плата за уборку мусора, размещенного на этой свалке, не взимается. Вокруг несанкционированной свалки находятся частные домовладения и дачи, владельцы которых продолжают бесконтрольно сваливать мусор на образовавшуюся свалку; лицо, виновное в создании свалки, не установлено; граждане отказываются участвовать в уборке территории, ссылаясь на то, что это не их мусор. Ближайшее место для сбора мусора – деревянная помойница – располагается в 300 метрах от несанкционированной свалки. Сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на данной территории действительно не организован, поскольку владельцы частных домов отказываются заключать договоры на вывоз отходов и мусора.

Представителями ответчика в ходе судебного разбирательства также заявлен довод о том, что обязанность по очистке территории несанкционированной свалки должна быть возложена на домовладельцев или на ОАО «Коми тепловая компания», которые должны осуществлять санитарную уборку территорий, прилегающих к своим земельным участкам.

Представители третьих лиц – администрации муниципального района «Троицко-Печорский» и Троицко-Печорского районного комитета по охране окружающей среды – требования прокурора поддержали.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Обращение прокурора в суд обосновано тем, что наличие несанкционированной свалки нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Довод ответчика о том, что прокурор района не имел полномочий на обращение в суд в силу природоохранного характера заявленного спора, суд отвергает исходя из следующего.

В соответствии со статьями 1, 4 и 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, в которую входят Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральным прокурором РФ от 07.05.2008 № 84 издан приказ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», согласно которому на природоохранных прокуроров возложено осуществление надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 2.3 приказа). Вместе с тем, по смыслу правового акта, вытекающего из общей совокупности содержащихся в нем положений, данным приказом определена компетенция прокуроров специализированных прокуратур; при этом компетенция прокуроров городов и районов по осуществлению надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующих административно-территориальных образований не ограничена.

Размещение несанкционированной свалки было выявлено прокурором на территории Троицко-Печорского района. Следовательно, прокурор Троицко-Печорского района в соответствии с территориальным принципом разделения полномочий между прокурорами городов и районов был вправе обратиться в суд с иском в защиту, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Согласно статье 13 этого же Закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Актом осмотра места несанкционированного размещения отходов от 10.11.2011, составленного по результатам проверки, проведенной прокуратурой района совместно с Троицко-Печорским районным комитетом по охране окружающей среды, подтверждается, что в районе <адрес> в овраге обнаружена свалка бытовых отходов: обгоревших досок, кузова автомобиля, корпусов бытовой техники, бутылок и прочего, площадь которой превышает 50 кв.м.

Аналогичные данные содержатся в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленном государственным инспектором Республики Коми государственного экологического контроля ФИО7

Наличие данной несанкционированной свалки ответчиком не оспаривается.

Представитель ответчика в судебном заседании также не оспаривал, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке, право собственности на который не разграничена. Изучение топографической съемки п. Троицко-Печорска и выписки из государственного земельного кадастра показало, что свалка расположена за пределами территорий частных домовладений и за пределами земельного участка, находящегося в собственности ОАО «Коми тепловая компания».

Из объяснений представителя ответчика следует, что сбор и вывоз бытовых отходов и мусора от домовладений, расположенных на <адрес>, не организован, ближайшее место сбора мусора и бытовых отходов находится в трехстах метрах от места расположения несанкционированной свалки и окружающих ее домовладений. Данное обстоятельство противоречит требованиям раздела 2.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988, согласно которым площадки сбора отходов должны быть удалены от жилых домов на расстояние не более 100 метров.

В рассматриваемом случае администрация городского поселения «Троицко-Печорск» в силу требований Закона является органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городского поселения. Следовательно, несанкционированное складирование мусора и бытовых отходов произошло вследствие невыполнения ответчиком обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся при жизнедеятельности населения.

Доводы ответчика о том, что размещенные на несанкционированной свалке отходы не являются бытовыми, суд отвергает, поскольку это противоречит имеющимися в материалах дела документам, из которых следует, что свалка расположена в секторе частных домовладений, на свалке размещены бытовые отходы: доски, посуда, корпусы бытовой техники, кузов легкового автомобиля. Доказательств обратного суду не представлено.

Суд не принимает доводы ответчика о том, что обязанность по вывозу размещенного на свалке мусора и отходов должна быть возложена на частных домовладельцев и ОАО «Коми тепловая компания», поскольку это противоречит вышеизложенным требованиям законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 194 и 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «Троицко-Печорск» в срок до 01.06.2012 организовать и осуществить сбор отходов и мусора, расположенных на несанкционированной свалке в районе <адрес>, а также организовать и осуществить вывоз этих отходов и мусора на свалку, расположенную на <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 03.02.2012.

Судья Д.Б.Диатроптов