№2-35/2012 Иск о признании действий незаконными, компенсации морального вреда



Дело № 2-35/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2012 года                            

Троицко-Печорский районный суд РК в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием представителя ответчика – Шатунова Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Рожковой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева Алексея Анатольевича к Изолятору временного содержания ОВД по Троицко-Печорскому району о признании действий незаконными, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ

Беляев А.А. обратился в суд с иском к Изолятору временного содержания ОВД по Троицко-Печорскому району о признании действий, выражающихся в неоказании ему необходимой медицинской помощи, незаконными, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В обосновании исковых требований истец указал, что отбывая наказание по приговору суда Донецкой области в виде пожизненного лишения свободы он заболел <данные изъяты>, состоит на группе диспансерного учета «<данные изъяты>». По данному заболеванию медицинские работники назначили ему лечение, которое состоит из <данные изъяты>, специального диетического питания в соответствии с приказом Минюста РФ от 02.08.2005 года № 125. Назначенное лечение в Следственном изоляторе г. Сосногорска исполнялось в соответствии с медицинскими показаниями.

На основании судебного решения он был этапирован из изолятора г. Сосногорска в изолятор временного содержания ОВД по Троицко-Печорскому району (далее ИВС ОВД по Троицко-Печорскому району), где содержался в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный период времени, несмотря на наличие тяжкого заболевания и предписания медицинских работников ему не оказывалось необходимого лечения. Ежедневно, при обходе медицинским работником помещений ИВС он указывал на необходимость прохождения назначенного курса лечения беспрерывно, однако в его просьбе ему отказывали, ссылаясь на отсутствие необходимых медицинских препаратов.

Положения Федерального закона от 21.06.1995 года № 103 «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых» предусматривают оказание нужной медицинской помощи лицам, страдающим различными заболеваниями.

Считает, что действия ответчика, выраженные в неоказании ему медицинской помощи в период нахождения в ИВС, являются незаконными.

Неоказание медицинской помощи вызвало в нем чувство страха за свою жизнь и здоровье, беспокойства, растерянности, несправедливости, беззащитности и унижения, которое наиболее остро ощущается в местах лишения свободы, из-за чего он безусловно потерпел моральный вред.

В судебном заседании истец не участвовал в связи отбытием реальной меры наказания в местах лишения свободы. Своего представителя для участия в судебном заседании не направил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель ответчика Шатунов Д.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал в полном объеме, суду показал, что при этапировании Беляев А.А. доставлялся в ИВС после 18 час. На следующий день медицинский работник с ним беседовала, проводила осмотр. Лекарств по заболеваемости Беляева в ИВС нет, такие лекарства привозят такие лица самостоятельно из СИЗО. Фельдшер ИВС ФИО4 обращалась за консультацией к врачу-фтизиатру МУЗ «Троицко-Печорская ЦРБ», ей было пояснено, что такие лекарства в ИВС не хранятся, они выписываются лично больному.

Беляев А.А. содержался в ИВС не более 2-х суток, после чего его сразу этапировали. В исковом заявлении истец верно указывает периоды, он доставлялся по постановлению суда об этапировании для рассмотрения других уголовных дел. Беляева А.А. этапировали из СИЗО-2 г. Сосногорска.

При этапировании в личном деле лица имеется указание врача на возможность этапирования, в медицинской карте, хранящейся при личном деле, указано о заболевании лица. Относительно Беляева А.А. знает, что он болен туберкулезом. Ранее лекарство им всегда направлялось с СИЗО.

При обходе фельдшер заполняет журнал, где указывает, какие препараты ставились или выдавались больному. В последующем, при выдаче лекарств, медицинские препараты выдаются постовыми.

ИВС не является юридическим лицом. ИВС ОВД по Троицко-Печорскому району является структурным подразделением милиции общественной безопасности, которое входит в структуру ОВД. В настоящее время, в связи с реорганизацией, ИВС является структурным подразделением отделения полиции № 7 межмуниципального отдела МВД РФ «Сосногорский». Деятельность ИВС регламентирована многочисленными нормативными актами и приказами. В частности Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых», приказа МВД РФ дсп, приказа МВД РФ . По названным актам обязанность по обеспечению надлежащего содержания лиц в ИВС возложена на начальника ОВД и начальника ИВС.

Для разрешения тех или иных вопросов, касающихся условия содержания в ИВС он выходит с представлением на имя начальника ОВД. Непосредственно он начальником ИВС работает с ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав представителя ответчика, свидетеля ФИО4, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве Внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом президента РФ от 01.03.2011 года № 248 Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно подпункту 26 пункта 12 названного Положения, на МВД РФ возложено осуществление полномочий по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание органами внутренних дел задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В силу ст. 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 года № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.

    Как следует из ст. 9 названного Федерального закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Пунктом 4 Указа президента РФ от 01.03.2011 года № 248 установлено, что территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - территориальные органы) являются:…

в) на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

г) на районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления.

Аналогичная территориальная структура была установлена Указом президента РФ «О территориальных органах МВД РФ» от 28.02.2009 года № 233 (действующем до 01.03.2011 года).

Из Положения об отделе внутренних дел по Троицко-Печорскому району, утвержденное приказом МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ с дополнениями, внесенными приказом МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОВД по Троицко-Печорскому району является территориальным органом Министерства Внутренних дел Российской Федерации районного уровня и осуществляет полномочия органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, защиты собственности от противоправных посягательств, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, борьбы с преступностью на территории муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорский» (пункт 2).

ОВД по Троицко-Печорскому району входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Министерству внутренних дел Республики Коми (пункт 3).

ОВД по Троицко-Печорскому району осуществляет свою деятельность через входящие в его состав структурные подразделения (пункт 8).

В рамках своих полномочий ОВД по Троицко-Печорскому району осуществляет в том числе полномочия по содержанию подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование (пп. 18 п. 17).

ОВД по Троицко-Печорскому району является юридическим лицом.

Из раздела III Положения следует, что ОВД возглавляет начальник отдела внутренних дел, который обеспечивает соблюдение законности в деятельности ОВД по Троицко-Печорскому району и подчиненных подразделений; организует контроль за выполнением ОВД и подчиненными подразделениями законодательства Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов Республики Коми, муниципальных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел (л.д. 19-32).

В соответствии с Положением об ИВС ОВД по Троицко-Печорскому району, утвержденному приказом ОВД по Троицко-Печорскому району от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ИВС входит в структуру милиции общественной безопасности, является структурным подразделением ОВД по Троицко-Печорскому району и местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (л.д. 65-70).

Руководит ИВС начальник ИВС, который назначается и освобождается от должности приказом начальника ОВД.

К компетенции начальника ИВС относится обеспечение предусмотренного законом порядка содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС, он несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на ИВС задач и функций и в том числе своевременно вносит предложения руководству ОВД по Троицко-Печорскому району по вопросам материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания подозреваемых и обвиняемых.

С июня 2011 года проводятся мероприятия по реорганизации ОВД по Троицко-Печорскому путем присоединения данного отдела внутренних дел к Межмуниципальному отделу МВД РФ «Сосногорский», в связи с чем издан приказ МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ .

Приказом МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ Межмуниципальный отдел МВД РФ «Сосногорский» является правопреемником ОВД по Троицко-Печорскому району.

Приказом Межмуниципального отдела МВД РФ «Сосногорский» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об отделении полиции МО МВД РФ «Сосногорский» (реализующий задачи и функции органа внутренних дел на территории пгт. Троицко-Печорск).

Кроме этого, в связи с реорганизацией ОВД по Троицко-Печорскому району было утверждено Положение об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОП № 7 МО МВД РФ «Сосногорский» (л.д.71-75).

Во всех вновь принятых Положениях (об ОП № 7, об ИВС ОП № 7) права и обязанности как самих подразделений органа внутренних дел, так и руководящих лиц таких подразделений в части касающихся вопросов содержания лиц в ИВС фактически дублируют аналогичные Положения рассмотренные выше.

Пунктом 3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ определено, что организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС.

Таким образом, учитывая положение исследованных выше нормативно-правовых актов и принимая во внимание, что ИВС ОВД по Троицко-Печорскому району, так и ИВС ОП № 7 МО МВД РФ «Сосногорский» являются структурными подразделениями органа внутренних дел и в рамках обжалования действий (бездействия) органа государственной власти не могут являться субъектами такого обжалования, поскольку в силу закона лишь органы внутренних дел являются территориальными органами органа исполнительной власти, либо таковыми могут являться должностные лица органа внутренних дел.

Следовательно, действующее законодательство не предусматривает возможности обращения лица к такому структурному подразделению, как изолятор временного содержания органа внутренних дел для самостоятельного признания действий (бездействия) такого структурного подразделения незаконным.

При изложенных обстоятельствах, суд находит необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Беляева Алексея Анатольевича к изолятору временного содержания ОВД по Троицко-Печорскому району о признании действий, выражающихся в неоказании ему необходимой медицинской помощи незаконными.

Учитывая, что требование о компенсации морального вреда является производным от первоначального требования, в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда суд также отказывает.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

    В удовлетворении исковых требований Беляева Алексея Анатольевича к изолятору временного содержания ОВД по Троицко-Печорскому району о признании действий незаконными, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.

    Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 30 дней со дня его принятия в мотивированной форме.

    В мотивированной форме решение принято 22 марта 2012 года.

Судья             Леконцев А.П.