Дело № 2-121/2012
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.
при секретаре Поповой С.Б.,
с участием истца Пилипец Г.Н., представителя ответчика Семеновой Х.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2012 года в п. Троицко-Печорске Республики Коми гражданское дело по иску Пилипец Галины Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми о присуждении обязанности засчитать в стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения на курсах повышения квалификации и установить повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Пилипец Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению– Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми (далее – УПФР, ответчик) о присуждении обязанности засчитать в стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения истицы на курсах повышения квалификации в г. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также об установлении истице повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В исковом заявлении Пилипец Г.Н. указала, что в период работы в <данные изъяты> приказом руководителя организации она была направлена на курсы повышения квалификации, которые проходили в г. <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в УПФР с заявлением о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости, однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости было отказано. С решением УПФР истица не согласна, полагая, что период нахождения на курсах повышения квалификации должен быть засчитан в стаж работы в районах Крайнего Севера, что в свою очередь порождает у нее право на перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истица поддержала иск, подтвердила доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ года, продолжает работать в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. Имеет на иждивении сына ФИО2, <данные изъяты> г.р., который обучается по очной форме обучения в <данные изъяты>. Уточнила материально-правовое основание иска, просила обязать ответчика установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, имеющему стад работы в районах Крайнего Севера.
В письменном отзыве на исковое заявление ответчик требования Пилипец Г.Н. не признал, указав, что в период обучения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы и заработная плата, однако трудовая деятельность им не осуществляется, поскольку в период обучения работник является слушателем образовательного учреждения, подчиняется уставу и правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения. При отсутствии документального подтверждения работы Королевой в районах Крайнего Севера ответчик не усматривает оснований для перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал и поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.10.1967г. №1029 (с последующими дополнениями и изменениями), город Воркута отнесен к районам Крайнего Севера.
Согласно пункту 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 данного Федерального закона, при наличии одного такого члена семьи фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5 124 рублей в месяц. В соответствии с абзацем вторым пункта 7 статьи 14 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера; т.е. период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в этом случае должен быть не менее 20 лет (15 х 12 : 9).
К нетрудоспособным членам семьи в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» относятся дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, производится соответствующий перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера является осуществление трудовых обязанностей, в том числе в период нахождения в служебной командировке, в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях.
Материалами дела удостоверено, что истица в спорный период и в настоящее время работает <данные изъяты> <данные изъяты>. Приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ она была направлена в командировку на курсы повышения квалификации по циклу «Современные аспекты управления, экономики здравоохранения» в г. Воркуту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истица прошла обучение на курсах усовершенствования в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные факты подтверждаются трудовой книжкой истицы (л.д. 5-6), свидетельством о прохождении повышения квалификации (л.д. 7), копией приказа (л.д. 14), справкой МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ» (л.д. 13). Из приказа о направлении истицы в командировку следует, что командировка осуществляется за счет средств работодателя.
Согласно документам, содержащимся в пенсионном деле истицы, на её иждивении находится сын ФИО2, <данные изъяты> г.р. (<данные изъяты> лет), обучающийся в <данные изъяты> по очной форме до 2014 года.
Заявление Пилипец о перерасчете страховой части пенсии принято органом Пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9).
Из решения УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что истица является получателем трудовой пенсии по старости; её страховой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> день; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – <данные изъяты> года <данные изъяты> дней (л.д. 11). Этим решением истице было отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.
Суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации не может быть засчитан в стаж работы истицы в качестве работы в районе Крайнего Севера.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гарантии, предоставляемые работнику в связи с направлением его работодателем на повышение квалификации с отрывом от производства, заключаются в сохранении за ним места работы и средней заработной платы по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В связи с этим период нахождения истицы на курсах должен быть засчитан в стаж её работы в районах Крайнего Севера, а при наличии этого стажа истица имеет право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Истица имеет на иждивении нетрудоспособного члена семьи, относящегося к категории лиц, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Следовательно, с учетом изложенного истица имеет право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Поскольку заявление истицы принято органом Пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ, перерасчет размера страховой части трудовой пенсии ей следует произвести с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми засчитать Пилипец Галине Николаевне период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в районах Крайнего Севера, а также установить ей с ДД.ММ.ГГГГ фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом наличия у нее стажа работы в районах Крайнего Севера.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 21 мая 2012 года.
Судья Д.Б.Диатроптов