Иск о зачете в стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения на курсах



Дело № 2-211/2010

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Диатроптова Д.Б.,

при секретаре Поповой С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Троицко-Печорске Республики Коми 22 июня 2010 года дело по иску Мискоглид Валентины Петровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми о присуждении к обязанности засчитать в стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения на курсах повышения квалификации в г. Воркуте и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости в связи с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера,

у с т а н о в и л :

Истица обратилась с приведенным выше иском. В обоснование своих требований указала, что в период работы в **** с Дата обезличена по Дата обезличена по распоряжению работодателя она направлялась на курсы повышения квалификации в командировку в г. Воркуту, который относится к районам Крайнего Севера. 12.04.2010 истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми (далее - УПФР) с заявлением о перерасчете размера пенсии, однако решением УПФР в перерасчете пенсии ей было отказано. По мнению истицы, указанный период нахождения на курсах повышения квалификации должен быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера, а наличие данного стажа влечет перерасчет пенсии.

В письменном отзыве на иск ответчик указал, что не согласен с требованиями истицы, поскольку курсы повышения квалификации не могут быть учтены в качестве профессиональной деятельности, между работником и работодателем в период учебы с отрывом от производства лишь сохраняются трудовые отношения. Поэтому указанный период не может быть включен в стаж работы истицы в качестве ее работы в районе Крайнего Севера. Кроме того, ответчик указал, что истица представила справку о подтверждении факта работы в районе Крайнего Севера, не содержащую число, месяц и год ее рождения, что не соответствует требованиям п. 40 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555.

Истица просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика извещен о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил, о причине неявки суд не уведомил. Суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что истица является получателем трудовой пенсии по старости.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.10.1967г. №1029 (с последующими дополнениями и изменениями), город Воркута отнесен к районам Крайнего Севера.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» были внесены изменения, предусматривающие с 01.01.2010 установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости отдельным категориям лиц, проработавших в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Согласно пункту 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера; т.е. период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в этом случае должен быть не менее 20 лет (15 х 12 : 9).

Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, производится соответствующий перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера является осуществление трудовых обязанностей, в том числе в период нахождения в служебной командировке, в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях.

Материалами дела удостоверено, что истица в Дата обезличена году работала в ****, приказом работодателя от Дата обезличена была направлена на курсы повышения квалификации **** в г. Воркуту и фактически там находилась с Дата обезличена по Дата обезличена. Данные факты подтверждаются копией приказа (л.д. 7), справкой **** ( л.д.8), трудовой книжкой истицы (л.д. 12), а также удостоверением о прохождении истицей цикла усовершенствования на базе **** (л..д. 11). Согласно приказу, в период пребывания истицы на курсах ей выплачивался средний заработок.

Отсутствие в справке сведений о дате, месяце и годе рождения истицы не имеет существенного значения для разрешения дела, поскольку совокупностью всех имеющихся документов подтверждается, что именно истица, а не кто иной, находилась на курсах повышения квалификации. Так, сведения о дате рождения истицы имеются в удостоверении о прохождении ею курсов, сведения о годе рождения содержатся в ее трудовой книжке; эти документы не противоречат остальным письменным доказательствам, содержащим персональные данные истицы, и согласуются с ними.

Копией поданного в УПФР заявления истицы о перерасчете страховой части пенсии удостоверено, что заявление принято органом Пенсионного фонда Дата обезличена (л..д. 4-5).

Из решения УПФР от 19.04.2010 №61 следует, что истица является получателем трудовой пенсии по старости; ее страховой стаж по состоянию на Дата обезличена составляет 33 года 4 месяца 24 дня; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 33 года 4 месяца 7 дней (л..д. 6). Этим решением истице было отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.

Суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации не может быть включен в стаж работы истицы в качестве ее работы в районе Крайнего Севера.

В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшей в период пребывания истицы в командировке, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством. Согласно ст. 116 того же кодекса за командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы и средний заработок. Статьей 187 ныне действующего Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гарантии, предоставляемые работнику в связи с направлением его работодателем на повышение квалификации с отрывом от производства, заключаются в сохранении за ним места работы и средней заработной платы по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В связи с этим период с Дата обезличена по Дата обезличена должен быть засчитан в стаж работы истицы в районах Крайнего Севера, а при наличии этого стажа она имеет право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Поскольку заявление истицы принято органом Пенсионного фонда 12.04.2010, перерасчет размера страховой части трудовой пенсии ей следует произвести с 01.05.2010.

Руководствуясь ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицко-Печорском районе Республики Коми засчитать Мискоглид Валентине Петровне, Дата обезличена года рождения, в стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения ее на курсах повышения квалификации в г. Воркуте с Дата обезличена по Дата обезличена и установить Мискоглид Валентине Петровне с Дата обезличена фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в сумме, предусмотренной пунктом 7 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ), с учетом наличия у нее стажа работы в районах Крайнего Севера.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Д.Б.Диатроптов