Об оспаривании бездействия администрации



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

с. Тросна 01 октября 2010 года

Троснянский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Ерохина Р.В.

с участием ст. помощника прокурора Троснянского района Орловской области Кузнецова М.П.

При секретаре Наумкиной С.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Троснянского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Троснянского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Троснянского сельского поселения по обеспечению требований безопасности и содержания бесхозяйного ГТС в д. <.....> Троснянского района Орловской области

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Троснянского района Орловской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Троснянского сельского поселения по обеспечению безопасности и содержания бесхозяйного ГТС в д. <.....>.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что в результате обследования, проведенного прокуратурой Троснянского района установлено, что в границах Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области в районе д. <.....> расположено гидротехническое сооружение (далее – ГТС), которое не имеет собственника, и в силу ст.130, ч.1 ст.225 ГК РФ признается бесхозяйным объектом недвижимости.

Указанное ГТС представляет собой действующий гидроузел, основным типовым элементом которого является земляная однородная плотина с объемом водохранилища менее 500.0 тыс.м3, длиной 150 метров, шириной 5 метров, высотой 6 метров.

В силу ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. №117-ФЗ данные гидроузлы имеют статус гидротехнического сооружения, поскольку его основной образующий элемент отнесен к типу «плотина».

Отсутствие правообладателей, правоустанавливающих и технических документов на ГТС, иных притязаний со стороны третьих лиц подтверждено сведениями представленными Троснянским филиалом Орловский центр «Ф», <.....> отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области.

В установленном порядке учет ГТС как бесхозного недвижимого имущества не обеспечен, поскольку администрация Троснянского сельского поселения, на территории которого оно находится, до настоящего времени не обратилась в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая в частности, не имеет собственника. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке установленном постановлением Правительства РФ от 17.09.2004 года № 580 ( ред. От 12.11.2004 №627). По истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на вещь.

Соблюдение установленного законом порядка принятия бесхозного имущества на учет делает возможным его обращение в муниципальную собственность, распоряжение им в дальнейшем, определение собственника (лигитивного пользователя) этого имущества и возложение на него обязанностей по обеспечению его безопасности, надлежащей эксплуатации и охране.

Безопасность гидротехнических сооружений характеризуется свойством, позволяющим обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, что определено ст.ст. 3.9 ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений».

В частности, безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается посредством:

-установления критериев их безопасности и декларирования сведений о соответствии ГТС данным критериям;

-мониторинга технической безопасности ГТС;

-осуществления мер по предупреждению аварий на сооружениях;

-заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на сооружениях.

В силу ст.ст.9,10 указанного Федерального закона обеспечение охраны и безопасности гидротехнического сооружения является обязанностью его собственника или эксплуатирующей организации, которые в установленном порядке несут за это ответственность, в том числе, посредством возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц в результате аварии на ГТС или чрезвычайных экологических ситуаций.

Гарантиями возмещения вреда в результате аварии на ГТС выступает обязательное страхование и финансовое обеспечение гражданской ответственности владельцев сооружений, установленные ст.ст.15,17 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений».

Поскольку гидротехническое сооружение в районе д. <.....> в границах Троснянского сельского поселения не имеет собственника, соответственно надлежащим образом не обеспечивается его безопасность, что создает реальные предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций и наступления таких негативных последствий, как затопление территории и объектов инфраструктуры поселения.

В соответствии с п.4 Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, все сооружения, определенные ст.ст. 1,3 названного Федерального закона независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, подлежат государственной регистрации и учету.

Установленная законодателем процедура принятия на учет бесхозного гидротехнического сооружения позволяет в дальнейшем определить его собственника (эксплуатирующую организацию) и как следствия – обеспечить безопасность ГТС за счет надлежащего исполнения последним обязанностей по охране гидротехнического сооружения и контроля за их исполнением со стороны государственных органов.

Статус вышеуказанного гидротехнического сооружения как бесхозяйного объекта, представляющего реальную опасность для населения и окружающей среды в случае его повреждения, являющегося потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций требует постановки ГТО на государственный учет в регистрирующем органе с целью создания информационной основы для осуществления мероприятий по обеспечению безопасности сооружения и предупреждению чрезвычайных ситуаций, и позволит гарантировать право граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131 –ФЗ, а также в Законе РФ « О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06 июля 1991 года № 1550 –1, Федеральном законе « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154 –ФЗ, которые применяются в переходный период с 08 октября 2003 года по 31 декабря 2008 года в части не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 –ФЗ.

Организация местного самоуправления на территории поселения предполагает надлежащее решение из интересов населения органами местного самоуправления вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством, к которым, в частности, отнесены: участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, а также осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охрана их жизни и здоровья (п.8,п.23,п.26 ст.14 ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131 –ФЗ).

В целях решения вопросов местного значения в собственности сельских поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ( п.5, п.19 ч.2 ст.50 вышеуказанного Федерального закона).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среды и материальных потерь в случае их возникновения (ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69 –ФЗ» О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Бездействие администрации Троснянского сельского поселения, не позволяющее принять бесхозяйное гидротехническое сооружение на учет в установленном порядке, исключает возможность обращения данного объекта, представляющего повышенную опасность для населения и окружающей природной среды в муниципальную собственность и последующее распоряжение им (санкционированное использование), определение лица, обязанного в силу закона соблюдать нормы, правила эксплуатации и охраны недвижимого имущества и, соответственно, не позволяет обеспечить безопасность данного объекта как для населения, так и для водных ресурсов, гарантировать стабильное функционирование объектов водохозяйственной системы и создает реальные предпосылки к возникновению чрезвычайных экологических ситуаций, которые могут повлечь опасные последствия доля жизни, здоровья, имущества людей, а также природных объектов.

Несмотря на приведенные законодательные требования, администрацией Троснянского сельского поселения до настоящего времени не принимаются действенные меры к постановке бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В силу статей 1,2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная деятельность населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в силу ст. 15 Конституции РФ они обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Бездействие администрации Троснянского сельского поселения, не позволяющее принять бесхозное гидротехническое сооружение на учет в установленном порядке, исключает возможность обращения данного объекта, представляющего повышенную опасность для населения и окружающей природной среды в муниципальную собственность и последующее распоряжение, им (санкционированное использование), определение лица, обязанного в силу закона соблюдать нормы, правила эксплуатации и охраны недвижимого имущества и, соответственно, не позволяет обеспечить безопасность данного объекта как для населения, так и для водных ресурсов, гарантировать стабильное функционирование объектов водохозяйственной системы и создает реальные предпосылки к возникновению чрезвычайных экологических ситуаций, которые могут повлечь опасные последствия доля жизни, здоровья, имущества людей, а также природных объектов.

Несмотря на приведенные законодательные требования, администрацией Троснянского района до настоящего времени не принимаются действенные меры к постановке бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В силу статей 1,2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная деятельность населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в силу ст. 15 Конституции РФ они обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Бездействие администрации Троснянского сельского поселения по постановке бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного в границах поселения, на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которые не оказывают вредного воздействия на человека, предусмотренные статьями 42 Конституции РФ, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 8 Федерального закона « О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья, имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренное ст.18 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Статья 28 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ « О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите и сохранению здоровья людей несут гражданско – правовую ответственность.

На основании изложенных доводов в судебном заседании ст. помощник прокурора Кузнецов М.П. поддержал требования изложенные в заявлении и просил суд признать бездействие администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области по обеспечению требований безопасности бесхозяйного гидротехнического сооружения- незаконным.

Обязать администрацию Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет.

В судебном заседании глава администрации Троснянского сельского поселения Базукина Т.А. признала предъявленные требования прокурора района и суду пояснила, что действительно в районе д. <.....> расположено гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.3 ст. 225 ГК РФ Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Выслушав доводы ст. помощника прокурора Кузнецова М.П., пояснения и.о. главы Троснянского сельского поселения Базукиной Т.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку доводы прокурора изложенные выше в обоснование иска суд находит законными и обоснованными.

На основании п.7 ч.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ с администрации Троснянского сельского поселения подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Муниципального образования в размере 200 рублей за рассмотрения дела в суде.

Руководствуясь ст. ст. 12-56, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Троснянского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Троснянского сельского поселения по обеспечению требований безопасности бесхозяйного ГТС - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области по обеспечению требований безопасности бесхозяйного гидротехнического сооружения - незаконным.

Обязать администрацию Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области, обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнического сооружения расположенного в д. <.....> Троснянского района Орловской области.

По вступлению данного решения суда в законную силу, в течение трех дней направить в администрацию Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области данное решение для исполнения.

Администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области не позднее чем в течение месяца со дня получения данного решения, необходимо сообщить Троснянскому районному суду об исполнении данного решения суда.

Взыскать с администрации Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования Троснянского района Орловской области в размере 200 рублей за рассмотрения дела в суде.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Троснянский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий __________________