№2-153/2012 Иск об устранении нарушений правил пожарной безопасности



         Дело № 2-153/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2012 года

Троицко-Печорский районный суд РК в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.,

с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района Маркиной Е.А.,

при секретаре Задорожной О.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельское поселение «Курья» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности

УСТАНОВИЛ

Прокурор Троицко-Печорского района РК в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования сельское поселение «Курья» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- окаймить территорию поселка защитной минерализованной полосой;

- населенный пункт обеспечить достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, требуемым по нормам расхода воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники;

- обустроить населенный пункт искусственными водоемами;

В обосновании исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией СП «Курья» полномочий по решению вопросов местного значения поселения в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта. В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ разрешение данных вопросов относится к первичным мерам пожарной безопасности.

Ответчиком не исполняются требования противопожарного законодательства в части отсутствии минерализованной полосы и обеспечения населенного пункта противопожарным водоснабжением.

В судебном заседании помощник прокурора Троицко-Печорского района Маркина Е.А. отказалась от исковых требований в части обеспечения населенного пункта достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, требуемым по нормам расхода воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники и уточнила требования относительно требования об обустройстве населенного пункта искуственными водоемами, в частности в этой части просит обязать ответчика обязать обустроить населенный пункт одним искусственным водоемом.

В остальном помощник прокурора исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика на рассмотрение дела не явился, до рассмотрения дела по существу Администрация СП «Курья» направила в адрес суда телефонограмму, согласно которой глава поселения явиться на судебное заседание не может в связи с выездом за пределы района, просит дело рассмотреть в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании 20.04.2012 года представитель Администрации СП «Курья» - глава поселения Тофан Б.П. исковые требования признал частично, суду показал, что по первому требованию (по минерализованной полосе) мероприятия фактически исполнены, ждет схода снега. По второму требованию показал, что пос. Курья находится на берегу р. Печора, вдоль населенного пункта с северной стороны протекает р. Лелем. При необходимости можно набрать нужное количество воды. Имеются только несколько домов, которые находятся в отдалении. В настоящее время ими рассматривается вопрос о создании искусственного водоема на территории поселка. Поселения является дотационным, поэтому все мероприятия сразу не получается сделать.

Выслушав прокурора, допросив свидетеля ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Данное положение Федерального закона нашло свое отражение и в пунктах 8,9 части 1 ст. 7 Устава сельского поселения «Курья».

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Во исполнение данной нормы приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 данных Правил, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Следовательно, выполнение данного пункта прямо возложено на органы местного самоуправления. Из пояснений главы поселения Тофан Б.П. данное мероприятие в полном объеме не исполнено.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Статья 62 названного Федерального закона предусматривает, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 68 настоящего Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

С учетом положений пункта 9.11 Свода правил системы противопожарной защиты «Источники наружного противопожарного водоснабжения «Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 178 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: - при наличии автонасоса 200 метров; при наличии мотопомп 100-150 метров.

Как пояснил в суде свидетель ФИО4, начальник ОНД по Троицко-Печорскому району под автонасосом в данном пункте понимается пожарный автомобиль. Пос. Курья располагается действительно у реки, но если отчитывать от реки 200 метров, то поселок на этом не заканчивается и в поселке необходимо установить не менее одного искусственного водоема. Искусственный водоем представляет из себя емкость опущенную в землю, либо котлован, забетонированный с гидроизоляцией, сверху закрытый, либо водоем с открытой водой, но последний не особо подходит, поскольку в зимнее время будет промерзать, тогда как в таком водоеме необходим забор воды в любое время года.

Кроме этого Примечанием 1 пункта 2.11 СНиП 2.04.02.-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения предусмотрено, что допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов).

Хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для населенных пунктов с числом жителей до 5 000 человек ( пункт 9.27 СНиПа).

Таким образом, из установленных судом обстоятельств, следует обязанность органа местного самоуправления, в данном случае Администрации СП «Курья», по созданию не менее одного искусственного водоема на территории поселка.

Следовательно, исковые требования прокурора Троицко-Печорского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельское поселение «Курья» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в части: - окаймления территории поселка защитной минерализованной полосой; - обустройство населенного пункта искусственным водоемом в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения, подлежат удовлетворению.

Суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, поскольку Администрация СП «Курья», как орган местного самоуправления, в силу ст. 333.36 ч. 1 п. 19 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Троицко-Печорского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельское поселение «Курья» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию сельского поселения «Курья» в срок до 01 июля 2012 года принять меры по устранению нарушения противопожарного законодательства, в частности:

- окаймить территорию пос. Курья защитной минерализованной полосой;

- обустроить пос. Курья не менее одним искусственным водоемом в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течении 30 дней со дня его вынесения.

Судья Леконцев А.П.