Дело № 2-171/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2012 года
Троицко-Печорский районный суд РК в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.,
с участием истца Шарпатого С.В.,
представителя ответчика Администрации МР «Троицко-Печорский» Спасской К.А., действующей на основании доверенности от 11.03.2012 года,
при секретаре Задорожной О.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Шарпатого Сергея Викторовича к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения
УСТАНОВИЛ
Шарпатый С.В. обратился в суд с иском к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения на состав семьи один человек, общей площадью не менее 33 кв. метров в черте населенного пункта Троицко-Печорск на условиях договора социального найма.
В обосновании исковых требований истец указал, что в ДД.ММ.ГГГГ он лишился родительского попечения в связи с лишением родителей родительских прав на основании решения Троицко-Печорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и Княжпогосткого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. До лишения родителей родительских прав он проживал с мамой по адресу: пгт. Троицко-Печорск, <адрес>, после лишения родителей родительских прав он был помещен в детский дом <адрес>, где проживал и учился до <адрес>.
В <адрес> окончил школу и поступил в ПУ № <адрес>, в период учебы проживал в общежитии при учебном заседании. После окончания учебы в ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию района, сдал все затребованные документы, оформил заявление о предоставлении жилого помещения. Его заявление оставлено без удовлетворения, так как со слов работников Администрации средств для обеспечения жильем у них нет. После окончания ПУ № он проживает в Троицко-Печорске у сестры по адресу: <адрес>, поскольку другого жилья не имеет. Дом, в котором он проживал мамой разрушен и признан непригодным для проживания, о чем имеются соответствующие акты и заключение
Согласно ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ч. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством) не имеющего закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В силу положений Закона РК «О категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном жилищным кодексом.
По настоящее время закрепленного жилого помещения он не имеет, жилой площадью не обеспечен.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме, дополнительно показал, что по настоящее время жилье ему не предлагалось и не предоставлялось. В настоящее время он проживает в пгт. Троицко-Печорск, <адрес> у сестры, она в настоящее время проживает у свекрови по адресу: квартал <адрес>.
Представитель ответчика Спасская К.А., действующая на основании доверенности по существу заявленных исковых требований не возражает, но полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу в порядке очередности, поскольку помимо него в аналогичном списке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей 89 человек и они не могут отодвинуть очередность и предоставить жилье истцу ранее других лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В части 2 названной нормы перечислены случаи предоставления жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. В частности, к таким случаям относится предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Закон РК «О наделении органов местного самоуправления в республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» от 22.11.2010 года № 139-РЗ наделил органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих, в том числе закрепленного жилого помещения (ст. 1).
В силу ст. 2 названного закона жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.
Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (пункты 1, 2).
Следовательно, в силу названных правовых норм Администрация МР «Троицко-Печорский» наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений рассматриваемой льготной категории граждан по договорам социального найма.
Статья 9 ч. 1 Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ (в редакции Закона РК от 29.12.2011 года № 165-РЗ) предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Часть 5 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В статье 57 ЖК РФ под нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Ранее, до принятия Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, регулировались законом Республик Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра на одинокого гражданина.
Данный порядок по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратил силу в связи с введением в действие с 1 января 2011 года Закона Республики Коми от 22.11.2010 года № 139-РЗ, но при этом был сохранен как для граждан, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми на меры социальной поддержки (инвалидов боевых действий, родителей и детей погибших ветеранов боевых действий, вдов погибших ветеранов боевых действий, не вступивших в новый брак, спортсмены, научные работники, государственные гражданские служащие республики Коми и тд.), так и для иных лиц, указанных в статье 1 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Часть 4 названной нормы предусматривает возможность предоставления категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К таким категориям граждан, исходя из Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ и Закона РК от 22.11.2010 года № 139-РЗ относятся дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.
Учитывая что в Республике Коми определен порядок и условия предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, в частности законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ, суд полагает необходимым при определении нормы предоставления жилой площади исходить именно из положения названного Закона, предусматривающего предоставление гражданам жилых помещений в виде отдельной квартиры по норме 33 кв. метра общей площади на одинокого гражданина, поскольку в настоящее время иных норм предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, законодательством Республики Коми не предусмотрено.
Истец Шарпатый С.В. состоит на учете в Администрации МР «Троицко-Печорский» в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании постановления Администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ №и имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку последние лишены родительских прав на основании решения суда.
Из акта обследования помещений и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, оформленных Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: пгт. Троицко-Печорск, <адрес> признан непригодным для проживания.
Таким образом, учитывая, что истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеет закрепленного за ним жилого помещения, до настоящего времени в установленном порядке жильем не обеспечен, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Возражение представителя ответчика относительно несогласия предоставления жилого помещения истцу Шарпатому С.В. вне очереди не влияют на вывод суда, поскольку в силу действующего законодательства (ст. 57 ч. 2 ЖК РФ), с учетом его статуса, жилое помещение предоставляется вне очереди.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учет.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Шарпатого Сергея Викторовича к Администрации МР «Троицко-Печорский» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию МР «Троицко-Печорский» предоставить Шарпатому Сергею Викторовичу, <данные изъяты> вне очереди жилое помещение пригодное для постоянного проживания на состав семьи из одного человека, в виде отдельной квартиры в пгт. Троицко-Печорск по норме предоставления не менее 33 кв. метров общей площади, на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течении 30 дней со дня его вынесения.
Судья Леконцев А.П.