Дело № 2-116/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2012 года
Троицко-Печорский районный суд РК в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.,
с участием представителя ответчика Семеновой Х.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Задорожной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова Петра Михайловича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе РК о включении в стаж работы периода нахождения на курсах повышения квалификации, установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ
Мельников П.М. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе РК включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения на курсах повышения квалификации, установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
В обосновании исковых требований истец указал, что в период работы в <данные изъяты> приказом руководителя от ДД.ММ.ГГГГ №-к он направлялся на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые проходили в <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости. Однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в перерасчете ему было отказано в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.
С указанным решением он не согласен. В период направления его на курсы повышения квалификации трудовые отношения между им и работодателем не расторгались. За ним сохранялась средняя заработная плата с которой производились отчисления. В связи с чем период нахождения на курсах повышения квалификации в <данные изъяты> следует зачесть в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В судебное заседание истец не явился, до рассмотрения дела по существу направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель ответчика – Семенова Х.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, подержала доводы, изложенные в письменном возражении, из которого следует, что в удовлетворении исковых требований ответчик просит отказать, поскольку отсутствуют основания для перерасчета размера трудовой пенсии. Нахождение на курсах повышения квалификации не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность. В указанные периоды сохраняются только трудовые отношения. Командировка для обучение на курсах повышения квалификации в учебные заведения, расположенные в районах Крайнего Севера с отрывом от работы не считается служебной командировкой и соответственно работой в районах Крайнего Севера.
Выслушав представителя ответчика, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец является получателем трудовой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе РК об установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 ст. 14 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Решением УПФР в Троицко-Печорском районе от ДД.ММ.ГГГГ № Мельникову П.М. отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера полный рабочий день, указав в качестве такого основания, что курсы повышения квалификации не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, поскольку в указанные периоды сохраняются только трудовые отношения. Трудовая деятельность не осуществляется, следовательно факт работы отсутствует.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (с изменениями и дополнениями) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Исходя из пункта 7 ст. 14 настоящего Федерального закона следует, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Следовательно, с учетом такого «смешанного» периода стажа, период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера должен быть не менее 20 лет (15 х 12: 9).
Согласно решения об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии страховой стаж (календарно) истца Мельникова П.М. составляет <данные изъяты> год <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (календарно) составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней.
Исходя из положений ст. 14, 28 Федерального закона № 173-ФЗ, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 следует, что одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера и досрочного назначения трудовой пенсии по старости является осуществление трудовых обязанностей в особых климатических условиях.
Как следует из трудовой книжки, истец осуществлял трудовую деятельность на различных должностях в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
С ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял трудовую деятельность в должности <данные изъяты>.
Приказом по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-к Мельников П.М. направлен на курсы газоэлектросварщиков в <данные изъяты> сроком обучения <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ с оплатой согласно положения. В качестве основания направления на курсы указан план подготовки кадров.
Согласно Аттестата № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на имя Мельникова П.М., последний окончил курсы при <данные изъяты>, <данные изъяты> Коми АССР по специальности <данные изъяты>. Решением экзаменационной комиссии Мельникову П.М. присвоена квалификация <данные изъяты>. Период обучения Мельникова П.М. в данном аттестате указан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Аттестат подписан председателем экзаменационной комиссии, директором училища и скреплен печатью.
Таким образом, из совокупности исследованных доказательств, с учетом периода направления истца на курсы, суд находит доказанным факт нахождения истца на обучении в <данные изъяты> Коми АССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Направление истца на учебу по приказу с ДД.ММ.ГГГГ на два месяца не влияет на вывод суда, поскольку из указанного выше Аттестата четко следует период окончания обучения.
Кроме этого, направление истца на курсы <данные изъяты> нашло свое отражение в трудовой книжке, в личной карточке работника №
Нахождение истца на данных курсах, суд приравнивает к исполнению работником своих обязанностей, так как трудовые отношения между <данные изъяты>, как работодателем и Мельниковым П.М., как работником, на период нахождения на курсах не прекращались, что следует из сведений, изложенный в трудовой книжке и расчетных ведомостях, где отражено начисление Мельникову П.М. в период его нахождения на данных курсах, заработной платы.
Кроме этого, как действующим трудовым законодательством (ст. 187 ТК РФ), так и действующим в рассматриваемый период положениям трудового законодательства (ст. 112 КЗоТ РСФСР) для работников, направляемых для повышения квалификации, действовали определенные гарантии, в частности при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации, как период работы, в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В силу ст. 17 п. 2 Федерального закона № 173-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости.
Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.60 года № 148 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. В данном перечне к районам Крайнего Севера территория Коми АССР не отнесена.
Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 года № 1029 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно данного Перечня.. в Коми АССР к районам Крайнего Севера относились город Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их горсоветов. К местностям, приравненным к районам Крайнего Севера помимо иных районов относился Печорский район и город Печора.
Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.83 года № 12 (с последующими дополнениями) в Перечень районов крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера внесены изменения и дополнения, названный Перечень изложен в новой редакции.
Согласно новой редакции Перечня.. в Коми АССР к районам Крайнего Севера отнесены города Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов. С 1 апреля 1992 года к районам Крайнего Севера, на основании Указа Президента РФ от 24.01.92 года № 46 отнесен Печорский район, а с 01 января 2008 года к таким районам отнесен город Печора.
Следовательно, в период обучения истца на курсах в учебном комбинате, местность, где проходил обучение истец Мельников П.М. относилась к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на вывод суда, поскольку право лица по установлению фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в повышенном размере, не может ставиться в зависимость от момента отнесения той или иной местности, где проходил обучение истец, к районам Крайнего Севера, при том, что в силу изменившегося законодательства Печорский район с 24.01.92 года отнесен к районам Крайнего Севера и соответственно работа в данной местности в настоящее время учитывается при подсчете стажа, дающего право для повышения базового размера страховой части трудовой пенсии.
В связи с изложенным, учитывая доказанность осуществления истцом трудовой деятельности в местности, расположенной в районе Крайнего Севера, обоснованным является и требование истца в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в размере, предусмотренном пунктом 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, что в свою очередь является основанием для удовлетворения исковых требований истца в полном объеме.
В силу ст. 20 п. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях» перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости истцу следует производить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии. В данном случае таким сроком будет ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплаченной госпошлине в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Мельникова Петра Михайловича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе РК о включении в стаж работы периода нахождения на курсах повышения квалификации, установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, удовлетворить в полном объеме.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе РК засчитать Мельникову Петру Михайловичу в стаж работы в районах Крайнего Севера период его нахождения на курсах повышения квалификации в <данные изъяты> <данные изъяты> Коми АССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе РК установить Мельникову Петру Михайловичу с ДД.ММ.ГГГГ повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в размере, предусмотренном пунктом 7 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ).
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Троицко-Печорском районе Республики Коми в пользу Мельникова Петра Михайловича судебные расходы по оплаченной госпошлине в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течении 30 дней со дня его принятия.
Судья Леконцев А.П.